Вселенная во мне, и я в душе вселенной... Фофанов К. М.
Литература
 
 Главная
 
Портрет К. М. Фофанова
работы И. Е. Репина. 1888.
 
 
 
 
 
 
 
 
КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ ФОФАНОВ
(1862 – 1911)
 
Вселенная во мне, и я в душе вселенной...[1]
 
Вселенная во мне, и я в душе вселенной;
Сроднило с ней меня рождение мое.
В душе моей горит огонь ее священный,
А в ней всегда мое разлито бытие.

Благословляет нас великая природа,
Раскидывая свой узорчатый покров,
Приветствуя от вод до шири небосвода
Сияньем алых зорь, дыханием цветов.

Покуда я живу — вселенная сияет,
Умру — со мной умрет бестрепетно она;
Мой дух ее живит, живит и согревает,
И без него она ничтожна и темна.

1880 г. Апрель

Источник: К. Фофанов. Стихотворения и поэмы. – СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2010.
 

1. «Вселенная во мне, и я в душе вселенной...» – без даты. Датируется по Оглавлению книги: Фофанов К. М. Стихотворения. СПб., 1887. В Оглавлении Избранного (Фофанов К. М. Оглавление для тома «Избранных стихотворений» / / РГАЛИ. Ф. 525. On. 1. Ед. хр. 426.) Фофанов отнес это стихотворение к 1879 г.
Вселенная во мне, и я в душе вселенной – реминисценция из стихотворения Ф. И. Тютчева «Тени сизые смесились ...». Ср.: «Все во мне и я во всем!..» (Тютчев Ф.И. Полн. собр. соч. и письма: В 6 т. Т.1. М ., 2002. С.159).
Стихотворение получило диаметрально противоположные оценки в прижизненной критике. Так, Е. М. Гаршин, придерживавшийся традиционалистских взглядов, резко осудил интерпретацию поэтом этой философской максимы: «Вселенная непрестанно теряла и теряет “славных, благородных, сильных любящей душой ” и потерять или не потерять г. Фофанова для природы более чем безразлично. Это “равнодушие природы” понимал великий Пушкин и не понимает великий Фофанов».
По-иному оценил «наивность» философской мысли этого текста Д. С. Мережковский в лекции «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»: «Попробуйте не согласиться с поэтом или осмеять его. Вполне безоружен и вполне неуязвим , он даже не поймет вашего смеха, и в том его красота и цельность, что он не понимает возможности сомнения или комизма. Он говорит как наивный ребенок и “как власть имеющий”, как человек не от мира сего. Я согласен, что это неровные, если хотите, парадоксальные стихи. Но они выстраданы, в них есть трепет жизни. Это не идеально совершенная, тонкая филигранная работа лирика-эпикурейца, дилетанта-помещика Фета. За каждый стих, за каждое, может быть, неумелое слово поэт заплатит всей своей кровью, нищетой и слезами, жизнью и смертью. Разве вы не чувствуете, что это человек искренний? Вот что пленительно!» (Мережковский 1994. С. 213 -214 ).
Мотивы «Вселенная во мне, и я в душе вселенной...» найдут своеобразное преломление в стихотворении Ф. Сологуба «Все во все » (1896). Е. Е. Завьялова отнесла эти тексты к произведениям, «в которых индивидуалистический культ личности соединяется с пантеистическим и идеями» (см.: Завьялова 2006. С. 159). (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика