Образ господина Журдена в комедии «Мещанин во дворянстве»
Литература
 
 Главная
 
Портрет Ж.-Б. Мольера
работы Шарля Лебрена. 1660 – 1661 гг.
 
 
 
 
 
 
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
ЖАН-БАТИСТ МОЛЬЕР
(1622 — 1673)


«МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ»
3 ЧАСА

Уроки литературы в 8 классе[1]


Урок 9. Комедия Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»

Урок 10. Особенности конфликта в комедии «Мещанин во дворянстве»

Урок 11. Образ господина Журдена


УРОК 11
Образ господина Журдена
в комедии «Мещанин во дворянстве»

Задачи:
закрепить навыки анализа образа литературного персонажа; раскрыть способы создания образа главного героя комедии.
Основные виды деятельности: ответы на вопросы; самостоятельная работа; чтение по ролям; работа с наглядным материалом.
Термины: образ, диалог, речевая характеристика, ремарка, характер.

Этапы урока

I. Анализ письменных работ учащихся

(характеристика конфликта комедии Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»).

II. Вступительное слово к новой теме,
знакомство учащихся с высказыванием Ж.-Б. Мольера:
«Задача комедии — рисовать человеческие недостатки вообще и главным образом — недостатки современников».

Говоря о том, что театральные постановки должны «нравиться», драматург имел в виду не столько развлекательную роль искусства, сколько общественный критерий его полезности.

Комедия-балет, первоначальной целью которой было развлечь короля в его замке Шамбор на празднествах по случаю королевской охоты, стала под пером Мольера сатирическим, социальным произведением. Не случайно она не понравилась придворным. В ней драматург высмеял всех французских «мамамуши», мечтающих о дворянстве.

Пьеса, в которой герой сообщает зрителям о том, что за деньги легко добиться почёта и уважения, что, обучившись правилам этикета и различным «наукам», можно стать настоящим аристократом, звучит вполне современно. Имя Журдена не случайно стало нарицательным.

Учащимся предлагается поразмышлять над вопросами:

1. В чём же сила воздействия созданного Мольером образа?

2. Чем достигается его жизненная достоверность?

III. Характеристика образа Журдена
предваряется обсуждением ряда вопросов:


1. Сколько всего персонажей в комедии?

2. Покажите, как они сгруппированы вокруг Журдена. Кем они ему приходятся?

3. Каким вы представляете себе Журдена?

4. Благодаря каким подробностям образ Журдена приобретает правдоподобие?

При характеристике образа Журдена внимание учащихся следует обратить на средства сатирического и карнавально-комедийного изображения.

Рекомендуется организовать выполнение
групповых заданий,

включающих обязательное обращение к тексту комедии:

1) описание внешности и костюма героя (для выполнения задания учащимся предлагаются фотографии исполнителей роли Журдена);

2) речевая характеристика;

3) действия героя: сражение на рапирах с Николь (3 явление 3 действия), поклон перед Дорименой (19 явление 3 действия) и т. д.

IV. Отчёты о выполнении самостоятельной работы
обобщаются учителем,

основные выводы фиксируются в тетрадях.

Можно познакомить учащихся с высказыванием А. С. Пушкина о том, что у Мольера, в отличие от У. Шекспира, герои — это только «типы такой-то страсти, такого-то порока».

Журден — это фарсовый персонаж, в обрисовке которого драматург использует приёмы буффонады.

Учащиеся знакомятся со значениями слов «фарс» (от лат. farcire — начинять) и «буфф» (от итал. buffa — шутовской).

Журден предстаёт в разных комических обличиях: в новом дворянском костюме, вызывающем неудержимый хохот служанки, в халате, в турецком платье, с бритой головой. Трюки эти согласуются с характером Журдена. В то же время важно отметить, что страсть к дворянству — это не просто хитрый расчёт буржуа. Это и вполне искренняя мечта, которая захватывает всю натуру Журдена.

Он не только ждёт случая преобразиться в знатную особу. В своём воображении он уже давно стал «мамамуши». Поэтому почтенный г-н Журден свободно действует в маскараде посвящения в сан «мамамуши». И пусть его колотят палками, зато он теперь достиг желанной цели — стал «мамамуши Джиурдином».

Журден вызывает и весёлый смех, и смех сатирический, осуждающий. В образе Журдена «парадоксально сочетаются здравый смысл и практицизм с поразительным легковерием и глупостью» (Гликман И. Мольер. — М.; Л., 1966. — С. 237).

Фотографии исполнителей роли Журдена
позволяют получить определённое представление об общем характере игры, помогают восстановить сценический образ. Можно привлечь фотографии актёра Степана Кузнецова в роли г-на Журдена (премьера 12.02.1930 г. в Московском Малом театре[2]). (см.: Бояджиев Г. Н. Мольер на советской сцене. — М., 1971).

На первом снимке Журден дан как бы «в собственном облике», он без парика и без комических деталей своего костюма. У него хитро прищурены глаза, насмешливая улыбка — это портрет буржуа «себе на уме», для которого переход из мещан в дворянство не такая уж пустая и глупая затея.

Задавшись целью подняться над своим сословием и стать дворянином, г-н Журден заметно поглупел. Вот этот «мозговой вывих» и стал объектом мольеровской сатиры, на этом и «поскользнулся» мольеровский герой, превратившись из нормального человека в шута. Но шутовство для Журдена было его величием, что и показывает Кузнецов, если судить по второй фотографии актёра в этой роли. У него на голове большой шёлковый колпак с лентами, на плечах богатейший халат, отделанный на рукавах и подоле соболиным мехом, бархатные панталоны с пышными кружевами. Но изменилось не только платье Журдена, неузнаваемо и его лицо — теперь это какое-то «свиное рыло» с маленькими глазками, вздёрнутым носиком-пятачком, с выпяченной надменной губой. Фигура запрокинулась назад, нога заложена высоко на ногу, голова презрительно склонена набок. Воистину это монумент спеси (Бояджиев Г. Н. Мольер на советской сцене. — М., 1971. — С. 24—25).

Можно остановиться подробнее на том, что такое спесь (чрезмерное самомнение, высокомерие, надменность), какого человека называют спесивым, а затем сделать вывод о том, есть ли основания в тексте комедии для характеристики г-на Журдена как «монумента спеси».

V. Описание мизансцены
и чтение по ролям фрагментов комедии

(по выбору).

Руководство к выполнению задания,
посвящённого описанию мизансцены (расстановки актёров на сценической площадке, передвижений актёров по сцене, тех или иных ракурсов, жестов, выражающих сущность действия, его подтекст):

I. Внимательно перечитайте выбранный эпизод.

II. Ответьте на вопросы:

1. Какие события предшествуют этому эпизоду в комедии?

2. Какие персонажи встречаются в этой сцене? Как складывались их взаимоотношения к моменту начала событий, представленных в этой сцене?

3. Как в данной сцене раскрываются характеры действующих лиц? Кто из них играет в этой сцене особенно важную роль? Кто, на ваш взгляд, должен находиться в центре внимания режиссёра?

4. Какова роль этой сцены в развитии конфликта?

5. Какие реплики персонажей должны быть, на ваш взгляд, особо выделены режиссёром?

6. Как вы представляете себе эту сцену? Какова её обстановка?

7. Какими вы видите героев: их внешний вид, костюм, манеру двигаться, говорить и др.?

8. Какую роль вы хотели бы исполнить?

9. Какие средства выразительности вы будете использовать при чтении (интонация, голос, темп, паузы и др.)?

10. Каким может быть музыкальное сопровождение?

VI. Подведение итогов урока,
выводы о принципах создания характера в комедии
(описание поступков; речевая характеристика; характер и нравы; явление резонёрства и его связь с идеей произведения).

Следует отметить, что пьесы Мольера не исчезают из репертуара ведущих отечественных театров: «Тартюф» (МХТ им. А. П. Чехова), «Мнимый больной» (Малый театр), «Дон Жуан и Сганарель» (Театр им. Евг. Вахтангова и др.).

Особой популярностью пользуется пьеса М. А. Булгакова «Кабала святош» (Театр сатиры, Малый театр, МХАТ им. М. Горького и др.).

В заключительном слове
учитель может привести слова горячего поклонника Мольера — И.-В. Гёте:
«Я знаю и люблю Мольера с молодых лет. И в течение всей моей жизни учился у него... Меня восхищает в нём не только совершенство художественных приёмов, но прежде всего натура художника, полная прелести, и высокая внутренняя культура».

В конце жизни, завершая «Фауста», Гёте с особым проникновением говорил о живительном источнике мольеровского творчества:
«Я каждый год читаю несколько произведений Мольера, точно так же как я время от времени рассматриваю гравюры, сделанные по картинам великих итальянских мастеров, потому что мы, маленькие люди, не способны удержать в себе величие подобных произведений, и мы должны время от времени возвращаться к ним, чтобы оживить в себе впечатление».

VII. Домашнее задание:
письменно ответить на вопросы 10, 11 учебника (по выбору учащихся).

Следующие уроки: Урок 12. Д. И. Фонвизин и его комедия «Недоросль» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Комедия в 4 д. Ж.-Б. Мольера. Пер. В. П. Острогорского. Пост. Н. А. Попова. Худ. Н. Е. Айзенберг. Комп. К. Я. Листов. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика