Особенности прозы и поэзии конца XIX в. Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Портрет И.С.Тургенева
К. А. Горбунова. 1872.
 
Портрет В. М. Гаршина
работы Г. Г. Мясоедова. 1880-е гг.
 
А.Н. Апухтин. Фото. 1884 г.
 
М. А. Лохвицкая
Фото. 1901 г.
 
Портрет К. М. Фофанова
работы И. Е. Репина. 1888.
 
 
 
 
 
 
ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX ВЕКА
 
Особенности прозы и поэзии конца XIX в.

1 ЧАС

10 класс[1]


УРОК 151*[2]
«Победоносцев над Россией простер совиные крыла...»[3]

Россия в 1880—1890-х гг.
Идеологическая и политическая обстановка в стране.
Творчество писателей-классиков.
Особенности прозы и поэзии конца XIX в.
[4]

Урок может быть проведен
в форме лекции с элементами беседы.

Основное содержание лекции может быть законспектировано десятиклассниками в форме таблицы (см. ниже).

В ходе лекции учителя уместно повторить изученные ранее произведения этого периода, такие, как
«Левша» Лескова,
стихотворения в прозе Тургенева,
«После бала» Л. Толстого и др.

Лекцию могут сопровождать и сообщения учащихся о важных литературных произведениях этой эпохи.

Примерная тематика сообщений учащихся

1. «Таинственные повести» И. С. Тургенева «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич».

2. Философский характер стихотворений в прозе И. С. Тургенева.

3. Эпоха безвременья в творчестве В. М. Гаршина.

4. «Странные» типы людей в рассказах В. Г. Короленко.

5. Горькая правда жизни в рассказах Г. Успенского.

6. «Общественный роман» в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина.

7. Религиозно-нравственные и художественные искания позднего Л. Толстого.

Рассказ учителя о поэзии 1880—1890-х гг.
можно проиллюстрировать выразительным чтением стихов
С. Надсона
«Грядущее»,
А. Апухтина: «Всё, чем я жил...», «День ли царит...»,
К. Фофанова: «Вселенная во мне...», «Звезды ясные, звезды прекрасные...»,
К. Случевского,
М. Лохвицкой: «В наши дни».

Вопросы для итоговой беседы

1. Как общественная атмосфера 1880—1890-x гг. отразилась в прозе этого периода? Приведите примеры.

2. Что нового появилось в темах, идеях, сюжетах, героях прозы эпохи безвременья?

3. Какие настроения являются ведущими в поэзии этого времени?

Итог урока.

Эпоха безвременья ярко отразилась в литературе 1880—1890-х гг. Реакционная атмосфера породила появление в литературе интереса к подсознательному, мистическому.

Социально-бытовые проблемы нередко облекаются в литературе в жанр притчи, иносказания. Герои литературы мучаются сознанием сложности, непонятности жизни, их внутренний мир крайне запутан и усложнен.

В поэтике художественных произведений преобладает внимание к «мелочам жизни». Однако в некоторых произведениях, например в рассказах Короленко, видно стремление писателя помочь человеку «безвременья» обрести нравственные ориентиры в тумане «прозы жизни».

Повышенным трагизмом окрашена и поэзия «чистого искусства», наполненная пейзажной символикой.

Следующие уроки: Урок 152. Судьба и творчество осетинского поэта Коста Хетагурова >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. Блок А. А. Возмездие // А. А. Блок. Сочинения в одном томе. — М.—Л., 1946. — С. 251. (вернуться)

4. Отдельный урок по этой теме проводится только в гуманитарном классе.
В классах базового уровня лекционный материал может быть включен в обзорную лекцию о русской литературе второй половины XIX в. (урок 56). (вернуться)


Русская литература второй половины XIX в.
Периодизация русской литературы 1880—1900-х гг.
Важнейшие исторические события в Европе и России
Общая характеристика развития русской литературы
Основные литературные жанры
1882—1895 гг.
Убийство Александра II. Усиление реакционной политики царизма. Идеология Победоносцева. Народничество. Теория «малых дел». «Толстовство». Рост пролетариата. Пропаганда идей марксизма
Открытие памятника Пушкину в Москве. Запрет на передовые журналы. Возрастание роли развлекательной журналистики. Критический реализм в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, В. Короленко и др. Обновление тематики в литературе: изображение «среднего человека», интеллигента, исповедующего теорию «малых дел». Творчество поэтов «чистого искусства». Мотивы разочарования и пессимизма в творчестве С. Надсона, В. Гаршина и др. Критика господствующих порядков и обличение социального неравенства в творчестве Л. Толстого. Рост сказочно-легендарных и фантастических сюжетов.
Рассказ, повесть, общественный роман. Романтические жанры в поэзии, социальные мотивы в поэзии революционеров-народовольцев
1895—1904 гг.
Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей. Мистическая философия и эстетика Вл. Соловьева и Д. Мережковского
Противостояние реалистической и декадентской литературы. Идеи разночинной демократии в творчестве В. Короленко. Зарождение «пролетарской» литературы (М. Горький), развитие критического реализма в творчестве И. Бунина, А. Куприна, А. Чехова. Религиозно-нравственные и художественные искания позднего Л. Толстого. Формирование художественных идеалов символизма в русской литературе
Рассказ, повесть, роман. Публицистические жанры. Жанры в традициях революционной поэзии. Драматические жанры
(вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика