Гринёв и его родители
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ
 
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)


«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
10 ЧАСОВ

Уроки литературы в 8 классе[1]


Урок 21. Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Урок 22. Гринёв и его родители. Своеобразие построения сюжета романа «Капитанская дочка».

Урок 23. Гринёв в Белогорской крепости. «Судьба человеческая, судьба народная» в романе.

Урок 24. Пугачёв и его окружение. Вторая встреча-испытание Гринёва и Пугачёва.

* Урок 25. Описание Пугачёва в «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочке».[2]

Урок 26. Третья встреча-испытание Гринёва и Пугачёва. Кульминация сюжета. Гринёв и Швабрин.

* Урок 27. Нравственная проблематика романа.

Урок 28. Роль сопоставлений в романе «Капитанская дочка». Система образов романа. Образ Маши Мироновой.

Урок 29. Смысл названия романа. Подготовка к сочинению.

* Урок 30. Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».


УРОК 22
Гринёв и его родители.
Своеобразие построения сюжета романа «Капитанская дочка»

Задачи:
познакомить учащихся с приёмами создания образа Гринёва, с его предысторией и значением образа его отца в романе; обозначить проблему автора и повествователя; рассмотреть вопрос о прямом и косвенном выражении авторской позиции в художественном произведении.
Основные виды деятельности: анализ текста; эвристическая беседа; демонстрация произведений живописи; составление плана; выразительное чтение; комментированное чтение; составление таблицы.
Термины: автор, повествователь, конфликт, сюжет, сюжетная линия, предыстория героя, типичность, иносказание.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания:

ученики рассуждают о принципах построения художественного мира А. С. Пушкина, пытаются обосновать место «Капитанской дочки» в нём, выполняют задания 1, 2, 3.

Всё это важно потому, что погружает их в историю жизни, творчества Пушкина и, в частности, в историю создания его итогового произведения. Задача учителя — обобщить изложенное и представленное, подготовить учащихся к анализу прочитанных глав романа.

II. После небольшого вступительного слова учителя,
которое должно настроить учащихся на эмоциональное восприятие материала, ввести их в атмосферу жизни дворянской усадьбы XVIII века (необходимо дополнить рассказ демонстрацией произведений живописи на эту тему), учащиеся приступают к анализу текста.

Аналитическая часть урока опирается на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, указанные в учебнике, а также на вопросы, которые были заданы на дом.

Обратимся к вопросу, ответ на который учащиеся
должны были продумать дома:


Почему Пушкин так подробно рассказывает о семье Гринёва, о его воспитании, о детских годах?

Пушкин вводит предысторию героя и тем самым раздвигает пространственные и содержательные рамки повествования: мы погружаемся в атмосферу XVIII века, узнаём о жизни в господской усадьбе дворянина средней руки. Быт того времени, система воспитания дворянских недорослей, существование дворянской оппозиции, проявления крепостничества — это и многое другое является непосредственным содержанием первой главы.

Важно, чтобы учащиеся, отвечая на этот вопрос и выборочно перечитывая текст, почувствовали, как много вопросов может рассмотреть Пушкин на таком малом пространстве текста.

Кроме того, предыстория героя дана так подробно потому, что автор стремится подчеркнуть типичность Гринёва, мотивировать дальнейшие поступки героя, эволюцию его характера, выявить главные свойства его натуры, которые руководят им во всех дальнейших событиях.

Для осмысления этого обратим внимание учащихся на идейно-художественное соотношение эпиграфа ко всему роману, смысла названия главы, эпиграфа к ней и наставления отца Гринёва своему отпрыску перед отправкой Петруши на службу. Для Андрея Петровича Гринёва служба в гвардии — бесчестие, праздность, разрушение дворянских традиций. Позицию отца юный Гринёв принимает безоговорочно, таким образом Пушкин показывает, как передаются традиции чести и долга в среде родового, старинного дворянства. На это указывает и соответствие имён отца и сына — Андрей Петрович и Пётр Андреевич.

Становится очевидным, что понятие «недоросль» применительно к Петруше не столько качественная оценка, сколько указание на явление, типичное для мелкопоместного дворянства.

«Сам» Гринёв с высоты своего возраста иронизирует над недорослем Гринёвым, воспоминания о детстве окрашены в иронически-мягкие тона. Учащиеся должны это почувствовать, иначе может произойти недооценка дальнейшего поведения героя или останутся неясными этапы и причины эволюции характера героя.

Более того, уже здесь необходимо сообщить, что Гринёв — потомок «мятежного рода» (глава «Суд»), его пращур «умер на Лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести», дед его «пострадал вместе с Волынским и Хрущёвым».

Именно это позволило ему подняться над сословными предрассудками и вступить в открытые, прямые отношения с Пугачёвым, не изменяя своим представлениям о чести и долге, прежде всего присяге служить верой и правдой государству и императрице.

Возникает вопрос: почему Пушкин, развивая замысел, предпочёл реально существовавшему Шванвичу вымышленного героя — Гринёва и почему рассказ о событиях крестьянской войны автор доверяет именно ему?

Пересмотр замысла обусловлен тем, что фигура Шванвича и его переход на сторону Пугачёва хотя и были реальными, но отнюдь не типичными — исключительными. Пушкин же стремится к выявлению закономерностей истории и поэтому делает героем своего романа честного, благородного дворянина, который в сложившихся обстоятельствах не может не сочувствовать Пугачёву, но никогда не изменит своим представлениям о чести и долге.

Итак, в ходе беседы мы приходим в выводу,
что повествование от лица Гринёва обусловлено рядом причин.

Во-первых,
в отличие от автора он очевидец, участник событий, и это придаёт его рассказу максимальную достоверность и убедительность; Пушкин хочет придать тексту неоспоримую силу документа, что подтверждает и концовка романа, несомненно вымышленная, но задуманная именно с этой целью. Якобы от лица издателя здесь сообщается: «Рукопись Петра Андреевича Гринёва доставлена была нам от одного из его внуков... Мы решились, с разрешения родственников, издать её...»

Во-вторых,
Гринёв, как мы убедились, человек чести и по замыслу автора в своём повествовании по мере всех своих сил будет стремиться к истине.

Наконец,
Пушкин хочет представить события того времени в освещении человека, принадлежащего эпохе XVIII века, в этом проявляется историзм писателя: мы знакомимся с системой взглядов, оценок, психологией дворянина той поры, его отношением к крестьянской войне.

III. Анализ главы «Вожатый»,
в которой в круговерти метели, словно в вихре истории, впервые появляется Пугачёв (выразительное чтение эпизода).

Индивидуальное задание 3 позволит обобщить идейно-композиционную роль сна Гринёва.

В результате беседы приходим к выводу: сон Гринёва в иносказательной форме даёт нам представление о противоречивой личности Пугачёва (учитель комментирует удивительный пушкинский оксюморон «страшный мужик ласково меня кликал»); в нём освещаются все дальнейшие события (судьба молодого дворянина и его семейное счастье будут находиться в прямой зависимости от руководителя мятежного народа).

Б. С. Мейлах пишет об этом:
«Смелость пушкинского замысла... заключалась уже в том, что судьба героя-дворянина была поставлена в зависимость от Пугачёва».

Однако важнее то, что сон Гринёва вскрывает сущность глобального исторического конфликта: народ — это грандиозная, мощная сила, и пока дворянство не признает этого, до тех пор неизбежны кровопролитные бунты и противостояние двух враждующих лагерей.

Действительно, как дворянин, Гринёв осуждает действия Пугачёва, называя его злодеем, разбойником, но, как человек, он тянется к мятежнику, личности сильной и по-своему благородной. В знак признательности за спасение он дарит Емеле заячий тулупчик со своего плеча, который тут же трещит по швам на широких плечах дорожного, но принимается с превеликой благодарностью: «Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей». Так завязывается тугой узел сюжета, основу которого составят четыре встречи-испытания Гринёва и Пугачёва.

IV. Анализ способов выражения
авторской позиции в романе,
составление таблицы и работа по её заполнению.


Восьмиклассники уже знают о том, что авторская позиция в художественном произведении может быть выражена прямо или косвенно. Можно предложить учащимся поразмышлять над этим положением, развить эту мысль на конкретных примерах.

В «Капитанской дочке» позиция автора скрыта, так как повествование ведётся от лица Гринёва. Однако и буран в степи, и сон Гринёва, и его встреча с Пугачёвым, и заячий тулупчик — всё это вымысел Пушкина. С какой целью он вводит эти эпизоды в канву повествования?

Стоит вглядеться в строй сюжета, и позиция Пушкина начнёт проясняться. Предлагаем учащимся составить таблицу.
ТАБЛИЦА
Встречи-испытания Гринёва и Пугачёва
Названия глав, где Гринёв встречается с Пугачёвым
Какие черты характера Гринёва проявляются здесь?
Каким предстаёт нам Пугачёв в этих главах?
2-я гл. «Вожатый»
   
   
7-я гл. «Приступ»
8-я гл. «Незваный гость»
9-я гл. «Разлука»
   
   
11-я гл. «Мятежная слобода»
12-я гл. «Сирота»
   
   
Текст от издателя
   
   

В таблицу можно добавить ещё один столбец, чтобы учащиеся более пристально следили за развитием сюжета и конкретно воспринимали мысль о широте охвата событий в романе («Основные события, изображённые в этих главах»).

Работа над таблицей готовит к итоговому сочинению:
«Почему встречи Гринёва с Пугачёвым мы называем встречами-испытаниями?»

VI. Домашнее задание:

1) заполнить часть таблицы, относящуюся к главе «Вожатый»;

2) прочитать главы 3, 4, 5, 6 и ответить на вопросы:
Какие события и ситуации влияют на дальнейшее формирование характера Гринёва, на его взросление?
Какое впечатление произвёл на вас Савельич?
С какой целью Пушкин вводит в текст романа письма Андрея Петровича и Савельича?
Как вы оцениваете поведение Швабрина?
Сильным или слабым кажется вам характер Маши?

3) Выписать в тетрадь в виде плана те детали, реплики, события, которые предвещают беду — пугачёвщину.

Индивидуальное задание: выполнить индивидуальное задание 5.

Следующие уроки: Урок 23. Гринёв в Белогорской крепости. «Судьба человеческая, судьба народная» в романе >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика