Главная |
|
|
Н. Г. Чернышевский. Фотография В. Я. Лауфферта. 1859.[ 4] |
|
|
Н. Г. Чернышевский
пишет роман "Что делать?"
в Алексеевском равелине
Петропавловской крепости. 1953.
Худ. Горовых Е. Д. |
|
|
|
|
|
|
Рахметов. Иллюстрация к роману Н. Чернышевского «Что делать?». Рис. В. Милашевского. 1936 г. |
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
(1828 – 1889)
2 ЧАСА
10 класс[1] |
Урок 57. Н. Г. Чернышевский. Жизнь, творчество, эстетические взгляды. Роман «Что делать?»
Урок 58. Структура романа «Что делать?». Система образов
УРОК 57
«Я знал одной лишь думы власть» [2]
Н. Г. Чернышевский. Жизнь, творчество, эстетические взгляды.
Роман «Что делать?». Система образов романа.
Идеал будущего общества. Смысл снов, иллюзий
и утопий в художественной структуре романа
Задачи уроков по творчеству Чернышевского — познакомить учащихся с судьбой писателя, критика и общественного деятеля, с его эстетическими взглядами, представленными
в диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», с романом «Что делать?», его проблематикой и поэтикой, особенностями жанра романа-утопии.
Эпоха, выдвинувшая в лидеры Чернышевского, полна мятежей и бунтов. Трудно было оставаться в стороне. Это состояние действия выражено в стихах Н. Добролюбова:
Я ваш, друзья, — хочу быть вашим,
На труд и битву я готов, —
Лишь бы начать в союзе нашем
Живое дело вместо слов.
Начать урок следует со знакомства с писателем.
Можно дать задание учащимся подготовить небольшие сообщения о страницах биографии Чернышевского, об основных этапах его жизни.
Обязательно следует остановиться на неоднозначном отношении к нему сейчас, сообщить разные точки зрения на его жизнь и творчество. Это особенно важно,
так как в последнее время существенно изменился взгляд на сторонников революционного преобразования действительности.
Основные положения лекции учителя
1. Неоднозначность оценок жизненного и творческого пути Чернышевского. Одни считали его «угрюмым, злобным», другие — «милейшим, симпатичнейшим,
трудолюбивейшим» человеком, третьи — «неразрешимой загадкой». Изменение оценок Чернышевского связано с изменением времени, появлением новых взглядов
на историю русской литературы.
2. Чернышевский родился в один год с Львом Толстым — в 1828 г. Детство, семья писателя. Отец — образованный и уважаемый человек, протоиерей
Сергиевского собора г. Саратова. Определенный духовный уклад в семье. Многолюдный (мать не расставалась со своей сестрой) дом находился на берегу Волги.
Мальчик много читал, даже называл себя «библиофагом» (пожирателем книг): Цицерона в подлиннике, не обращаясь к словарю, «Историю римского права» Роллена
в переводе В. К. Тредиаковского сравнивал с подлинником. Из воспоминаний писателя о детстве: «Никто нас не приохочивал, но мы полюбили читать.
А кроме того, мы жили себе, как нам вздумается. Были постоянные советы нам, чтобы мы не разбивали себе лбов... Поощрение к хорошему? — собственно,
лишь пример жизни старших». Отец занимался с сыном сам и весьма успешно. До поступления в университет Чернышевский знал латинский, греческий, немецкий,
французский, персидский, арабский, татарский языки. В 15 лет составил грамматику татарского языка. Отрицая определенные политические взгляды этого человека,
следует отметить его удивительное трудолюбие.
3. 1846 г. — поступление в Петербургский университет. Время и Петербург захватили, но юноша жадно учится. 1848 г. — в России засуха, неурожаи,
голод, разорительные пожары, эпидемия холеры. Налицо кризис крепостничества, хотя до 1861 г. еще далеко. Революции в Европе: во Франции, Италии, Австрии,
Венгрии. «Года полтора я только и делал, что читал газеты», — писал Чернышевский. И еще одна запись в дневнике о себе: «Красный республиканец и социалист».
Так время превратило мальчика из семьи священника в революционера.
4. Работа учителем в городе Саратове. Смелые высказывания на уроках. Женитьба на Ольге Сократовне Васильевой, не испугавшейся революционных убеждений
мужа, которые он не скрывал от нее.
5. Снова Петербург. Диссертация «Эстетические отношения искусства к действительности», которая около двух лет пролежала без защиты. Защита
10 мая 1855 г.
Главное в диссертации:
а) борьба с «чистым искусством» (так называли произведения без социальной направленности);
б) выступление против Гегеля и его абсолютной идеи;
в) утверждение, что источником искусства является жизнь;
г) мысль о том, что создания искусства ниже прекрасного в самой жизни, они не могут сравниться с живой действительностью;
д) само искусство не нуждается в восхвалении;
е) «прекрасное есть жизнь», но сама жизнь не прекрасна, писатель должен вынести ей приговор.
(Сообщение учащегося о диссертации Чернышевского.)
6. С 1855 г. работа в «Современнике». Чернышевский руководит отделом критики. В статье о «Детстве», «Отрочестве», «Военных рассказах» Л. Н. Толстого
критик пишет: «Никогда общественная нравственность не достигала такого высокого уровня, как в наше благородное время, — благородное и прекрасное, несмотря
на все остатки ветхой грязи, потому что все свои силы напрягает оно, чтобы омыться и очиститься от наследных грехов». (Сообщение учащегося о
литературно-критической деятельности Чернышевского.)
7. Сложные 1860-е гг. Основной вопрос времени: нужно что-то делать. Это время начала и поражения в Крымской войне; 1862 г. — массовые репрессии,
на 8 месяцев закрыт журнал «Современник», действует тайное общество «Земля и воля», арест петрашевцев и Чернышевского. Арестованный 7 июля 1862 г., он
заключен в 11-ю одиночную камеру Алексеевского равелина Петропавловской крепости, где пробыл 688 дней. Здесь создается роман «Что делать?», явившийся
попыткой ответить на основной вопрос времени. Роман звал на борьбу, как и строки идейного союзника Чернышевского поэта Некрасова:
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны...
Иди в огонь за честь Отчизны,
За убежденья, за любовь...
Иди и гибни безупречно,
Умрешь недаром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь...
(Поэт и гражданин)
8. В письме к Герцену Чернышевский писал: «К топору зовите Русь... помните, что сотни лет уже губит Русь вера в добрые намерения царей».
19 мая 1864 г. — гражданская казнь Чернышевского на Мытнинской площади в Петербурге. Отправка в сибирскую ссылку для отбывания каторжных работ.
Три года пребывания в Кадае (на монгольской границе), а затем на Александровском заводе Нерчинского округа. По окончании срока каторги 12 лет насильственного
поселения в Вилюйске, находящемся в якутской тундре. Перевод в Астрахань, а затем после 21-летней ссылки разрешение на переезд на родину, в Саратов.
Здесь писатель прожил всего 3 месяца и скончался 29 октября 1889 г.
Итог урока.
Личность Чернышевского неоднозначно воспринимается читателями, современному школьнику кажется отрицательной и непонятной (он сформировался в сложное время,
приняв взгляды революционных демократов, встав на сторону революции). Но человеком он был интересным, убежденным, широко образованным, обладающим
материалистическим мировоззрением. Его роман «Что делать?» поможет глубже понять эпоху.
|
|
Урок 58. Структура романа «Что делать?». Система образов
УРОК 58
«Подлинный смысл его роман приобретает только в живой связи с будущим» [3]
Роман «Что делать?». Структура романа.
Система образов. Идеал будущего общества.
Смысл снов, иллюзий, утопий в художественной структуре романа.
На уроке учащиеся будут изучать следующие главы романа «Что делать?»:
«Жизнь Веры Павловны в родительском доме»,
«Особенный человек»;
первый, второй, третий, четвертый сны Веры Павловны.
О романе «Что делать?» А. В. Луначарский писал: «Построение романа идет по четырем поясам: пошлые люди, новые люди, высшие люди и сны». Вся структура
романа вмещается в эти слова.
Вопросы и задания
для вступительной беседы
1. Какова структура романа? Определите ее, анализируя оглавление.
ТАБЛИЦА
Структура романа «Что делать?» |
Главы |
Связь с сюжетом. Сны |
1. «Дурак» |
Интригующая завязка |
2. «Первое следствие дурацкого дела» |
Аллегорический призыв к революции |
3. «Предисловие» |
Разговор с двумя типами читателей: уважаемые «благородный» и «проницательный» |
4. Глава первая. «Жизнь Веры Павловны в родительском доме» |
Старый мир |
5. Глава вторая. «Первая любовь и законный брак» |
Новые люди: Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Первый сон |
6. Глава третья. «Замужество и вторая любовь» |
Новые люди и новая жизнь Веры Павловны. Второй сон. Третий сон. Особенный человек |
7. Глава четвертая. «Второе замужество» |
Мечты о будущем. Четвертый сон |
8. Глава пятая. «Новые лица и развязка» |
Предчувствие революции |
9. Глава шестая. «Перемена декораций» |
Итог |
|
2. Почему именно эти «четыре пояса» выделил А. В. Луначарский? Как вы понимаете эти слова?
Вопросы к «первому поясу» — «Пошлые люди»
1. Кого можно отнести к «пошлым людям»?
2. Что нужно сделать, чтобы изменились «пошлые люди»? (Пошлые люди — это тот старый мир, представленный в самом начале Сторешниковыми
и Марьей Алексеевной, о которой автор говорит: «Теперь вы занимаетесь дурными делами, потому что так требует ваша обстановка, но дать вам другую
обстановку, и вы с удовольствием станете безвредны, даже полезны». Значит, главное — изменить среду, чтобы не было пошлых людей. Эти слова аллегорически
дублируются во втором сне Веры Павловны, где говорится о двух типах грязи.)
Вопросы ко «второму поясу» — «Новые люди»
1. Однороден ли старый мир?
2. Почему именно в нем появляются люди, не желающие здесь оставаться, такие, как Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов?
3. Как называет их автор? (Это новые люди, рожденные в недрах старого мира: «Недавно зародился у нас этот тип... Он рожден временем,
он знамение времени». Не случайно роман имеет подзаголовок «Из рассказов о новых людях».)
4. Как связан первый сон, рассказывающий о сыром подвале и о выходе из него, с повествованием о новых людях?
5. Кого подразумевает автор под новыми людьми?
Вопросы к «третьему поясу» — «Высшие люди»
1. Среди новых людей есть «высшие люди». Кто они? Почему их еще так мало?
2. Как вы понимаете выражение «разумный эгоизм»?
3. Почему Рахметова называют «особенным человеком»? В чем его особенность?
4. Именно с Рахметовым связан ответ на вопрос «Что делать?». Почему?
5. Почему автор так подробно рассказывает об этом герое? Выделите основные этапы формирования личности Рахметова и оцените их.
6. Чем вам близок герой? Что вы в нем не принимаете? (По мысли Чернышевского, Рахметов — это профессиональный революционер, подчинивший
свою жизнь подготовке революции: «Рахметов — человек революционного действия... Ни к кому он так не строг и не взыскателен, как к себе». Он сам
себя воспитывает, сам «делает» свой характер. С ним связана тема будущего. Говоря об этом герое, можно поднять проблему самовоспитания.)
Вопросы к «четвертому поясу» — «Сны»
1. Первый сон — о сыром подвале.
— Как вы понимаете этот сон? Что символизирует сырой подвал?
— Почему в первом сне с Верой Павловной беседует «Любовь к людям»? Что начинается с любви к людям?
— Как любовь к людям связана с главной темой — революцией?
— Что символизирует болезнь тех людей, которых выпускает из подвала Верочка?
— Как вы понимаете фразу: «Как же это я могла переносить паралич? Это потому, что я родилась в параличе, не знала, как ходят и бегают»?
— Как этот сон связан с судьбой Верочки?
2. Второй сон — о двух типах грязи: грязь чистая и грязная, реальная и фантастическая.
— Как расшифровать этот сон?
— Почему из одной грязи вырастают здоровые колосья, а из другой — больные?
— Какую роль в изменении грязи играют движение, труд?
— Как этот сон связан с сюжетом романа? С Марьей Алексеевной?
— Как понять рассуждения о том, что злые помогают добрым, потому что добрые еще слабы?
3. Третий сон — чтение дневника Веры Павловны.
— Какую роль играет этот сон в сюжете?
— Как он связан с судьбой героини?
4. Четвертый сон — о будущем.
— Зачем перед четвертым сном, рассказывающим о будущем, дан рассказ о Рахметове?
— Почему в сне о будущем говорится о далеком прошлом?
— Какую роль играют Астарта, Афродита, Непорочность, Равноправность? О чем рассуждает автор по отношению к женщине?
— Как объясняет свое появление спутница Верочки? Почему она появилась только во время Французской революции?
— Что зашифровано в строках из одних точек, после которых дана картина утопического счастливого будущего?
— Какая логика заключена в следующей цепочке: сон о подвале — сон о грязи — рассказ о Рахметове — обращение в прошлое, повествующее об изменении
отношения к женщине, — несколько строчек отточий — счастливое будущее?
— Как показано будущее? Что в нарисованной картине утопично? Есть ли в ней что-то приемлемое для нашего времени?
— Как претворяются в жизнь лозунги Французской революции: «Свобода», «Равенство», «Братство»?
Итоговый вопрос урока
Почему «Что делать?» можно назвать романом-утопией?
Интересным может быть заключительный блок урока или даже целый урок,
проведенный по сопоставлению романа-утопии «Что делать?» и романа-антиутопии «Мы» Е. Замятина,
где воплощена и доведена до крайнего предела идея равенства.
Роман «Что делать?» — это роман-утопия.
Словарь дает такое определение этого жанра: «Утопия (греч. — благословенное место, которого нет) —
изображение идеального общества, нереальные планы социальных преобразований». Словом «Утопия» названа книга Томаса Мора.
ТАБЛИЦА
Сопоставление романа-утопии «Что делать?» и романа-антиутопии «Мы» Е. Замятина |
«Что делать?» |
«Мы» |
1. Человек — хозяин всего (в лучшем смысле) |
1. Человек добровольно подчинился единому порядку, выверенному, математическому |
2. «Свободный труд свободно собравшихся людей» (В. Маяковский. Хорошо!) |
2. Труд, личная жизнь, любовь — все подчинено единообразию, но это добровольное
подчинение |
3. Коллективизм, но в каких-то моментах сохраняется и индивидуальное |
3. Коллективизм, но еще и доносительство друг на друга и даже на себя |
|
Таким образом, идеалистическая, привлекательная идея Чернышевского доведена до полного воплощения Замятиным. В результате — абсурд.
Итог урока.
Роман Чернышевского «Что делать?» имеет несколько композиционных линий, которые пересекаются и создают аллегорическую картину.
Во-первых, это линия Веры Павловны. Героиня уходит из пошлого мира и начинает строить новую жизнь, связанную с какими-то революционными изменениями.
Во-вторых, линия революции, связанная с образом Рахметова, в-третьих, линия будущего.
Следующие уроки: Уроки 59-60. Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике >>>
|
|
1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В.,
Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. ( вернуться)
2. Лермонтов М. Ю. Мцыри // М. Ю. Лермонтов. Полн. собр. соч. — М., 1948. — Т. 2. — С. 52.
( вернуться)
3. См.: Луначарский А. В. Романы Н. Г. Чернышевского // Собр. соч. — М., 1967. — Т. 1.
( вернуться)
4. Н. Г. Чернышевский. Увеличенный переснимок А. А. Клауса и С. Н. Пыпина
с фотографии В. Я. Лауфферта. 1859 г. Петербург. Пушкинский Дом Академии
наук СССР. Ленинград. ( вернуться)
|
|
|
Обряд гражданской казни на Мытнинской площади в Петербурге 19 мая 1864 г.
Рисунок Т. Н. Гиппиус около 1905 г.
Местонахождение оригинала неизвестно.
Воспроизводится по кн.: А. Тверитинов. Об объявлении приговора Н. Г. Чернышевскому. СПб., 1906, между стр. 6 и 7 (где было опубликовано впервые)
|
|
|
|
|
|
|
|