ВПР по русскому языку. 6 класс. Проверочная работа № 7
ВПР по русскому языку
Материалы для подготовки к ВПР по русскому языку
 
 
 
 
 
 

ВПР по русскому языку
в 6 классе
Варианты работ


Вариант 7

Вариант 8

Вариант 9

Вариант 10

Вариант 11

Вариант 18

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Проверочная работа
по  РУССКОМУ   ЯЗЫКУ в 6 классе
Вариант 7.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа включает в себя 14 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

1.ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАНТ ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ № 7
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1


Земля, словно душа ч..ловеческая, во(з/с)станавл..вается даже после самых тяжк..х потр..сений.
Вот пройдёт лесной пожар и нач..сто слиж..т (не)насытными огн..(н,нн)ыми(2) языками всё ж..вое на пр..горк.. . Остан..т..ся (серо)ч..рная, (не)пр..ветливая земля. Но проход..т годы. Ветер нанос..т из леса на пр..горок сем..на се..т их в п..крытую трещинами почву.
И однажды после весе(н,нн)его дожд..ка ты увид..ш.., как проб..вают..ся из-под пней упрямые р..сточ..ки и тянут..ся к со..нцу. Между обг..релых корней вдруг сверкнёт алая земл..ника! Скоро ш..потом заг..ворят (з/с)десь ю(н,нн)ые берё(з/с)ки затр..пещ..т(3) от утре(н,нн)его ветерка лист..я на ро(б/п)ких осинках. Пр..подним..тся на ги(б/п)ких ветвях и зацв..тёт к..лючий малинник.(4) Зар..зовеет кипрей и крепко уцеп..т..ся за землю пирами(д/т)ки ёлочек. На пр..горк.. снова праз..ник!

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;

(3) – морфологический разбор слова;

(4) – синтаксический разбор предложения.

3. В выделенном предложении найдите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков, выпишите эти слова. Объясните причину данного несовпадения.

4. Поставьте знак ударения в следующих словах:

СТАТУЯ, ЗАВИДНО, ГЕРБЫ, БРАЛА.

5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Над третьей задачей я бился целый вечер, но решить её не удалось.

6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) сладкий какао
2) красивейший вид
3) четверо подруг
4) на семистах страницах

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Дни в октябре ветреные и дождливые.
2) Любимое занятие Егорки строительство башни из кубиков.
3) Бабушкины пирожки румяны и очень вкусны!
4) Кудрявая розовая герань распустилась на моём окошке.

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Дети молчали и всматривались в темноту но мимо дома никто не проходил.
2) У киоска мороженого толпились люди и мы решили обойтись холодным лимонадом.
3) Пионы никнут от жары роняют лепестки и благоухают на весь палисадник.
4) Смотри на меня океан очами небесного цвета!

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9-14

Текст 2


(1)В России взрослых людей принято называть по имени и отчеству. (2)Слова «отчество» и «отечество» созвучны, похожи. (3)Это не простое совпадение. (4)Слово «отчество» указывает на твоего предка, а «отечество» означает страну предков, то есть отцов. (5)Это родственные слова. (6)Даже чувства они вызывают в наших душах одни и те же: уважение и любовь. (7)В старину тех, кто не любил своей Родины и не помнил предков, считали некультурными и даже подозрительными людьми.
(8)Отчество, то есть имя отца, добавленное к собственному имени, возникло очень давно, ещё в десятом веке. (9)Звучали тогда отчества примерно так: «Иван, сын Петров», «Фёдор, сын Лукин». (10)Но подобные имена считали полуотчествами – так называли незнатных, простых людей. (11)Позднее из сокращённого варианта полуотчеств появились фамилии – Петров, Лукин и множество других.
(12)А привычные для нас отчества: Степанович, Андреевич, Фёдорович – в старину могли получить только знатные люди Московской Руси. (13)Такое отчество было сродни титулу или знаку величия. (14)Его носили князья, аристократы, потомственные дворяне или церковнослужители. (15)Не зря в древности спрашивали: «Как вас звать-величать?» (16)Например, великого князя величали не только по отцу: к его имени прибавляли имена деда, прадеда и прапрадеда. (17)Полное имя киевского князя Владимира тогда звучало так: «Князь Владимир, сын Святослава, внук Всеволода, правнук Олега, праправнук Святослава…» (18)С пятнадцатого века возникла традиция награждения отчествами обычных людей – в качестве награды за верную службу или особые заслуги. (19)Человека, не отличившегося такими достижениями, до старости все звали только по имени. (По книге «Моя семья»)

9. Определите и запишите основную мысль текста.

10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

11. Почему с пятнадцатого века некоторых незнатных людей Московской Руси начали величать по отчеству?

12. Определите и запишите лексическое значение слова «ОБЫЧНЫЙ» («обычных») из предложения 18. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Обычный –

13. Определите стилистическую окраску слова «ВЕЛИЧАТЬ» из предложения 16, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Величать –

14. Объясните и запишите значение фразеологизма ДЕЛАТЬ ИЗ МУХИ СЛОНА. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Делать из мухи слона –


ОТВЕТЫ:

Текст 1.

Земля, словно душа человеческая, восстанавливается даже после самых тяжких потрясений.
Вот пройдёт лесной пожар и начисто слижет ненасытными огненными(2) языками всё живое на пригорке. Останется серо-чёрная, неприветливая земля. Но проходят годы. Ветер наносит из леса на пригорок семена, сеет их в покрытую трещинами почву.
И однажды после весеннего дождика ты увидишь, как пробиваются из-под пней упрямые росточки и тянутся к солнцу. Между обгорелых корней вдруг сверкнёт алая земляника! Скоро шёпотом заговорят здесь юные берёзки, затрепещут(3) от утреннего ветерка листья на робких осинках. Приподнимется на гибких ветвях и зацветёт колючий малинник. (4) Зарозовеет кипрей, и крепко уцепятся за землю пирамидки ёлочек. На пригорке снова праздник!
(По В. Астафьеву)

2. Морфемный и словообразовательный разборы слова
огненными(2)
огненными: огн - корень, енн - суффикс, ыми - окончание.
огненный← огонь (суффиксальный способ)

Морфологический разбор слова
затрепещут(3)
1. Затрепещут (что сделают?) – глагол, н. ф. – затрепетать.
2. Пост. – сов. вид, невозвр., непереходн., I спр.; непост. – в форме изъявит. накл., буд. вр., 3-е л., мн. ч.
3. В предложении является сказуемым.

Синтаксический разбор предложения
Приподнимется на гибких ветвях и зацветёт колючий малинник.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.
Грамматическая основа: малинник (подлежащее, выражено именем существительным) приподнимется (и) зацветёт (однородные сказуемые, выражены глаголами).
Второстепенные члены предложения: (малинник) колючий – определение, выражено именем прилагательным; (приподнимется) на ветвях – дополнение, выражено именем существительным с предлогом; (на ветвях) гибких – определение, выражено именем прилагательным.

3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание слова: праздник;
2) объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове, например:
в слове 8 букв и 7 звуков, так как буква д не обозначает звука (непроизносимый согласный звук).
Объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове может быть представлено в иной формулировке.

4. Поставьте знак ударения в следующих словах:
Ста́туя, зави́дно, гербы́, брала́

5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Над третьей задачей я бился целый вечер, но решить её не удалось.
Части речи: предл. числит. сущ. мест. глаг. прил. сущ. союз глаг. мест. част. глаг.

6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).
Содержание верного ответа:
Сладкое какао, четыре подруги

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и места постановки тире:
Любимое занятие Егорки – строительство башни из кубиков;
2) обоснование выбора предложения:
В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им. п.
ИЛИ

Обоснование выбора может быть сформулировано иначе.

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Смотри на меня, океан, очами небесного цвета!;
2) обоснование выбора предложения:
Это предложение с обращением.
ИЛИ
Обращение.
ИЛИ
Обращение внутри предложения.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе.

9. Определите и запишите основную мысль текста. Основная мысль текста:
Традиция называть взрослых людей по имени и отчеству связана с проявлением уважения и любви к своим предкам и имеет в нашей стране давнюю историю – с десятого века.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Примерный план.
1. Слова «отчество» и «отечество» родственные.
2. Полуотчествами называли простых людей. / Возникновение фамилий и полуотчеств.
3. Отчество в Московской Руси – признак знатности человека или его особых заслуг.
В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста.

11. Почему с пятнадцатого века некоторых незнатных людей Московской Руси начали величать по отчеству?
Ответ может быть сформулирован так:
Незнатных людей могли наградить отчеством за верную службу или особые заслуги.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

12. Определите и запишите лексическое значение слова «обычный» («обычных») из предложения 18. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание лексического значения слова в данном контексте.
В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение:
обычный – простой, незнатный.
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова;
2) самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении.
Вариант ответа: День сегодня был обычный, с привычным распорядком дня.
Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово употреблено в иных значениях.

13. Определите стилистическую окраску слова «величать» из предложения 16, запишите.
Подберите и запишите синоним к этому слову.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание стилистической окраски слова:
величать – устар. (возможно: книжное);
2) подбор синонима к данному слову.
Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов:
величать – звать, называть.
Может быть подобран другой синоним.

14. Объясните и запишите значение фразеологизма делать из мухи слона. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение значения фразеологизма:
делать из мухи слона – сильно преувеличивать какую-нибудь мелочь;
2) толкование ситуации в заданном контексте, например:
Лёша обещал вечером зайти ко мне, но не пришёл. Я обиделся и решил больше с ним не дружить. А мама сказала, что каждый может забыть о чём-то, поэтому не надо делать из мухи слона.
Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного фразеологизма.

Больше примеров для задания 14
на странице "Фразеологический словарь"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика