Главная |
|
|
Портрет Н. А. Некрасова работы И. Н. Крамского, 1877.
Третьяковская галерея |
|
|
Гриша Добросклонов.
Иллюстрация В. Нагаева к поэме «Кому на Руси жить хорошо» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
(1821 – 1878)
10 ЧАСОВ
10 класс[1] |
Уроки 91-95. Творчество Н. А. Некрасова
Урок 96. «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы
Уроки 97-98*. Многообразие крестьянских типов в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Урок 99. Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Урок 100. Фольклорные традиции и народно-поэтическая стилистика поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
УРОК 99
«Путь славный, имя громкое народного заступника...»[3]
Образы народных заступников
в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Гриша Добросклонов — центральный образ поэмы.
В поэме изображено несколько типов людей, способных к состраданию и защите обездоленных.
Но идеал Некрасова — человек, способный к самопожертвованию ради других.
Поэтому проблемный вопрос урока — почему только Гриша Добросклонов признан Некрасовым настоящим народным заступником и человеком счастливым?
В начале урока можно предложить учащимся групповую работу.
Вопросы и задания для групповой работы
Группа 1.
Охарактеризуйте образ Павлуши Веретенникова.
Чем он занимается и как помогает крестьянам?
Полезна ли его деятельность для угнетенного народа? (Ч. I, гл. 2, 3.)
(Павлуша Веретенников, занимаясь собиранием фольклора, пытается сохранить богатство русской речи, он помогает купить ботиночки
внучке Ермилы Гирина, но он не способен в корне изменить тяжелую крестьянскую жизнь, видя в ней только внешнюю сторону народной эстетики. Сами
крестьяне не верят ему и не считают своим заступником.)
Группа 2.
Охарактеризуйте «холопа примерного Якова Верного».
Как он выражает свой протест против господ? Какой характер носит его протест?
Какова идейно-композиционная роль его образа в поэме?
(Холоп примерный Яков Верный способен к открытому протесту против господ и к самопожертвованию, но его протест носит стихийный
характер и является лишь эмоциональным откликом на свое поруганное достоинство. Он также не способен кардинально изменить жизнь крестьян.)
Группа 3.
Охарактеризуйте облик Кудеяра-атамана из легенды «О двух великих грешниках».
Какой аллегорический смысл заключен в легенде о Кудеяре?
Какой путь борьбы за свободу народа выдвигает Некрасов в образе Кудеяра? Чем он близок Савелию?
Как этот образ соотносится с образами «праведников» и «грешников» в литературе XIX в.? Как в легенде народно-христианское мировоззрение соединяется
с революционным протестом?
(В образе Кудеяра автор показывает человека,
решившего пойти по пути праведничества, но этот образ неожиданно наделяется чертами протестанта и мстителя. Такое решение показывает сложное отношение
Некрасова к образам праведников, автор оправдывает жестокость Кудеяра его стремлением наказать виновника людских несчастий, что соответствует позициям
революционных демократов и народников, и опирается в этом на глубинные основы народной духовности.)
Но ни один из перечисленных героев не способен к последовательной и сознательной борьбе за свободу и счастье народа, потому что для успеха этой
борьбы необходимо отказаться от всех житейских радостей и удовольствий, принести на алтарь революционной борьбы даже свою жизнь.
Такими идеальными чертами наделяет автор образ Гриши Добросклонова. В центре урока — обсуждение этого образа.
Вопросы и задания для беседы
1. Составьте рассказ о Грише Добросклонове, обращая внимание на:
— его прошлое;
— характеристику его родителей;
— портрет;
— его материальное положение;
— черты характера, таланты, способности;
— говорящую фамилию.
2. Каким образам русской литературы XIX в. близок образ Гриши Добросклонова? Какие реальные прототипы могли у него быть? Почему Некрасов делает
своего героя поэтом? Что можно сказать о его поэтическом таланте?
3. Прочитайте песни Гриши: «Соленая», «Средь мира дольного...», «В минуты унынья, о Родина-мать...», «Русь». Какие проблемы в них поднимаются?
Как они характеризуют Гришу? Как в песнях выражается вера автора в силу русского народа?
4. Каковы жизненные позиции героя? С какой целью автор сообщает нам о его юности? Какой путь выбирает он себе? Что ему готовит судьба? Черты
романтического или реалистического стиля преобладают в изображении Гриши Добросклонова? Подтвердите свои суждения текстом.
5. Какой образ России рисует автор в главе «Пир на весь мир»? Как Гриша характеризует свою Родину? Каким он представляется нам как автор песни «Русь»?
6. Каков смысл позиции автора, считающего Добросклонова тем счастливым, которого искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов?
