Роль сопоставлений в романе «Капитанская дочка»
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ
 
Встреча Маши Мироновой
с императрицей Екатериной II
в Царском Селе.
П. П. Соколов. 1860-е гг.
 
 
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)


«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
10 ЧАСОВ

Уроки литературы в 8 классе[1]


Урок 21. Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Урок 22. Гринёв и его родители. Своеобразие построения сюжета романа «Капитанская дочка».

Урок 23. Гринёв в Белогорской крепости. «Судьба человеческая, судьба народная» в романе.

Урок 24. Пугачёв и его окружение. Вторая встреча-испытание Гринёва и Пугачёва.

* Урок 25. Описание Пугачёва в «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочке».[2]

Урок 26. Третья встреча-испытание Гринёва и Пугачёва. Кульминация сюжета. Гринёв и Швабрин.

* Урок 27. Нравственная проблематика романа.

Урок 28. Роль сопоставлений в романе «Капитанская дочка». Система образов романа. Образ Маши Мироновой.

Урок 29. Смысл названия романа. Подготовка к сочинению.

* Урок 30. Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».


УРОК 28
Роль сопоставлений в романе «Капитанская дочка».
Система образов романа. Образ Маши Мироновой

Задачи:
обобщить изученное; рассмотреть текст романа «Капитанская дочка» на новом уровне — уровне его композиционной структуры; выявить нравственные проблемы романа и их связь с образом Маши Мироновой; обратиться к проблеме жанра «Капитанской дочки» и смыслу названия итогового произведения А. С. Пушкина.
Основные виды деятельности: беседа по вопросам; аудирование; составление планов; разработка учебных таблиц и схем; выполнение заданий интерпретационного типа.
Термины: историзм, жанр, роман, повесть, система образов, диалог, символ, сюжетные параллели

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания.


Учащиеся в своих ответах обобщают материал урока, на котором рассматривалось соотношение исторической правды и художественного вымысла, и с помощью учителя приходят к выводу о том, что Пушкин поднимается над конкретными историческими фактами и создаёт образ-обобщение выразителя народного гнева и народных чаяний (запись в тетрадь).

Второе задание — подобрать из текста романа материал, свидетельствующий о ходе народного восстания, о его размахе, истоках и противоречиях, ученики комментируют и обсуждают вместе с учителем (см. предыдущий урок, содержание которого можно использовать здесь в сжатом виде).

Конечным результатом беседы по этому вопросу должен стать план, записанный в тетрадь.

Третье задание — монологический ответ на тему «Образ Швабрина и его роль в романе» — выводит нас на сопоставление образов Гринёва и Швабрина, на нравственную проблематику романа (см. предыдущий урок) и в целом на роль сопоставлений в «Капитанской дочке».

II. Анализ сопоставлений
в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»,
ответы на вопросы:


1. Какие сопоставления мы можем отметить в романе?

2. Как в этих сопоставлениях проявляется такая особенность пушкинской поэтики, как «принцип зеркальной отражённости» (по определению Д. Д. Благого)?

Анализируя текст «Капитанской дочки», мы обнаруживаем, что Пушкин часто использует приём сопоставления. Сопоставляются целые сцены: несостоявшаяся пытка башкирца и казнь капитана Миронова; военный совет в стане Пугачёва и военный совет в Оренбурге; диалог Гринёва о спасении Маши с оренбургским генералом и с Пугачёвым; суд над Гринёвым в лагере повстанцев и суд государственный; наконец, отношение дворянства и народа к Пугачёву.

И за каждым этим сопоставлением кроется глубокая мысль автора, которую читатель пытается разгадать.

Сопоставления и противопоставления
образов героев романа особенно важны
для выявления авторской позиции.


— Немало уже говорилось на уроках о центральном сопоставлении Гринёва и Пугачёва, однако на этом уроке всё же стоит ещё раз зафиксировать внимание учащихся на нём, ибо оно — одно из важнейших для Пушкина. Это сопоставление помогает понять незаурядность личности Пугачёва, зримо противопоставить интересы народа и дворянства, показать, как различно понимание смысла жизни, долга и чести даже у лучших представителей враждующих сословий.

— Не менее важно сопоставление Гринёва и Швабрина, позволяющее поднять и рассмотреть целый ряд значимых для Пушкина нравственных проблем.

— Необходимо напомнить учащимся о сравнении оренбургского генерала и Пугачёва. Генерал, в отличие от Гринёва, представляет привилегированное дворянство, сосредоточившее в своих руках неограниченную власть. Его сопоставление с Пугачёвым помогает Пушкину ещё более выпукло показать и осудить цинизм, ограниченность и равнодушие к простым людям, судьбами которых он распоряжается.

