УРОК 152
«Поборник разума, добра и красоты»[2]
Судьба и творчество осетинского поэта Коста Хетагурова.
Основные темы творчества.
Сборник «Осетинская лира» («Ирон фандыр»).
Задачи урока —
познакомить учащихся с представителем осетинской литературы, который проповедовал идеи освобождения народа;
выделить основные направления его творчества; показать традиционность тем поэзии Хетагурова, связь с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова.
В стихотворении «Завещание»
поэт сам определил основное направление своего творчества и цель всей своей жизни:
Прости, если отзвук рыданья
Услышишь ты в песне моей:
Чье сердце не знает страданья,
Тот пусть и поет веселей.
Но если б народу родному
Мне долг оплатить удалось,
Тогда б я запел по-другому,
Запел бы без боли, без слез.
Почему же так трагична поэзия осетинского певца? Ответ нужно искать в его биографии.
Рассказ о судьбе Коста Хетагурова десятиклассники могут подготовить дома. Задача учителя — проследить, чтобы в сообщениях были представлены
основные моменты жизни и творчества поэта.
Основные этапы судьбы
и творчества Хетагурова
1. Коста (Константин Леванович) Хетагуров (1859—1906) писал и на русском, и на осетинском языках. Мир его детства — мир Северной Осетии,
где Коста родился 15 октября 1859 г. в горном ауле Нар. В поэме «Мать сирот» он пишет: «Спит на круче черной Нар, аул глухой». Здесь, у вечных
ледников Главного Кавказского хребта, почти рядом с небом, слушал мальчик легенды и сказки о гордых и смелых людях. Таким был отец Леван Елизбарович,
не терпящий лжи, хвастовства. Матери Коста не помнил, она рано ушла из жизни, оставив сына в грудном возрасте. Вы́ходила его подруга матери.
2. Мир его творчества — мир Ставрополя и Петербурга. Будущий поэт учился в Ставропольской гимназии с 1871 по 1881 г. Любил рисовать, читать.
Затем юноша поступает в Петербургскую Академию художеств. В Петербурге он знакомится с творчеством И. А. Крылова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова,
Н. А. Некрасова, А. Н. Островского, И. Е. Репина, И. И. Сурикова. У них начинающий поэт учился служению народу.
3. Мир его борьбы — тяжелое время 1880-х гг. Поэт знакомится с передовыми общественными идеями. 1880-е гг. — период выступлений и возмущений
народных масс. Коста формируется как борец за интересы народа. Первая ссылка — 1891—1898 гг. Поэта два раза ссылали, сажали в тюрьму, запрещали стихи,
но заставить замолчать не смогли.
4. Мир родного аула — мир тяжелой жизни. Немногие плодородные земли на склонах гор захватили богатые. Некоторые крестьяне вообще не имели земли.
Поэт слышал притчу о том, что осетин пришел обрабатывать землю, скинул бурку и земли не нашел, так как ее прикрыла сброшенная с плеч бурка. В поэме
«Мать сирот» показана горькая доля вдовы, у которой муж погиб под обвалом:
На полу холодном —
Кто в тряпье, кто так —
Пять сирот голодных
Смотрят на очаг.
Женщина завидует мужу и мечтает о смерти, но плачут дети, хотят есть. Она ставит котелок с водой на огонь и «варит» воду, пока дети не уснут.
Такую безотрадную картину часто наблюдал поэт в своем родном ауле.
5. Мир его природы — мир красоты и силы. Горы, которые поднимались до самых небес, голубые ледники, очарование горной природы — все это нашло
отражение в стихах первого осетинского поэта. Поэт Николай Тихонов в статье о творчестве Коста Хетагурова писал: «Во времена детства Коста Хетагурова
это была... порядочная глушь, но глушь красочная, живописная, романтическая. Старые боевые башни стояли на скалах. Снежные горы поднимали свои
строгие вершины, над которыми, напоминая сказочных Нартов, красовались ярко освещенные на закате облака, точно там стояли на страже богатыри,
закутавшиеся в тяжелые бурки».
6. Коста Хетагуров — это поэт, прозаик, драматург, художник, публицист, журналист, общественный деятель, основоположник осетинской литературы.
Его поэтическое наследие огромно: лирические стихи, романтические и сатирические поэмы, басни, стихи для детей, народные предания и притчи в
оригинальной художественной трактовке. На русском языке создана книга «Стихотворения» (1895), на осетинском — «Осетинская лира» («Ирон фандыр») (1898).
Основные темы
лирики Хетагурова
1. Тема Родины, судьба родной земли, стремление быть полезным своей стране.
2. Страдания народа, особенно страдания женщин, детей, солдат.
3. Обращение к народу с призывом подняться на борьбу.
4. Обращение к молодому поколению.
5. Тема любви.
6. Слово благодарности русским писателям.
Своеобразие творчества
Коста Хетагурова
1. Связь с традициями русской литературы.
2. Фольклорные мотивы.
3. Своеобразие в изображении пейзажа: суровая красота гор.
4. Образность и сдержанность: минимум изобразительных средств, но повышенная образность, емкие сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения.
Вопросы и задания
по творчеству Коста Хетагурова
1. Проанализируйте произведения о нелегкой доле народа («Мать сирот», «Песня бедняка», «Колыбельная», «Горе» и другие). Определите, какие
приемы использует поэт для создания тяжелой картины жизни.
2. Какие два начала можно увидеть в стихах о детях («Шалун», «Колыбельная»)? Как сочетаются в них горькие строки и слова любви?
3. Как оценивает Хетагуров культурное значение русской литературы («Памяти Лермонтова», «Памяти Плещеева», «Перед памятником», «Памяти Грибоедова»,
«Памяти Островского»)?
4. Докажите, что поэзия осетинского поэта близка русской. Для этого выполните сопоставительный анализ произведений Хетагурова и русских поэтов:
— «Утес» Хетагурова и «Утес» Лермонтова;
— «Памяти Плещеева» Хетагурова и «Памяти Добролюбова» Некрасова;
— «Завещание» Хетагурова и «Газетная» Некрасова;
— «Мать сирот» Хетагурова и «Мороз, Красный нос» Некрасова;
— «Колыбельная» Хетагурова и одноименные стихотворения Лермонтова и Некрасова.
5. Найдите изобразительные приемы в стихах Хетагурова, определите их особенности.
Вся жизнь поэта была посвящена своей Родине. В колыбельной «А-лол-лай» мать поет сыну:
Наша жизнь страшней могилы.
Только черный труд постылый
Знает твой отец...
Спи, птенец!..
Как умру — не вздумай в горе
Ты покинуть наши горы.
Ты люби свой край...
А-лол-лай!
Итоги урока.
Коста Хетагуров — это основоположник осетинской литературы, создавший свою творческую манеру, обращаясь к литературе русского народа,
творчество которого любил и ценил. Заслуга осетинского поэта в его безграничной любви к своей стране, людям и отражении этого в поэтическом творчестве.
Следующие уроки: * Уроки 153–154. Особенности прозы и поэзии конца XIX в. >>>
|