7. Сможет ли Гриша найти дорогу к общему счастью народа или он станет еще одним из страдальцев «за веру»?
Итог урока.
В поэме Некрасов рисует несколько образов людей, сострадающих угнетенному народу.
В образе Павла Веретенникова, собирающего фольклор как воплощение народной мудрости, в рассказе «О холопе примерном Якове Верном», в аллегорической
легенде «О двух великих грешниках» автор показывает стихийный протест народа против угнетателей.
Но только в образе Гриши Добросклонова он рисует последовательного и сознательного борца за свободу, готовящего себя с детства к лишениям и трудностям
такого пути.
Выходец из бедной семьи семинарист Григорий Добросклонов исповедует революционно-демократические взгляды. Он герой своего времени, которому присущи
лучшие черты самого поэта и его окружения. Он пишет и поет песни о любви к родине и народу, с детства готовит себя к подвигу на благо угнетенных,
ведя аскетический образ жизни. Быть полезным людям — главная идейная позиция героя. Поэтому автор считает его тем «счастливым», «кому на Руси жить хорошо».
Какой путь предстоит пройти Грише, ждет ли его впереди «чахотка и Сибирь» — этот вопрос остается в поэме нерешенным.
|
|
УРОК 100
«...Важен в поэме стиль, отвечающий теме»[4]
Фольклорные традиции и народно-поэтическая стилистика
поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Особенности языка поэмы.
Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н. А. Некрасова.
На уроке нужно организовать работу по исследованию особенностей языка и стиля поэмы.
Стиль — это стройная система элементов текста, которые находятся между собой в единстве, подчиняясь единому художественному закону.
Тема поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — изображение различных слоев русского народа в пореформенное время.
Главная мысль поэмы — отсутствие в народной России счастливых, идеал которых «покой, богатство, честь». По мысли автора, счастлив тот, кто
сознательно отдает свою жизнь служению народу, кто станет вдохновителем крестьянской революции.
К работе на уроке-практикуме учащиеся подготовятся дома, получив индивидуальные и групповые опережающие задания и сообщив об их выполнении классу.
Задача учителя — создать у учащихся четкое представление обо всей поэме, помогая школьникам в подготовке к сочинению.
Вопросы и задания для учебных групп
Группа 1.
Найдите в поэме «Кому на Руси жить хорошо» черты «эпопеи современной жизни».
Чем такая эпопея отличалась от классических образцов? Подтвердите свои доказательства примерами из текста.
Группа 2.
Составьте план композиции поэмы,
задуманный Некрасовым первоначально. Какие главы не были написаны поэтом? В чем сложность композиции поэмы?
Группа 3.
Проследите по тексту поэмы изменения понятия «счастье».
Как странники понимают «счастье» в начале своего пути? Как меняется их представление о счастье в середине и в конце поэмы?
Выпишите определения счастья, которые дают разные герои поэмы, и дайте оценку их «формулам счастья».
Группа 4.
Найдите в поэме элементы русского фольклора
и классифицируйте их (сказки, былины, легенды, пословицы, поговорки, загадки, народные приметы и поверья).
Прокомментируйте их смысл и идейно-композиционную роль в поэме.
Группа 5.
Исследуйте особенности языка поэмы,
найдя в нем разговорную лексику, диалектизмы, просторечия, народные синтаксические обороты,
поэтические интонации крестьянской речи. Какова их художественная роль в поэме?
Проследите, как меняется по ходу поэмы ее ритм. В чем смысл перебоев ритма и стихотворных размеров?
Итог урока.
Для воплощения темы и главного смысла поэмы автор находит и создает такие оригинальные и новаторские способы и приемы, как:
— жанр поэмы-эпопеи, в которой показаны все слои трудового народа и образы его угнетателей;
— сложность композиции поэмы, в основе которой лежит мотив странничества, поисков счастливого;
— философское понимание понятия «счастье»; перевод его в область духовно-нравственную, которую автор не разделяет с общественной борьбой;
— фольклорное начало в поэме: жанр народной сказки, мотивы былинного эпоса, идейно-композиционное значение пословиц, поговорок, загадок, народных
примет и поверий;
— народно-поэтическая основа языка поэмы: разговорная лексика, синтаксические обороты и поэтические интонации крестьянской, народной речи, диалектизмы,
просторечия; особенности и смысловая роль ритма поэмы.
Изучение темы завершается домашним сочинением или контрольной работой.
Следующие уроки: Урок 101. Иван Сергеевич Тургенев >>>
|
|
|
|
|
Гриша Добросклонов.
Иллюстрация В. Серова к поэме «Кому на Руси жить хорошо»
|
|
|
|
|
|
|
|