Творчество М. Ю. Лермонтова
УРОКИ 42-43*[2]
«Именно такой роман наиболее соответствовал духу времени, потребности в беспощадном анализе
современной действительности, во всей ее трагичности и в то же время в утверждении идеала»[3]
Повторение романа М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени».
В основе повторения романа
будет аргументация следующих положений:
1. Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х гг. XIX в., временем жестокой реакции и общественного застоя после поражения
декабристского восстания. Поэтому «герой нашего времени» — это герой 1830-х гг.
2. Противостояние Печорина общественной среде выявляется не в сюжете романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя, хотя события
романа основаны на реально-историческом материале. Поэтому «Герой нашего времени» считается в русской литературе первым социально-психологическим романом.
3. Противоречивость — главная черта характера Печорина, в образе которого незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества, сила
и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе, смелость и честность его характера сочетаются с безверием,
скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой не удовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и
любовь. Но при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.
4. Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.
5. Специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение
разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.
На уроке следует вспомнить черты биографии Лермонтова, повлиявшие на особенности образа Печорина; загадки и противоречия характера героя
в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» и их разгадки в «Журнале Печорина»; особенности композиции романа: смена рассказчиков, портрет, пейзаж,
журнал героя и их роль в раскрытии образа Печорина.
Понять характер Печорина и его место в системе образов романа помогут опорные схемы «Дружба в жизни Печорина» и «Любовь в жизни Печорина».
Также необходимо и акцентировать внимание школьников на оценке романа в литературной критике.
Учебную работу по повторению романа
можно организовать в группах.
Группа 1. «Бэла».
1. Сколько в повести рассказчиков? Каков художественный смысл их смены?
2. Как в первом портрете Печорина угадывается противоречивость его характера?
3. Какими изобразительно-выразительными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Приведите
примеры психологического портрета, пейзажа, детали.
4. Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки?
Группа 2. «Максим Максимыч».
1. От чьего лица ведется повествование в повести?
2. Какие детали раскрывают состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина?
3. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?
4. Прокомментируйте подтекст диалога Печорина и Максима Максимыча в их последней встрече.
Группа 3. «Тамань».
1. Каков художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?
2. Какую роль в повести играют портреты и пейзажи?
3. Какие оценки дает Печорин контрабандистам и как это характеризует его самого?
4. Почему Печорину грустно в конце истории с контрабандистами? Что это проясняет в его характере?
Группа 4. «Княжна Мери».
1. Как в повести проявляются черты самоанализа и самооценки Печорина? Подтвердите свои мысли примерами.
2. Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким? В чем отличие взаимоотношений Печорина с Мери и Верой?
3. Какие портретные и пейзажные детали повести говорят о писательском мастерстве Лермонтова?
4. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует? Искренен ли Печорин в своих признаниях перед дуэлью или он
лукавит даже перед самим собой? В чем нравственное превосходство Печорина в сцене дуэли? Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях
Печорина (через полтора месяца в крепости N)?
Группа 5. «Фаталист».
1. Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?
2. Какие черты личности Печорина проявляются в повести?
3. В чем философский характер повести?
4. Философ Серебряного века В. С. Соловьев в статье «Лермонтов» (1901) писал, что в повести «Фаталист» «Лермонтов перестает бороться против
демонических сил и находит окончательное решение жизненного вопроса в фатализме». Подтвердите или опровергните эту точку зрения.
Выводы.
Печорин показан в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» противоречивой личностью, человеком, не умеющим сострадать, привыкшим исполнять только свои желания.
Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако Печорину присущи черты искренности,
штрихи грусти, ноты безысходности, что вызывает у читателя сострадание.
«Журнал Печорина» — это средство самораскрытия его характера. Личность героя сложна и противоречива. Он предстает в «Журнале» человеком, глубоко
чувствующим и страдающим. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь — расплата за собственные поступки. Сам того не желая, он становится виновником
несчастий других. Каждый образ романа оттеняет важные грани в характере Печорина. Мужские образы — двойники и антиподы героя, но все они ниже его по
интеллекту, менее глубоки их души, слабее характер, у них нет способности к самоанализу. Женщины в романе выше, чище Печорина. Это натуры более цельные,
умеющие любить и глубоко чувствовать.
В заключение урока можно обсудить оценки, данные роману Белинским, Набоковым, Эйхенбаумом, Айхенвальдом и современными лермонтоведами.
Выводы уроков.
Роман сходен с романтической поэмой, а главный герой изображен по принципам создания героев романтических поэм (отсутствие сведений о прошлом,
изображение героя в моменты наивысшего напряжения, статичность образа, глубина внутренней жизни героя). Характер Печорина не меняется, но смена
рассказчиков помогает читателю увидеть его личность с разных точек зрения. Кольцевая композиция символична. Она показывает бесполезность исканий
героя (сравните с кольцевой композицией поэмы «Мцыри»).
Новаторство Лермонтова проявилось в создании образа главного героя романа. Жизнь Печорина — это ряд происшествий, каждое из которых открывает
новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер уже сложился и не меняется («Неужели я не тот же?» — глава «Максим Максимыч»,
сцена прощания). Главный принцип жизни героя — свобода, переходящая в индивидуализм. Но автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин
сам судит себя. Система образов, психологический портрет и пейзаж оттеняют черты его характера.
В романе звучат философские мотивы: для какой цели родится человек, зачем он живет, каково его предназначение, — поднимаются
вечные проблемы добра и зла, смерти и бессмертия, человека и его судьбы. «Герой нашего времени» — социальный, философский и психологический роман,
раскрывающий пороки потерянного поколения 1830-х гг.
Проза Лермонтова предвосхищает жанрово-стилевые особенности «натуральной школы», однако, по словам Ахматовой, в прозе «он обогнал самого
себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза — достояние лишь зрелого возраста».
Уроки 44-45.
Классное сочинение или контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова
Следующие уроки: Урок 46. Николай Васильевич Гоголь >>>
|