1. «Вселенная во мне, и я в душе вселенной...» – без даты. Датируется по Оглавлению
книги: Фофанов К. М. Стихотворения. СПб., 1887.
В Оглавлении Избранного (Фофанов К. М. Оглавление для тома «Избранных стихотворений» / / РГАЛИ. Ф. 525. On. 1. Ед. хр. 426.) Фофанов отнес это стихотворение к
1879 г.
Вселенная во мне, и я в душе вселенной – реминисценция из стихотворения Ф. И. Тютчева «Тени сизые смесились ...». Ср.: «Все во мне и я во
всем!..» (Тютчев Ф.И. Полн. собр. соч. и письма: В 6 т. Т.1. М ., 2002. С.159).
Стихотворение получило диаметрально противоположные оценки в прижизненной критике. Так, Е. М. Гаршин, придерживавшийся
традиционалистских взглядов, резко осудил интерпретацию поэтом этой философской максимы: «Вселенная непрестанно теряла и теряет
“славных, благородных, сильных любящей душой ” и потерять или не потерять г. Фофанова для природы более чем безразлично. Это “равнодушие природы” понимал
великий Пушкин и не понимает великий Фофанов».
По-иному оценил «наивность» философской мысли этого текста Д. С. Мережковский в лекции «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»:
«Попробуйте не согласиться с поэтом или осмеять его. Вполне безоружен и вполне неуязвим , он даже не поймет вашего смеха, и в том его
красота и цельность, что он не понимает возможности сомнения или комизма. Он говорит как наивный ребенок и “как власть имеющий”,
как человек не от мира сего. Я согласен, что это неровные, если хотите, парадоксальные стихи. Но они выстраданы, в них есть трепет жизни.
Это не идеально совершенная, тонкая филигранная работа лирика-эпикурейца, дилетанта-помещика Фета. За каждый стих, за каждое,
может быть, неумелое слово поэт заплатит всей своей кровью, нищетой и слезами, жизнью и смертью. Разве вы не чувствуете, что это человек
искренний? Вот что пленительно!» (Мережковский 1994. С. 213 -214 ).
Мотивы «Вселенная во мне, и я в душе вселенной...» найдут своеобразное преломление в стихотворении Ф. Сологуба «Все во все »
(1896). Е. Е. Завьялова отнесла эти тексты к произведениям, «в которых
индивидуалистический культ личности соединяется с пантеистическим и идеями» (см.: Завьялова 2006. С. 159). (
вернуться)