«Демон» М. Ю. Лермонтова: замысел, особенности сюжета и композиции. Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Портрет М. Ю. Лермонтов
сюртуке лейб-гвардии
гусарского полка
работы А.И. Клюндера. 1839-1840 гг.
ГМИРЛИ имени В. И. Даля
 
Тамара и Демон. 1891.
Иллюстрация М. А. Врубеля
к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон»[4]
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

14 ЧАСОВ

10 класс[1]


Творчество М. Ю. Лермонтова


УРОКИ 40-41*[2]
«И гордый демон не отстанет, пока живу я, от меня...»[3]

М. Ю. Лермонтов. «Демон»: замысел, особенности сюжета и композиции.
Герои поэмы. Образ Демона в творчестве Лермонтова.
«Демон». «Мой демон». Проблематика и поэтика поэмы «Демон».
Анализ эпизода из поэмы. Романтизм и реализм в творчестве поэта.


Десятиклассники уже знакомы с лироэпическими произведениями Лермонтова, поэтому начать урок можно с повторения его поэм «Песня про... купца Калашникова» и «Мцыри».

Эта работа может быть организована
в форме фронтальной беседы
или в виде сообщений учащихся на темы:


1. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова в русской литературной критике. Историческая и народно-поэтическая основы поэмы.

2. «Мцыри» Лермонтова и «Цыганы» Пушкина как романтические поэмы. Особенности их сюжетно-композиционной структуры.

Обобщая результаты беседы или сообщений учащихся, класс делает следующие выводы.

В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтов ищет идеал в историческом прошлом и народных нравственных основах. Однако патриархальная эпоха гибнет безвозвратно, что усиливает трагизм мироощущения.

В поэме «Мцыри» романтический герой Лермонтова трагически обречен. Мцыри как герой действия, дитя природы, наследник отцов поставлен в ситуацию изоляции от естественного для него мира, разлучен с родиной. Но выросший в чуждой среде, он уже не может вернуться в лоно природы, которая стала для него врагом. Всякое возвращение назад невозможно, что также усиливает трагизм звучания поэмы.

В центре урока изучение поэмы «Демон».

Во вступительном слове учителя или индивидуальных сообщениях учащихся должна прозвучать информация о том, что замысел поэмы возник еще у юного поэта, когда он в 1829 г. создал стихотворение «Мой демон», написанное, вероятно, под явным влиянием стихотворения Пушкина «Демон», которое было известно задолго до его публикации в 1834 г.

После чтения этих стихотворений возможна беседа, включающая вопросы и задания для сопоставительного анализа этих стихов.

Вопросы и задания к стихотворениям
«Мой демон» Лермонтова и «Демон» Пушкина


1. Найдите в этих стихотворениях общие образы и картины.

2. Охарактеризуйте образ лирического «я» в каждом стихотворении. Чем они отличаются?

3. Каково отношение «каждого» Демона к вечным ценностям: любви, природе, искусству и т. п.?

4. Что общего и различного в художественной форме каждого стихотворения?

5. Какие черты романтизма можно в них заметить?

6. Индивидуальное задание.
Сопоставьте стихотворение «Мой демон» Лермонтова со стихотворением «Демон» Пушкина.

Начать разговор о поэме Лермонтова «Демон» целесообразно с рассказа о падшем ангеле и чтения отрывков из нее, что поможет «погрузить» класс в эмоциональную атмосферу поэмы.

Из I части могут быть выразительно прочитаны главы I—IV, VI—VII, а также прослушаны первый и второй романсы Демона из одноименной оперы А. Рубинштейна («Не плачь, дитя! не плачь напрасно...» и «На воздушном океане...»).

Из II части поэмы можно инсценировать разговор Тамары и Демона (глава X) и прочитать выразительно финал поэмы, а также прослушать третий романс Демона из оперы «Демон» («Я тот, которому внимала...»).

Вопросы и задания
для беседы с классом


1. Охарактеризуйте образ Демона. Докажите текстом, что он отрицает мир, считает бытие бессмысленным и мстит человечеству и Богу.

2. Какой смысл придает образу Демона его любовь к Тамаре? Достоин ли он сочувствия?

3. Дайте характеристику образу Тамары. Почему автор приводит ее к гибели?

4. Возможны ли возрождение Демона и его гармония с миром, о которых он мечтает, через любовь к земной женщине?

5. Какой смысл приобретает в поэме вечное противостояние добра и зла?

6. Какую смысловую роль играет в поэме пейзаж?

7. Индивидуальное задание 1.
Сопоставьте образы Демона и Печорина.

8. Индивидуальное задание 2.
Сопоставьте образ Тамары из поэмы «Демон» с образом царицы из стихотворения Лермонтова «Тамара».

Для анализа можно выбрать
один из нескольких эпизодов, например:


— смерть жениха (часть I, гл. Х—ХII);
— похороны Тамары (часть II, гл. ХIII—XV);
— поединок Ангела и Демона (часть II, гл. XVI).

Остальные эпизоды можно предложить для самостоятельной интерпретации в домашней работе.

Итог уроков.

В поэзии Лермонтова завершается развитие русского романтизма. От жанрового мышления поэт переходит к мышлению стилями, свободным формам лирического высказывания и закрепляет эту традицию в русской лирике.

Романтические поэмы Лермонтова обнажают кризис этого жанра, появляются «иронические» поэмы, в которых намечаются реалистические стилевые искания.

Следующие уроки: * Уроки 42-43. Повторение романа «Герой нашего времени» >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. Лермонтов М. Ю. Мой Демон (1831) // М. Ю. Лермонтов. Полн. собр. соч. — М., 1948. — Т. 1. — С. 273. (вернуться)

4. В 1891 году Михаил Врубель выполнил десятки иллюстраций к юбилейному изданию сочинений М. Ю. Лермонтова под редакцией П. П. Кончаловского.
Из 36 рисунков, которые выполнил Врубель в рамках этого заказа, 20 вошло в издание типографии И. Н. Кушнарева, из них 11 рисунков иллюстрировали «Демона». (вернуться)

 
Врубель М. А. Демон сидящий. 1890
Холст, Масло. 114 × 211 см
Третьяковская галерея, Москва

Тема Демона имеет исключительное значение для Врубеля.
Первый вариант «Демона» (1885–86) не сохранился.
В 1887–88 гг. Врубель создает первые варианты скульптурного Демона. В его представлении, это – «...дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... величавый» (Врубель М. А., Переписка..., Л.–М., 1963, с. 140).
В 1890 г. появляется картина «Демон сидящий», впервые представленная в 1903 г. на выставке «Мира искусства». Известен и эскиз к этой картине (акв., белила, карандаш).
Но это еще не тот «монументальный» Демон, какого Врубель мечтает написать, а, по его словам, лишь «демоническое» (там же, с. 78).
«Сидящий Демон», по справедливому наблюдению С. Дурылина, связан с первыми появлениями этого образа у Лермонтова — его юношеским стихотворением «Мой демон» (1829; «...средь ве́тров онемевших, / Сидит уныл и мрачен он»)
и одной из ранних ред. поэмы «Демон» (1833–34): «Как часто на вершине льдистой / Один меж небом и землей / Под кровом радуги огнистой / Сидел он мрачный и немой».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика