ВПР по русскому языку. 6 класс. Проверочная работа № 8
ВПР по русскому языку
Материалы для подготовки к ВПР по русскому языку
 
 
 
 
 
 

ВПР по русскому языку
в 6 классе
Варианты работ


Вариант 7

Вариант 8

Вариант 9

Вариант 10

Вариант 11

Вариант 18

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Проверочная работа
по  РУССКОМУ   ЯЗЫКУ в 6 классе
Вариант 8.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа включает в себя 14 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

1.ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАНТ ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ № 8
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1


Нач..лось весе(н,нн)ее половод..е. Зат..пило землю у р..ки. Травы св..тились в воде, как водор..сли, и сюда из глуб..ны пр(е/и)плывали кормит..ся рыбы. Алёша сел в стар..нькую ло(д/т)ку. Л..гушки громко и дружно выв..дили свои (не)затейливые пес..нки, пр..ветствуя з..рю.
Ло(д/т)ка у Алёши прот..кала и от дв..жений мал..чика вода в ней вместе с (не)казист..м деревя(н,нн)ым ковш..ком перекат..валась и гр..хотала. Обеими руками Алёша схв..тил куст вербы по(д/т)т..нул ло(д/т)ку к бер..гу и вдру(г/к) увид..л (тёмно)серое бр..вно.
Только бр..вно ли это? На одном конце оно у(з/с)кое на другом – ш..рокое. В ш..рокой част.. «бр..вна» колебл..т..ся усы. (4) Нед..леко от усов мал..нькие со(н,нн)ые(2) глаза. Ж..вой сом! Алёша ост..рожно пр..к..снулся к сому в(з/с)д..хнул и по(д/т)т..лкнул рыбу в воду. Пусть сом плава..т(3)!

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;

(3) – морфологический разбор слова;

(4) – синтаксический разбор предложения.

3. В выделенном предложении найдите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков, выпишите эти слова. Объясните причину данного несовпадения.

4. Поставьте знак ударения в следующих словах:

ЗВОНИТ, КИЛОМЕТР, НАМЕРЕНИЕ, СПОКОЙНЕЕ

5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
За пятнадцать минут старый рыбак вычерпал из лодки всю воду.

6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) обоих девочек
2) говорить более красивее
3) вкусное эскимо
4) пятьюстами рублями

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) При небольшом морозе снег особенно искрист и свеж.
2) Осенний листопад красивый и живописный.
3) Чистые озёра главное богатство этого края.
4) Яркие искры заиграли в каплях росы на цветах.

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Мама положила прохладную ладонь на Алёшин лоб и ничего не сказала.
2) Давайте ребята сходим всем классом на прогулку в Центральный парк.
3) Первоклассники беспомощно переглядывались краснели и напряжённо молчали.
4) Все ученики вошли в класс и прозвенел звонок на урок.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9-14

Текст 2


(1)С глубокой древности люди искали и придумывали разные приспособления для измерения времени. (2)В комедии, которая была написана греческим драматургом Аристофаном две тысячи триста лет тому назад, есть такой эпизод. (3)Жительница Афин говорит своему мужу: «Когда тень будет в десять шагов, приходи ужинать». (4)Что значит это выражение «тень в десять шагов»? (5)По-видимому, недалеко от дома, в котором жили супруги, стоял столб или памятник. (6)В солнечный день он отбрасывал тень. (7)Чтобы узнать, который час, прохожие мерили тень шагами. (8)Утром она была длиннее, в полдень становилась совсем коротенькой, а к вечеру опять удлинялась. (9)Столб, который использовали как часы, назывался «гно́мон».
(10)Конечно, гномон был неудобными часами: он показывал время только в солнечный день и очень неточно. (11)И его нельзя было взять в дорогу, а в дороге часы так необходимы. (12)Индийские нищенствующие монахи – факиры – решили задачу определения времени в пути довольно просто: они превратили в часы обыкновенную дорожную палку. (13)Отправляясь в далёкое путешествие, факир брал с собой посох особенного устройства. (14)Посох был не круглым, как обычная палка, а восьмигранным. (15)Наверху в каждой грани высверливали отверстие, в которое вставлялась маленькая палочка. (16)Чтобы узнать время, факир поднимал свой посох, держа его за шнурок. (17)Тень, падающая от палочки на грань отвесно висящего посоха, показывала, который час. (18)Длину тени здесь не надо было каждый раз мерить, потому что на грани были вырезаны чёрточки, обозначающие часы. (19)Но зачем тогда нужно столько граней?
(20)Дело в том, что в разное время года видимый путь солнца различен. (21)Поэтому и тень, которая во всём зависит от солнца, ведёт себя летом и зимой неодинаково. (22)Летом солнце поднимается на небе выше, чем зимой, поэтому и тень в летний полдень короче, чем в зимний. (23)В этом значимость граней посоха. (24)Каждая грань размечена для одного какого-нибудь времени года и не годится для другого.
(По М. Ильину)

9. Определите и запишите основную мысль текста.

10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

11. Почему индийские монахи делали посох многогранным?

12. Определите и запишите лексическое значение слова «МЕРИТЬ» («мерили») из предложения 7. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Мерить –

13. Определите стилистическую окраску слова «ЗНАЧИМОСТЬ» из предложения 23, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Значимость –

14. Объясните и запишите значение фразеологизма МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Медвежья услуга –


ОТВЕТЫ:

Текст 1.

Началось весеннее половодье. Затопило землю у реки. Травы светились в воде, как водоросли, и сюда из глубины приплывали кормиться рыбы. Алёша сел в старенькую лодку. Лягушки громко и дружно выводили свои незатейливые песенки, приветствуя зарю.
Лодка у Алёши протекала, и от движений мальчика вода в ней вместе с неказистым деревянным ковшиком перекатывалась и грохотала. Обеими руками Алёша схватил куст вербы, подтянул лодку к берегу и вдруг увидел тёмно-серое бревно.
Только бревно ли это? На одном конце оно узкое, на другом – широкое. В широкой части «бревна» колеблются усы.(4) Недалеко от усов маленькие сонные(2) глаза. Живой сом! Алёша осторожно прикоснулся к сому, вздохнул и подтолкнул рыбу в воду. Пусть сом плавает(3)!




Синтаксический разбор предложения
В широкой части «бревна» колеблются усы.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: усы (подлежащее, выражено именем существительным) колеблются (сказуемое, выражено глаголом).
Второстепенные члены предложения: (колеблются) в части – обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом; (в части) широкой – определение, выражено именем прилагательным; (в части) «бревна» – дополнение, выражено именем существительным (возможно: определение).

3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание слова: только;
2) объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове, например:
в слове 6 букв и 5 звуков, так как буква ь не обозначает звука.
Объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове может быть представлено в иной формулировке.

4. Поставьте знак ударения в следующих словах:
Звонúт, киломéтр, намéрение, спокóйнее

5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
За пятнадцать минут старый рыбак вычерпал из лодки всю воду.
Части речи: предл. числ. сущ. прил. сущ. глаг. предл. сущ. мест. сущ.
Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке

6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).
Содержание верного ответа:
Обеих девочек, говорить более красиво.
ИЛИ
Обеих девочек, говорить красивее

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и места постановки тире:
Чистые озёра – главное богатство этого края;
2) обоснование выбора предложения:
В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им. п.
ИЛИ

Обоснование выбора может быть сформулировано иначе.

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Давайте, ребята, сходим всем классом на прогулку в Центральный парк;
2) обоснование выбора предложения:
Это предложение с обращением.
ИЛИ
Обращение.
ИЛИ
Обращение внутри предложения.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе.

9. Определите и запишите основную мысль текста. Основная мысль текста:
С глубокой древности люди искали и создавали инструменты для измерения времени.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Примерный план.
1. Измерение времени в Древней Греции / в Афинах с помощью гномона.
2. Часы индийских монахов – дорожный посох.
3. Значимость граней посоха.
В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста.

11. Почему индийские монахи делали посох многогранным?
Ответ может быть сформулирован так:
Каждая грань посоха предназначалась для измерения времени лишь в какое-то одно время года и не подходила для другого.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

12. Определите и запишите лексическое значение слова «мерить» («мерили») из предложения 7. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание лексического значения слова в данном контексте.
В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение:
мерить – определять величину, протяжённость какой-либо мерой (шагами, рулеткой и т.д.).
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова;
2) самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении.
Вариант ответа: В магазине я мерила платья из новой коллекции.
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова;
2) самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении.
Вариант ответа:
День сегодня был обычный, с привычным распорядком дня.
Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово употреблено в иных значениях.

13. Определите стилистическую окраску слова «значимость» из предложения 23, запишите.
Подберите и запишите синоним к этому слову.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание стилистической окраски слова:
значимость – книжное;
2) подбор синонима к данному слову.
Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов:
значимость – значение, важность.
Может быть подобран другой синоним.

14. Объясните и запишите значение фразеологизма медвежья услуга. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение значения фразеологизма:
медвежья услуга – непрошеная помощь, которая приносит больше вреда, чем пользы;
2) толкование ситуации в заданном контексте, например: Мой младший брат решил помочь мне пройти уровень в компьютерной игре, но случайно нажал не на ту кнопку, и игра завершилась раньше времени. Вот такую медвежью услугу он в результате мне оказал
Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного фразеологизма.

Больше примеров для задания 14
на странице "Фразеологический словарь"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика