Главная |
|
|
А. А. Фет.
Фото А. И. Деньера. 1860-е гг. |
|
|
Портрет Ф. И. Тютчева
работы К. Даутендея. 1850-1851.
Раскрашенная фотография[6] |
|
|
Портрет А. Н. Майкова
работы В. Перова, 1872. Государственная Третьяковская галерея |
|
|
Портрет Я.П.Полонского
работы И.Н.Крамского. 1875 г.
ГТГ, Москва |
|
|
|
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА 1850—1880 гг. |
|
Обзор русской литературы 1850—1880 гг.
1 ЧАС
10 класс[1] |
УРОК 56
«Порвалась цепь великая...»[2]
Обзор русской литературы 1850—1880 гг.
Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы,
журналистики и литературной критики.
Традиции и новаторство русской поэзии.
Эволюция национального театра.
Мировое значение русской классической литературы.
В ходе обзорной лекции учитель должен познакомить школьников
с основными проблемами и направлениями литературного процесса второй половины XIX в.,
дать характеристику приоритетным литературным жанрам,
определить мировое значение русской классической литературы этого периода.
Основные положения лекции можно записать в таблице.
Итог урока.
Таким образом, во II половине XIX в. историко-литературный процесс развивался в двух направлениях.
С одной стороны, формировалась литература, порожденная демократическими тенденциями в стране, тесно связанная с общественной жизнью.
Она стремилась быть «учебником жизни» и преобразовать действительность на гуманистических основах. Этот процесс породил литературу критического реализма
и затем литературу «пролетарскую».
С другой стороны, рядом с литературой «общественной» развивалась литература «чистого искусства», отражающая тончайшие переживания человека,
пытающаяся усовершенствовать общество с эстетических позиций. Однако в произведениях русской классики смогли интегрироваться оба процесса:
в классической литературе беспощадная критика буржуазных отношений сочеталась с глубоким психологизмом, умением передать «диалектику души»
человека и отразить это на высоком художественном уровне. Это определило величайшее мировое значение русской литературы II половины XIX в.
Следующие уроки: Урок 57. Н. Г. Чернышевский. Жизнь, творчество, эстетические взгляды. Роман «Что делать?» >>>
|
|
1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В.,
Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. ( вернуться)
2. Некрасов Н. А. Кому на Руси жить хорошо // Н. А. Некрасов. Избр. соч. — М., 1945. — С. 266.
( вернуться)
Русская литература 1850—1880 гг. |
Периодизация русской литературы 1850—1880 гг. |
Важнейшие исторические события в Европе и России |
Общая характеристика развития русской литературы |
Основные литературные жанры |
1852—1868 гг. |
Революция в Европе (1848—1849 гг.);
1848—1855 гг. в России — период «мрачного семилетия». Разгром петрашевцев. Поражение России в Крымской войне. Подъем демократического движения
и крестьянских волнений. Кризис самодержавия и пропаганда идей крестьянской революции. Отмена крепостного права в 1861 г. Противоборство
либералов и демократов. Начало буржуазных преобразований |
Усиление цензуры в литературе. Образование «бутурлинского» комитета
по делам печати. Ссылка Салтыкова-Щедрина в Вятку, а Тургенева в Спасское-Лутовиново. 1855 г. — смерть Николая I. Ослабление цензурного гнета.
Рассвет демократической журналистики и ее противостояние консервативной. Материалистическая эстетика Чернышевского. Ведущая роль журнала «Современник».
Литература — средство преобразования действительности на гуманистических основах. Развитие русской драматургии. Начало расцвета русского реалистического
романа. Новые темы и проблемы в литературе: герои-разночинцы, пассивность крестьянства, показ тяжелой жизни рабочих. «Почвенничество». Утверждение
реализма в литературе. Реализм и правдивость в изображении жизни в произведениях Л. Толстого, Достоевского, Лескова. «Диалектика души» и глубинный
психологизм в их произведениях. Высокое художественное мастерство поэтов-романтиков (Фет, Тютчев, А. К. Толстой, Майков, Полонский) |
Активизация жанров литературной критики и журналистики. «Очерковые книги».
Мемуарно-автобиографические жанры. Демократическая повесть, роман. Лирические жанры в творчестве поэтов-романтиков |
1869—1881 гг. |
Последствия крестьянской реформы. Демократические идеи народничества,
их «утопический социализм». Активизация тайных революционных организаций |
Интерес к жизни народа и пореформенной деревни. Вопрос о народном счастье. Мысль о гражданском служении образованного общества народу. Идеализация крестьянской жизни в литературе писателей-народников, показ разложения общинного уклада. Четкая общественная позиция в литературной критике. Ведущая роль журнала «Отечественные записки». Идеологическая критика Шелгунова. Реалистические тенденции в творчестве Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Г. Успенского, Лескова. Продолжение литературной деятельности Фета, Майкова, Полонского. Появление плеяды поэтов-народников |
Расцвет романа. Эволюция малых литературных форм: очерка, рассказа, повести. Жанр сказа. Оживление жанров поэзии. Публицистический и фольклорный характер стихов народников |
( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|