— Сопоставление образов этих «простых людей» (Пугачёва и Савельича, Пугачёва и Миронова) выводит нас на одно из самых горьких противоречий, приведших восстание к поражению, — противоречие народного самосознания. И Пугачёв, и Савельич, и Миронов — представители народа; сюжетно сближая эти образы, Пушкин показывает, как неоднородна народная масса.

Почему Савельич назван одним из современников Пушкина (В. Ф. Одоевским) «самым трагическим лицом» романа? Этот кажущийся парадоксальным вопрос поможет обобщить образ Савельича и показать, какую роль играет постоянное сближение Пушкиным двух персонажей романа — Савельича и Пугачёва.

Честный, преданный Гринёву Савельич по своей психологии вовсе не холоп, как это кажется на первый взгляд. Необходимо показать учащимся различие между психологией холопа и верного слуги, по-отечески относящегося к «барскому дитяти». Трагедия этого доброго и по-своему храброго человека в том, что ему абсолютно неизвестно и непонятно, что такое свобода. Он, человек из народа, не принимает Пугачёва, считая его злодеем. По словам Г. П. Макогоненко, «он глух к провозглашённой мятежниками вольности, слеп к событиям и судит о них с позиций своих хозяев».

Капитан Миронов дослужился до чина, дающего право на личное дворянство, из простых солдат. Верный присяге, теперь он воюет против Пугачёва и погибает от его руки. Таким образом Пушкин показывает разобщённость народа, противоречивость его интересов, ведущую к поражению. В подобном истолковании героев и событий романа проявляется историзм мышления и смелость художника, не скрывающего истинного положения дел.

— Но самое смелое сопоставление в романе — это, без сомнения, сопоставление Пугачёва и Екатерины. Что даёт нам право думать о том, что Пушкин настаивал на его необходимости, выделял его (работа над вопросом 30 учебника)?

Учащиеся отмечают, что Пугачёв называет себя царём Петром Третьим, а Екатерина в действительности является царицей; подмечают они и то, что и Пугачёв, и Екатерина помогают Гринёву и Маше обрести своё счастье.

Учитель поясняет ученикам смысл этих параллелей. Действительно, Пушкин строит сюжет симметрично: сначала Пугачёв помогает Гринёву освободить Машу, затем Екатерина помогает Маше избавить Гринёва от сурового наказания за преступление, которого он не совершал.

В результате этих наблюдений над текстом ученики под руководством учителя создают
учебную таблицу (или схему) под названием:
«Идейно-композиционное сопоставление
образов Пугачёва и Екатерины».


В левом кружке (или квадрате) написано «Пугачёв», в правом — «Екатерина»; в нижнем левом — «Маша», в правом нижнем — «Гринёв».

Между Пугачёвым и Екатериной лучше не черта, а длинный знак равенства (две черты), от Пугачёва вниз и от Екатерины вниз стрелки, по бокам написано: слева — «Пугачёв спасает Машу по просьбе Гринёва», справа — «Екатерина спасает Гринёва по просьбе Маши».

Можно от Маши к Гринёву и от него к ней провести стрелки, которые в середине сходятся.

Такое композиционное и смысловое «уравнивание» государственного преступника, бунтаря и злодея, и императрицы явилось удивительно смелым решением Пушкина-художника. Исподволь, путём построения сюжета, писатель ставит незримый знак равенства между этими двумя несопоставимыми с официальной точки зрения фигурами.

Кто из этих двух «благодетелей» Маши и Гринёва вызывает у учащихся большую симпатию?

Несоизмеримы нравственные качества и мотивы, которые руководят поведением Пугачёва и Екатерины. Последняя только в рассказе Маши выглядит милостивой. Да и могло ли быть иначе? В спасении Гринёва и его невесты Пугачёвым движет подлинная доброта, милосердие и мудрость. Екатерина, в сущности, только исправляет судебную ошибку.

Добром платит Пугачёв за добро, платит сторицей. Его бескорыстие в этой ситуации, широта души не знают предела: он одарил Гринёва жизнью, счастьем, спас Машу.

Каковы же «благодеяния» царицы?

«Знаю, что вы не богаты, — сказала она, — но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние». Сказала и, наверное, сразу забыла о существовании и Маши, и её суженого. Об этом свидетельствует то, что мы читаем несколькими строками ниже и комментируем подчёркнутые детали: «В тридцати верстах от *** находится село, принадлежащее десятерым помещикам. В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо Екатерины II за стеклом и в рамке». Становится очевидным, что Гринёвы живут в суровой бедности, и монаршья щедрость явно обошла стороной дочь героя, пострадавшего за Отечество.

Ханжество, холодное равнодушие императрицы к судьбе сироты и честного офицера, по её власти чуть было не казнённого, горькая несправедливость видятся в описании «благоденствия» семейства Гринёвых.

В «Заметках по русской истории XVIII века», написанных в 1822 году, Пушкин называет императрицу «Тартюфом в юбке и короне» и подчёркивает её «жестокий деспотизм под личиной кротости и терпимости».

Здесь же, в «Капитанской дочке», он выражает эту мысль с помощью сюжетного построения романа, не навязывая читателю своих оценок. Тем не менее кажется бесспорным, что симпатии автора на стороне мятежника; во всяком случае, нельзя не согласиться с суждением В. Б. Шкловского об этой сюжетной параллели: «...этот мужик один из претендентов на престол, имеющий не больше и не меньше права на престол, чем немка, ставшая императрицей. Два самозванца уравненной судьбы».

Можно напомнить учащимся, каким образом Екатерина получила власть (дворцовый переворот, злодейское убийство мужа — царя Петра III), продемонстрировать им портрет Пугачёва неизвестного художника XVIII века, написанный прямо на портрете Екатерины. Это вроде бы наивное живописное полотно является ёмким символом эпохи, воспроизведённой на страницах романа Пушкина, и удивительным образом перекликается с важнейшей сюжетной параллелью «Капитанской дочки».

III. Беседа о жанровом своеобразии
«Капитанской дочки».


Обобщив изученное путём восстановления и анализа сюжетных параллелей «Капитанской дочки», мы обращаемся к вопросу о жанре этого произведения.

Размышляя над проблемой жанра «Капитанской дочки», нельзя не вспомнить пушкинское определение сущности романа как жанра. В 1831 году, задолго до написания «Капитанской дочки», он заметил: «Под словом „роман“ разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании».

Однако, чтобы понять пушкинскую мысль, надо подняться на особый, теоретический уровень абстрагирования, что для восьмиклассников сделать непросто. В этом нам поможет задание интерпретационного типа: осмыслить предложенные суждения, выразить своё согласие или несогласие и обосновать свою позицию по поводу жанрового своеобразия итогового произведения А. С. Пушкина.

H. H. Страхов: «Во-первых, это хроника, то есть простой, бесхитростный рассказ, без всяких завязок и запутанных приключений, без наружного единства и связи... Во-вторых, это быль семейная... „Капитанская дочка“ есть рассказ о том, как Пётр Гринёв женился на дочери капитана Миронова».

Н. И. Черняев: «А к чему же и сводится „Капитанская дочка“, как не к „развитию целой эпохи в вымышленном повествовании“, в котором романтическое происшествие без насилия входит в раму обширнейшего происшествия исторического? В „Капитанской дочке“ отразились и помещичья жизнь, и военный быт, и крепостное право, и русский разбойничий люд, и петербургский двор, и казаки, и инородцы, и иноземные выходцы второй половины прошлого [XVIII] века».

Какую бы точку зрения ни отстаивали учащиеся, в итоге они должны прийти к выводу о том, что оба эти суждения по сути своей близки и дополняют друг друга.

С одной стороны, Пушкин воссоздаёт в «Капитанской дочке» объёмное полотно жизни России, поднимает важнейшие проблемы её прошлого, настоящего и будущего, его произведение отличают широта охвата действительности, всестороннее её изображение. С другой стороны, писателя волнуют «частные» судьбы обыкновенных людей, которые непосредственно зависят от исторических реалий эпохи.

Таким образом, Пушкин в своём романе (широта охвата исторической эпохи, эволюция многогранных характеров) объединяет в художественное целое «судьбу человеческую, судьбу народную».

IV. Обобщение материала
о системе образов романа.


Указанная выше идейно-художественная задача определила и систему образов «Капитанской дочки». Если сосредоточиваться на образе Пугачёва, то система образов романа определяется теми сюжетными параллелями, которые нами установлены.

