Н. Г. Чернышевский. Жизнь, творчество, эстетические взгляды. Роман «Что делать?». Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Н. Г. Чернышевский.
Фотография В. Я. Лауфферта. 1859.[4]
 
Н. Г. Чернышевский
пишет роман "Что делать?"
в Алексеевском равелине
Петропавловской крепости. 1953.
Худ. Горовых Е. Д.
 
 
 
Рахметов. Иллюстрация
к роману Н. Чернышевского «Что делать?». Рис. В. Милашевского. 1936 г.
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
(1828 – 1889)

2 ЧАСА

10 класс[1]


Урок 57. Н. Г. Чернышевский. Жизнь, творчество, эстетические взгляды. Роман «Что делать?»

Урок 58. Структура романа «Что делать?». Система образов


УРОК 57
«Я знал одной лишь думы власть» [2]

Н. Г. Чернышевский. Жизнь, творчество, эстетические взгляды.
Роман «Что делать?». Система образов романа.
Идеал будущего общества. Смысл снов, иллюзий
и утопий в художественной структуре романа


Задачи уроков по творчеству Чернышевского — познакомить учащихся с судьбой писателя, критика и общественного деятеля, с его эстетическими взглядами, представленными в диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», с романом «Что делать?», его проблематикой и поэтикой, особенностями жанра романа-утопии.

Эпоха, выдвинувшая в лидеры Чернышевского, полна мятежей и бунтов. Трудно было оставаться в стороне. Это состояние действия выражено в стихах Н. Добролюбова:

Я ваш, друзья, — хочу быть вашим,
На труд и битву я готов, —
Лишь бы начать в союзе нашем
Живое дело вместо слов.

Начать урок следует со знакомства с писателем.

Можно дать задание учащимся подготовить небольшие сообщения о страницах биографии Чернышевского, об основных этапах его жизни.

Обязательно следует остановиться на неоднозначном отношении к нему сейчас, сообщить разные точки зрения на его жизнь и творчество. Это особенно важно, так как в последнее время существенно изменился взгляд на сторонников революционного преобразования действительности.

Основные положения лекции учителя

1. Неоднозначность оценок жизненного и творческого пути Чернышевского. Одни считали его «угрюмым, злобным», другие — «милейшим, симпатичнейшим, трудолюбивейшим» человеком, третьи — «неразрешимой загадкой». Изменение оценок Чернышевского связано с изменением времени, появлением новых взглядов на историю русской литературы.

2. Чернышевский родился в один год с Львом Толстым — в 1828 г. Детство, семья писателя. Отец — образованный и уважаемый человек, протоиерей Сергиевского собора г. Саратова. Определенный духовный уклад в семье. Многолюдный (мать не расставалась со своей сестрой) дом находился на берегу Волги. Мальчик много читал, даже называл себя «библиофагом» (пожирателем книг): Цицерона в подлиннике, не обращаясь к словарю, «Историю римского права» Роллена в переводе В. К. Тредиаковского сравнивал с подлинником. Из воспоминаний писателя о детстве: «Никто нас не приохочивал, но мы полюбили читать. А кроме того, мы жили себе, как нам вздумается. Были постоянные советы нам, чтобы мы не разбивали себе лбов... Поощрение к хорошему? — собственно, лишь пример жизни старших». Отец занимался с сыном сам и весьма успешно. До поступления в университет Чернышевский знал латинский, греческий, немецкий, французский, персидский, арабский, татарский языки. В 15 лет составил грамматику татарского языка. Отрицая определенные политические взгляды этого человека, следует отметить его удивительное трудолюбие.

3. 1846 г. — поступление в Петербургский университет. Время и Петербург захватили, но юноша жадно учится. 1848 г. — в России засуха, неурожаи, голод, разорительные пожары, эпидемия холеры. Налицо кризис крепостничества, хотя до 1861 г. еще далеко. Революции в Европе: во Франции, Италии, Австрии, Венгрии. «Года полтора я только и делал, что читал газеты», — писал Чернышевский. И еще одна запись в дневнике о себе: «Красный республиканец и социалист». Так время превратило мальчика из семьи священника в революционера.

4. Работа учителем в городе Саратове. Смелые высказывания на уроках. Женитьба на Ольге Сократовне Васильевой, не испугавшейся революционных убеждений мужа, которые он не скрывал от нее.

5. Снова Петербург. Диссертация «Эстетические отношения искусства к действительности», которая около двух лет пролежала без защиты. Защита 10 мая 1855 г.
Главное в диссертации:
а) борьба с «чистым искусством» (так называли произведения без социальной направленности);
б) выступление против Гегеля и его абсолютной идеи;
в) утверждение, что источником искусства является жизнь;
г) мысль о том, что создания искусства ниже прекрасного в самой жизни, они не могут сравниться с живой действительностью;
д) само искусство не нуждается в восхвалении;
е) «прекрасное есть жизнь», но сама жизнь не прекрасна, писатель должен вынести ей приговор.

(Сообщение учащегося о диссертации Чернышевского.)

6. С 1855 г. работа в «Современнике». Чернышевский руководит отделом критики. В статье о «Детстве», «Отрочестве», «Военных рассказах» Л. Н. Толстого критик пишет: «Никогда общественная нравственность не достигала такого высокого уровня, как в наше благородное время, — благородное и прекрасное, несмотря на все остатки ветхой грязи, потому что все свои силы напрягает оно, чтобы омыться и очиститься от наследных грехов». (Сообщение учащегося о литературно-критической деятельности Чернышевского.)

7. Сложные 1860-е гг. Основной вопрос времени: нужно что-то делать. Это время начала и поражения в Крымской войне; 1862 г. — массовые репрессии, на 8 месяцев закрыт журнал «Современник», действует тайное общество «Земля и воля», арест петрашевцев и Чернышевского. Арестованный 7 июля 1862 г., он заключен в 11-ю одиночную камеру Алексеевского равелина Петропавловской крепости, где пробыл 688 дней. Здесь создается роман «Что делать?», явившийся попыткой ответить на основной вопрос времени. Роман звал на борьбу, как и строки идейного союзника Чернышевского поэта Некрасова:

Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны...
Иди в огонь за честь Отчизны,
За убежденья, за любовь...
Иди и гибни безупречно,
Умрешь недаром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь...
(Поэт и гражданин)

8. В письме к Герцену Чернышевский писал: «К топору зовите Русь... помните, что сотни лет уже губит Русь вера в добрые намерения царей». 19 мая 1864 г. — гражданская казнь Чернышевского на Мытнинской площади в Петербурге. Отправка в сибирскую ссылку для отбывания каторжных работ. Три года пребывания в Кадае (на монгольской границе), а затем на Александровском заводе Нерчинского округа. По окончании срока каторги 12 лет насильственного поселения в Вилюйске, находящемся в якутской тундре. Перевод в Астрахань, а затем после 21-летней ссылки разрешение на переезд на родину, в Саратов. Здесь писатель прожил всего 3 месяца и скончался 29 октября 1889 г.

Итог урока.

Личность Чернышевского неоднозначно воспринимается читателями, современному школьнику кажется отрицательной и непонятной (он сформировался в сложное время, приняв взгляды революционных демократов, встав на сторону революции). Но человеком он был интересным, убежденным, широко образованным, обладающим материалистическим мировоззрением. Его роман «Что делать?» поможет глубже понять эпоху.


Урок 58. Структура романа «Что делать?». Система образов


УРОК 58
«Подлинный смысл его роман приобретает только в живой связи с будущим» [3]

Роман «Что делать?». Структура романа.
Система образов. Идеал будущего общества.
Смысл снов, иллюзий, утопий в художественной структуре романа.


На уроке учащиеся будут изучать следующие главы романа «Что делать?»:

«Жизнь Веры Павловны в родительском доме»,
«Особенный человек»;
первый, второй, третий, четвертый сны Веры Павловны.

О романе «Что делать?» А. В. Луначарский писал: «Построение романа идет по четырем поясам: пошлые люди, новые люди, высшие люди и сны». Вся структура романа вмещается в эти слова.

Вопросы и задания
для вступительной беседы


1. Какова структура романа? Определите ее, анализируя оглавление.
ТАБЛИЦА
Структура романа «Что делать?»
Главы
Связь с сюжетом. Сны
1. «Дурак»
Интригующая завязка
2. «Первое следствие дурацкого дела»
Аллегорический призыв к революции
3. «Предисловие»
Разговор с двумя типами читателей: уважаемые «благородный» и «проницательный»
4. Глава первая. «Жизнь Веры Павловны в родительском доме»
Старый мир
5. Глава вторая. «Первая любовь и законный брак»
Новые люди: Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Первый сон
6. Глава третья. «Замужество и вторая любовь»
Новые люди и новая жизнь Веры Павловны. Второй сон. Третий сон. Особенный человек
7. Глава четвертая. «Второе замужество»
Мечты о будущем. Четвертый сон
8. Глава пятая. «Новые лица и развязка»
Предчувствие революции
9. Глава шестая. «Перемена декораций»
Итог

2. Почему именно эти «четыре пояса» выделил А. В. Луначарский? Как вы понимаете эти слова?

Вопросы к «первому поясу» — «Пошлые люди»

1. Кого можно отнести к «пошлым людям»?

2. Что нужно сделать, чтобы изменились «пошлые люди»? (Пошлые люди — это тот старый мир, представленный в самом начале Сторешниковыми и Марьей Алексеевной, о которой автор говорит: «Теперь вы занимаетесь дурными делами, потому что так требует ваша обстановка, но дать вам другую обстановку, и вы с удовольствием станете безвредны, даже полезны». Значит, главное — изменить среду, чтобы не было пошлых людей. Эти слова аллегорически дублируются во втором сне Веры Павловны, где говорится о двух типах грязи.)

Вопросы ко «второму поясу» — «Новые люди»

1. Однороден ли старый мир?

2. Почему именно в нем появляются люди, не желающие здесь оставаться, такие, как Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов?

3. Как называет их автор? (Это новые люди, рожденные в недрах старого мира: «Недавно зародился у нас этот тип... Он рожден временем, он знамение времени». Не случайно роман имеет подзаголовок «Из рассказов о новых людях».)

4. Как связан первый сон, рассказывающий о сыром подвале и о выходе из него, с повествованием о новых людях?

5. Кого подразумевает автор под новыми людьми?

Вопросы к «третьему поясу» — «Высшие люди»

1. Среди новых людей есть «высшие люди». Кто они? Почему их еще так мало?

2. Как вы понимаете выражение «разумный эгоизм»?

3. Почему Рахметова называют «особенным человеком»? В чем его особенность?

4. Именно с Рахметовым связан ответ на вопрос «Что делать?». Почему?

5. Почему автор так подробно рассказывает об этом герое? Выделите основные этапы формирования личности Рахметова и оцените их.

6. Чем вам близок герой? Что вы в нем не принимаете? (По мысли Чернышевского, Рахметов — это профессиональный революционер, подчинивший свою жизнь подготовке революции: «Рахметов — человек революционного действия... Ни к кому он так не строг и не взыскателен, как к себе». Он сам себя воспитывает, сам «делает» свой характер. С ним связана тема будущего. Говоря об этом герое, можно поднять проблему самовоспитания.)

Вопросы к «четвертому поясу» — «Сны»

1. Первый сон — о сыром подвале.


— Как вы понимаете этот сон? Что символизирует сырой подвал?
— Почему в первом сне с Верой Павловной беседует «Любовь к людям»? Что начинается с любви к людям?
— Как любовь к людям связана с главной темой — революцией?
— Что символизирует болезнь тех людей, которых выпускает из подвала Верочка?
— Как вы понимаете фразу: «Как же это я могла переносить паралич? Это потому, что я родилась в параличе, не знала, как ходят и бегают»?
— Как этот сон связан с судьбой Верочки?

2. Второй сон — о двух типах грязи: грязь чистая и грязная, реальная и фантастическая.

— Как расшифровать этот сон?
— Почему из одной грязи вырастают здоровые колосья, а из другой — больные?
— Какую роль в изменении грязи играют движение, труд?
— Как этот сон связан с сюжетом романа? С Марьей Алексеевной?
— Как понять рассуждения о том, что злые помогают добрым, потому что добрые еще слабы?

3. Третий сон — чтение дневника Веры Павловны.

— Какую роль играет этот сон в сюжете?
— Как он связан с судьбой героини?

4. Четвертый сон — о будущем.

— Зачем перед четвертым сном, рассказывающим о будущем, дан рассказ о Рахметове?
— Почему в сне о будущем говорится о далеком прошлом?
— Какую роль играют Астарта, Афродита, Непорочность, Равноправность? О чем рассуждает автор по отношению к женщине?
— Как объясняет свое появление спутница Верочки? Почему она появилась только во время Французской революции?
— Что зашифровано в строках из одних точек, после которых дана картина утопического счастливого будущего?
— Какая логика заключена в следующей цепочке: сон о подвале — сон о грязи — рассказ о Рахметове — обращение в прошлое, повествующее об изменении отношения к женщине, — несколько строчек отточий — счастливое будущее?
— Как показано будущее? Что в нарисованной картине утопично? Есть ли в ней что-то приемлемое для нашего времени?
— Как претворяются в жизнь лозунги Французской революции: «Свобода», «Равенство», «Братство»?

Итоговый вопрос урока

Почему «Что делать?» можно назвать романом-утопией?

Интересным может быть заключительный блок урока или даже целый урок, проведенный по сопоставлению романа-утопии «Что делать?» и романа-антиутопии «Мы» Е. Замятина,
где воплощена и доведена до крайнего предела идея равенства.

Роман «Что делать?» — это роман-утопия.

Словарь дает такое определение этого жанра: «Утопия (греч. — благословенное место, которого нет) — изображение идеального общества, нереальные планы социальных преобразований». Словом «Утопия» названа книга Томаса Мора.
ТАБЛИЦА
Сопоставление романа-утопии «Что делать?» и романа-антиутопии «Мы» Е. Замятина
«Что делать?»
«Мы»
1. Человек — хозяин всего (в лучшем смысле)
1. Человек добровольно подчинился единому порядку, выверенному, математическому
2. «Свободный труд свободно собравшихся людей» (В. Маяковский. Хорошо!)
2. Труд, личная жизнь, любовь — все подчинено единообразию, но это добровольное подчинение
3. Коллективизм, но в каких-то моментах сохраняется и индивидуальное
3. Коллективизм, но еще и доносительство друг на друга и даже на себя

Таким образом, идеалистическая, привлекательная идея Чернышевского доведена до полного воплощения Замятиным. В результате — абсурд.

Итог урока.

Роман Чернышевского «Что делать?» имеет несколько композиционных линий, которые пересекаются и создают аллегорическую картину.

Во-первых, это линия Веры Павловны. Героиня уходит из пошлого мира и начинает строить новую жизнь, связанную с какими-то революционными изменениями.

Во-вторых, линия революции, связанная с образом Рахметова, в-третьих, линия будущего.

Следующие уроки: Уроки 59-60. Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Лермонтов М. Ю. Мцыри // М. Ю. Лермонтов. Полн. собр. соч. — М., 1948. — Т. 2. — С. 52. (вернуться)

3. См.: Луначарский А. В. Романы Н. Г. Чернышевского // Собр. соч. — М., 1967. — Т. 1. (вернуться)

4. Н. Г. Чернышевский. Увеличенный переснимок А. А. Клауса и С. Н. Пыпина с фотографии В. Я. Лауфферта. 1859 г. Петербург. Пушкинский Дом Академии наук СССР. Ленинград. (вернуться)

 
Обряд гражданской казни на Мытнинской площади в Петербурге 19 мая 1864 г.
Рисунок Т. Н. Гиппиус около 1905 г.

Местонахождение оригинала неизвестно. Воспроизводится по кн.: А. Тверитинов. Об объявлении приговора Н. Г. Чернышевскому. СПб., 1906, между стр. 6 и 7 (где было опубликовано впервые)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика