Главная |
|
|
Портрет И.С.Тургенева К. А. Горбунова. 1872. |
|
|
Портрет В. М. Гаршина
работы Г. Г. Мясоедова. 1880-е гг. |
|
|
А.Н. Апухтин.
Фото. 1884 г. |
|
|
М. А. Лохвицкая
Фото. 1901 г. |
|
|
Портрет К. М. Фофанова
работы И. Е. Репина. 1888. |
|
|
|
|
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX ВЕКА |
|
Особенности прозы и поэзии конца XIX в.
1 ЧАС
10 класс[1] |
УРОК 151*[2]
«Победоносцев над Россией простер совиные крыла...»[3]
Россия в 1880—1890-х гг.
Идеологическая и политическая обстановка в стране.
Творчество писателей-классиков.
Особенности прозы и поэзии конца XIX в. [4]
Урок может быть проведен
в форме лекции с элементами беседы.
Основное содержание лекции может быть законспектировано десятиклассниками в форме таблицы (см. ниже).
В ходе лекции учителя уместно повторить изученные ранее произведения этого периода, такие, как
«Левша» Лескова,
стихотворения в прозе Тургенева,
«После бала» Л. Толстого и др.
Лекцию могут сопровождать и сообщения учащихся о важных литературных произведениях этой эпохи.
Примерная тематика сообщений учащихся
1. «Таинственные повести» И. С. Тургенева «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич».
2. Философский характер стихотворений в прозе И. С. Тургенева.
3. Эпоха безвременья в творчестве В. М. Гаршина.
4. «Странные» типы людей в рассказах В. Г. Короленко.
5. Горькая правда жизни в рассказах Г. Успенского.
6. «Общественный роман» в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина.
7. Религиозно-нравственные и художественные искания позднего Л. Толстого.
Рассказ учителя о поэзии 1880—1890-х гг.
можно проиллюстрировать выразительным чтением стихов
С. Надсона «Грядущее»,
А. Апухтина: «Всё, чем я жил...»,
«День ли царит...»,
К. Фофанова: «Вселенная во мне...»,
«Звезды ясные, звезды прекрасные...»,
К. Случевского,
М. Лохвицкой: «В наши дни».
Вопросы для итоговой беседы
1. Как общественная атмосфера 1880—1890-x гг. отразилась в прозе этого периода? Приведите примеры.
2. Что нового появилось в темах, идеях, сюжетах, героях прозы эпохи безвременья?
3. Какие настроения являются ведущими в поэзии этого времени?
Итог урока.
Эпоха безвременья ярко отразилась в литературе 1880—1890-х гг. Реакционная атмосфера породила появление в литературе интереса
к подсознательному, мистическому.
Социально-бытовые проблемы нередко облекаются в литературе в жанр притчи, иносказания. Герои литературы мучаются сознанием сложности,
непонятности жизни, их внутренний мир крайне запутан и усложнен.
В поэтике художественных произведений преобладает внимание к «мелочам жизни». Однако в некоторых произведениях, например в рассказах
Короленко, видно стремление писателя помочь человеку «безвременья» обрести нравственные ориентиры в тумане «прозы жизни».
Повышенным трагизмом окрашена и поэзия «чистого искусства», наполненная пейзажной символикой.
Следующие уроки: Урок 152. Судьба и творчество осетинского поэта Коста Хетагурова >>>
|
|
1. Источник: Литература. 10 класс.
Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. ( вернуться)
2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне.
( вернуться)
3. Блок А. А. Возмездие // А. А. Блок. Сочинения в одном томе. — М.—Л., 1946. — С. 251.
( вернуться)
4. Отдельный урок по этой теме проводится только в гуманитарном классе.
В классах базового уровня лекционный материал может быть включен в обзорную лекцию о русской литературе второй половины XIX в. (урок 56).
( вернуться)
Русская литература второй половины XIX в. |
Периодизация русской литературы 1880—1900-х гг. |
Важнейшие исторические события в Европе и России |
Общая характеристика развития русской литературы |
Основные литературные жанры |
1882—1895 гг. |
Убийство Александра II. Усиление реакционной политики царизма.
Идеология Победоносцева. Народничество. Теория «малых дел». «Толстовство». Рост пролетариата. Пропаганда идей марксизма |
Открытие памятника Пушкину в Москве. Запрет на передовые журналы.
Возрастание роли развлекательной журналистики. Критический реализм в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, В. Короленко и др. Обновление
тематики в литературе: изображение «среднего человека», интеллигента, исповедующего теорию «малых дел». Творчество поэтов «чистого искусства».
Мотивы разочарования и пессимизма в творчестве С. Надсона, В. Гаршина и др. Критика господствующих порядков и обличение социального неравенства
в творчестве Л. Толстого. Рост сказочно-легендарных и фантастических сюжетов. |
Рассказ, повесть, общественный роман. Романтические жанры в поэзии,
социальные мотивы в поэзии революционеров-народовольцев |
1895—1904 гг. |
Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей. Мистическая философия
и эстетика Вл. Соловьева и Д. Мережковского |
Противостояние реалистической и декадентской литературы. Идеи
разночинной демократии в творчестве В. Короленко. Зарождение «пролетарской» литературы (М. Горький), развитие критического реализма в творчестве
И. Бунина, А. Куприна, А. Чехова. Религиозно-нравственные и художественные искания позднего Л. Толстого. Формирование художественных идеалов символизма
в русской литературе |
Рассказ, повесть, роман. Публицистические жанры. Жанры в традициях
революционной поэзии. Драматические жанры |
( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|