Убедительно эта мысль выражена М. И. Цветаевой: «Любопытно, что все, решительно все фигуры „Капитанской дочки“ — каждая в своём направлении — контрфигуры Пугачёва: добрый разбойник Пугачёв — низкий злодей Швабрин; Пугачёв, восставший на Царицу, — комендант, за эту царицу умирающий; дикий волк Пугачёв — преданный пёс Савельич; огневой Пугачёв и белорыбий немецкий генерал... Пугачёв и Екатерина, наконец. И ещё любопытнее, что пугачёвская контрфигура покрывает, подавляет, затмевает — всё».

В таком случае остаётся открытым вопрос: почему роман о пугачёвском восстании назван «Капитанская дочка»? Какую роль играет в нём образ Маши Мироновой?

Вопрос 35 учебника, конечно, не может быть разрешён в полной мере на этом уроке, однако обратиться к нему необходимо. Учащиеся объясняют такое заглавие цензурными соображениями, желанием Пушкина завуалировать, скрыть истинный смысл романа.

Однако учитель должен помочь им увидеть то, что не так просто заметить при первом чтении «Капитанской дочки»: все персонажи романа так или иначе соотносятся с образом Маши, каждый из них проявляет по отношению к ней основные качества своей натуры.

Для подтверждения этой мысли обращаемся к составлению учебной схемы (таблицы) «Система образов романа; место в ней образа Маши Мироновой».

Далее проводится работа над таблицей-схемой
«Система образов романа; место в ней образа Маши Мироновой».


Верхняя стрелка в две стороны, над ней в кружке или квадрате написано: «Гринёв» (жирно), а под его фамилией мелко или курсивом «верность, любовь»;
нижняя стрелка в одну сторону к Маше, в квадрате жирно «Швабрин», а под ним курсивом «предательство, эгоизм»;
левая стрелка «Пугачёв» (жирно), курсивом «милосердие»;
правая стрелка «Екатерина», под ней курсивом «снисхождение»;
по диагонали слева вверху «отец Гринёва», под ним курсивом «признание, искупление ошибок»;
правая нижняя по диагонали «оренбургский генерал», под ним курсивом «равнодушие, цинизм»; правая по диагонали сверху «Савельич», под ним курсивом «искренняя привязанность, сочувствие»;
внизу слева по диагонали «Белобородов», под ним «жестокость», и ещё ниже под ним «Хлопуша», а под ним «холодная мудрость», сама Маша должна выглядеть крупнее всех и квадратик её жирный!

Идея таблицы: всё крутится.

В результате этой работы учитель приводит учащихся к выводу о том, что Маша Миронова становится в романе своеобразным эталоном нравственности, мерилом человечности. Разобраться, почему это происходит, — задача следующего урока.

V. Домашнее задание:

1) отметить в тексте романа сцены, в которых появляется Маша;

2) подобрать цитаты, необходимые для характеристики героини;

3) ответить на вопросы 34, 35 учебника;

4) опираясь на текст романа и материалы урока, уметь прокомментировать составленные на занятии учебные схемы (таблицы).

Индивидуальные задания:
1) выполнить индивидуальное задание 12 учебника;
2) продумать план и в соответствии с ним подготовить монологический ответ на тему «Жанровое своеобразие романа А. С. Пушкина „Капитанская дочка“».

Следующие уроки: Урок 29. Смысл названия романа. Подготовка к сочинению >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Портрет Пугачёва, выполненный в Бердах поверх портрета Екатерины. 1773 (?)
Государственный исторический музей

Долгое время считался подлинным портрет Пугачёва, экспонировавшийся в Историческом музее в Москве, якобы выполненный в масле иконописцем в лагере восставших в Бердах, в период осады Оренбурга. Считалось, что изображение Пугачёва было написано поверх парадного портрета Екатерины II.
Но рентгенографические исследования и изучение состава применённых красок, проведённое в начале XXI века, показало, что портрет является мистификацией конца XIX века, когда в период столетия событий восстания возник общественный интерес к личности Пугачёва и ко всему с ним связанному. Для изготовления портрета неизвестные авторы взяли подлинный холст XVII—XVIII веков с портретом неизвестной дамы и поверх него нарисовали стилизованный портрет Пугачёва, но используя при этом художественные приёмы и технику, которые появились лишь в начале XIX века.
На обороте картины имелась надпись: «Емельян Пугачев, родом из казацкой станицы, нашей православной веры, принадлежит той веры Ивану сыну Прохорову. Писан лик сей 1773 года сентября 21 дня».
Ныне в Историческом музее место картины, что была признана поддельной, занимает одна из копий с прижизненного портрета Пугачева, написанного в Симбирске уже после его пленения, в октябре 1774 года, по заказу графа Петра Панина.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика