Обзор русской литературы 1850—1880 гг. Литература-10
Литература
 
 Главная
 
А. А. Фет.
Фото А. И. Деньера. 1860-е гг.
 
Портрет Ф. И. Тютчева
работы К. Даутендея. 1850-1851.
Раскрашенная фотография[6]
 
Портрет А. Н. Майкова
работы В. Перова, 1872.
Государственная Третьяковская галерея
 
Портрет Я.П.Полонского
работы И.Н.Крамского. 1875 г.
ГТГ, Москва
 
 
 
 
 
ЛИТЕРАТУРА 1850—1880 гг.
 
Обзор русской литературы 1850—1880 гг.

1 ЧАС

10 класс[1]


УРОК 56
«Порвалась цепь великая...»[2]

Обзор русской литературы 1850—1880 гг.
Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы,
журналистики и литературной критики.
Традиции и новаторство русской поэзии.
Эволюция национального театра.
Мировое значение русской классической литературы.


В ходе обзорной лекции учитель должен познакомить школьников
с основными проблемами и направлениями литературного процесса второй половины XIX в.,
дать характеристику приоритетным литературным жанрам,
определить мировое значение русской классической литературы этого периода.

Основные положения лекции можно записать в таблице.

Итог урока.

Таким образом, во II половине XIX в. историко-литературный процесс развивался в двух направлениях.

С одной стороны, формировалась литература, порожденная демократическими тенденциями в стране, тесно связанная с общественной жизнью. Она стремилась быть «учебником жизни» и преобразовать действительность на гуманистических основах. Этот процесс породил литературу критического реализма и затем литературу «пролетарскую».

С другой стороны, рядом с литературой «общественной» развивалась литература «чистого искусства», отражающая тончайшие переживания человека, пытающаяся усовершенствовать общество с эстетических позиций. Однако в произведениях русской классики смогли интегрироваться оба процесса: в классической литературе беспощадная критика буржуазных отношений сочеталась с глубоким психологизмом, умением передать «диалектику души» человека и отразить это на высоком художественном уровне. Это определило величайшее мировое значение русской литературы II половины XIX в.

Следующие уроки: Урок 57. Н. Г. Чернышевский. Жизнь, творчество, эстетические взгляды. Роман «Что делать?» >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Некрасов Н. А. Кому на Руси жить хорошо // Н. А. Некрасов. Избр. соч. — М., 1945. — С. 266. (вернуться)


Русская литература 1850—1880 гг.
Периодизация русской литературы 1850—1880 гг.
Важнейшие исторические события в Европе и России
Общая характеристика развития русской литературы
Основные литературные жанры
1852—1868 гг.
Революция в Европе (1848—1849 гг.); 1848—1855 гг. в России — период «мрачного семилетия». Разгром петрашевцев. Поражение России в Крымской войне. Подъем демократического движения и крестьянских волнений. Кризис самодержавия и пропаганда идей крестьянской революции. Отмена крепостного права в 1861 г. Противоборство либералов и демократов. Начало буржуазных преобразований
Усиление цензуры в литературе. Образование «бутурлинского» комитета по делам печати. Ссылка Салтыкова-Щедрина в Вятку, а Тургенева в Спасское-Лутовиново. 1855 г. — смерть Николая I. Ослабление цензурного гнета. Рассвет демократической журналистики и ее противостояние консервативной. Материалистическая эстетика Чернышевского. Ведущая роль журнала «Современник». Литература — средство преобразования действительности на гуманистических основах. Развитие русской драматургии. Начало расцвета русского реалистического романа. Новые темы и проблемы в литературе: герои-разночинцы, пассивность крестьянства, показ тяжелой жизни рабочих. «Почвенничество». Утверждение реализма в литературе. Реализм и правдивость в изображении жизни в произведениях Л. Толстого, Достоевского, Лескова. «Диалектика души» и глубинный психологизм в их произведениях. Высокое художественное мастерство поэтов-романтиков (Фет, Тютчев, А. К. Толстой, Майков, Полонский)
Активизация жанров литературной критики и журналистики. «Очерковые книги». Мемуарно-автобиографические жанры. Демократическая повесть, роман. Лирические жанры в творчестве поэтов-романтиков
1869—1881 гг.
Последствия крестьянской реформы. Демократические идеи народничества, их «утопический социализм». Активизация тайных революционных организаций
Интерес к жизни народа и пореформенной деревни. Вопрос о народном счастье. Мысль о гражданском служении образованного общества народу. Идеализация крестьянской жизни в литературе писателей-народников, показ разложения общинного уклада. Четкая общественная позиция в литературной критике. Ведущая роль журнала «Отечественные записки». Идеологическая критика Шелгунова. Реалистические тенденции в творчестве Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Г. Успенского, Лескова. Продолжение литературной деятельности Фета, Майкова, Полонского. Появление плеяды поэтов-народников
Расцвет романа. Эволюция малых литературных форм: очерка, рассказа, повести. Жанр сказа. Оживление жанров поэзии. Публицистический и фольклорный характер стихов народников
(вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика