Аполлон Николаевич Майков родился в 1821 г. в семье известного художника академика
Николая Аполлоновича Майкова. Его дом привлекал людей творческих, талантливых, увлеченных искусством. Любовь к искусству, преклонение перед красотой
мира и творений художников определяли атмосферу самого дома Майковых и были восприняты будущим поэтом с ранних лет.
Еще один великий дар судьба послала А. Н. Майкову: в 1835 г. к старшим детям для их подготовки в университет был приглашен новый учитель литературы –
Иван Александрович Гончаров. Учитель был на семь лет старше своих учеников и незадолго перед появлением в семье Майковых окончил университет. Именно
своему молодому учителю, начинающему только путь в литературе, А. Майков, по его собственному признанию, обязан «большой любовью к литературе».
К 1835 г. относятся и первые поэтические опыты А. Майкова, помещенные на страницах рукописного журнала «Подснежник». Здесь же, рядом со стихотворениями
юного поэта были представлены и прозаические опыты И. А. Гончарова.
Первый поэтический сборник Майкова вышел в 1842 г. и сразу оказался замечен и отмечен, причем таким бескомпромиссным и строгим критиком, как В. Г. Белинский.
Можно представить себе восторг молодого поэта, в стихах которого великий критик увидел «замечательное, выходящее за черту обыкновенного дарование» и
с которым связал «робкую и трепетную» надежду на возрождение «опустевшего» после смерти гениальных русских поэтов А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
«храма искусства». Эта высокая оценка была в основном связана с антологическими стихотворениями А. Н. Майкова, – стихотворениями, написанными в
духе древнегреческой поэзии. Гораздо менее В. Г. Белинского удовлетворили стихотворения о современной русской действительности, в которых великий критик
тщетно искал «современные чувства, симпатии и антипатии, скорби и радости, надежды и желания». Успех первой книги во многом определил судьбу Майкова:
колебавшийся между живописью и литературой, Майков избирает для себя поэтическое творчество.
В конце 1842 г. поэт уезжает в Италию. Впечатления от путешествия нашли отражение в поэтическом цикле «Очерки Рима», опубликованном в 1847 г. Вернувшись
в Россию, Майков занимает должность помощника главного библиотекаря при Румянцевском музее.
Драматические события русской истории во многом повлияли на стремление поэта к живописанию мира только гармоничного и прекрасного. Поэт не смог оказаться
в стороне от социальных и политических проблем времени, хотя и стремился, по его собственным словам, «смотреть на события с высоты птичьего полета». Но
политика увлекла и его, и одно время А. Н. Майков, как и его брат Валериан, был вовлечен в движение Петрашевского. Признаваясь в письме Н. М. Языкову
в «сбивчивости своих идей», поэт тем не менее отмечал значимость своего пребывания в этом кружке.
Майков не был равнодушным созерцателем российской жизни, и целый ряд его стихотворений и эпиграмм свидетельствуют о том, как горячо ненавидел поэт
безнравственность «отцов отечества» («Окончена война. Подписан подлый мир...», 1856). Но антиправительственные настроения, выразившиеся и в эпиграммах
Майкова, органично соединялись с искренней верой в добрую волю Николая Первого. Стихотворение «Коляска», посвященное «державному повелителю», «России
промыслителю и первому труженику народа своего» Николаю Первому, «резко подорвало репутацию поэта в кругах русской интеллигенции», вызвало «всеобщее
возмущение и недоумение».
Возможно, что сознание совершенной ошибки повлияло на следующее признание поэта одному из знакомых: «Да хоть бы перестать мне думать о России и заняться
человеком! Перестать бы заботиться об форме общего устройства – пусть идет само собой (вредное влияние Петербурга на таланты) и уехать куда-нибудь,
увидеть новых людей, новую жизнь, уехать для того, чтобы разорвать все умственные нити, которые меня привязывают к политике».
С 1852 г. начинается более чем 40-летняя служба поэта в Комитете иностранной цензуры, сначала – в должности цензора, затем – его председателя.
В 1850-х гг. выходит новый сборник стихотворений Майкова «1854». Оценивая его спустя годы, Майков скажет, что сборник был «верен по чувству»,
а недостаток его он увидит в идеализме: «мечты о России, рисование того, что должно бы быть, при закрытых глазах на то, что есть».
В 1858 г. Майков совершает путешествие на корвете «Баян» в Грецию и южную Италию. Впечатления от этого путешествия выразились в «Новогреческих песнях»
и «Неаполитанском альбоме».
В 1850–1870-х гг. Майков пишет не только оригинальные стихотворения, но и много переводит. К числу несомненных поэтических заслуг Майкова относится и
перевод «Слова о полку Игореве» (1870) – плод тщательной и напряженной работы в течение нескольких лет. Майков создает не только первый поэтический
перевод древнерусского памятника, но и дает научный комментарий к нему.
В 1882 г. А. Н. Майкову была присуждена Пушкинская премия за поэму «Два мира». В 1888 г. весьма торжественно было отпраздновано пятидесятилетие его
литературной деятельности.
Умер Майков в 1897 г.
|