Особенности конфликта в комедии «Мещанин во дворянстве»
Литература
 
 Главная
 
Портрет Ж.-Б. Мольера
работы Шарля Лебрена. 1660 – 1661 гг.
 
 
 
 
 
 
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
ЖАН-БАТИСТ МОЛЬЕР
(1622 — 1673)


«МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ»
3 ЧАСА

Уроки литературы в 8 классе[1]


Урок 9. Комедия Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»

Урок 10. Особенности конфликта в комедии «Мещанин во дворянстве»

Урок 11. Образ господина Журдена


УРОК 10
Особенности конфликта в комедии «Мещанин во дворянстве»

Задачи:
обобщить знания учащихся о конфликте драматического произведения; проследить этапы развития конфликта в комедии «Мещанин во дворянстве»; раскрыть роль конфликта в развитии сюжета.
Основные виды деятельности: устные сообщения учащихся; ответы на вопросы; выразительное чтение по ролям; конспектирование.
Термины: конфликт, экспозиция, завязка, кульминация, развязка, классицизм.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания

о Ж.-Б. Мольере, в том числе отчёты учащихся о выполнении индивидуальных заданий.

II. Вступительное слово учителя
с объяснением задач урока, на котором обобщаются полученные в 7 классе знания о конфликте в литературном произведении и закрепляется навык устной (и письменной) характеристики конфликта.

III. Беседа о конфликте
в художественном произведении
по следующим вопросам:


1. Что такое конфликт?

2. Какие виды конфликта вы знаете?

3. Каковы особенности конфликта в драматических произведениях классицизма (на примере комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)?

IV. Анализ конфликта и основных стадий
его развития в комедии Ж.-Б. Мольера
«Мещанин во дворянстве»

предполагает обсуждение вопросов 7 и 8 учебника (домашнее задание к уроку) и проводится в форме беседы с использованием вопросов 3, 4, 6, а также индивидуальных заданий 1, 2 учебника ( после текста комедии). Результаты работы записываются в тетради.

По ходу анализа необходимо прочитать в классе по ролям 6, 8, 9 явления 2 действия, 12 явление 3 действия, проверить пересказ 5 действия пьесы (проверка индивидуальных заданий).

Дополнительные вопросы:

1. Как вы считаете, какой конфликт в комедии Мольера является центральным: общественный, семейный, любовный?

2. С кем из персонажей комедии связан любовный конфликт? В чём его своеобразие?

3. В чём выражается семейный конфликт?

4. Каковы основные стадии развития конфликта?

5. Можно ли говорить о полной победе ложных сословных притязаний?

6. Кому из персонажей симпатизирует автор? Кто из них выполняет роль резонёра?

Ответы учащихся
уточняются и обобщаются учителем.


Мещанин Журден решил стать дворянином.
«Сорок лет он жил в своём мире, не знал никаких противоречий. Этот мир был гармоничен, потому что всё в нём находилось на своих местах. Журден был достаточно умён, по-буржуазному сметлив. Стремление попасть в мир дворян, ставшее характером буржуа, разрушает гармоничный семейный порядок.
Журден становится самодуром, тираном, препятствующим Клеонту жениться на любящей его Люсиль, дочери Журдена, только потому, что тот не дворянин. И в то же время он всё больше похож на наивного ребёнка, которого легко обмануть»
(Луков В. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. — М., 2003. — С. 180).

Клеонт частично выполняет функцию резонёра, то есть персонажа, который выражает мысли, близкие автору. Устами Клеонта изложена идея пьесы:
«Люди без зазрения совести присваивают себе дворянское звание, — подобный род воровства, по-видимому, вошёл в обычай. Но я на этот счёт, признаюсь, более щепетилен. Я полагаю, что всякий обман бросает тень на порядочного человека. Стыдиться тех, от кого тебе небо судило родиться на свет, блистать в обществе вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что ты есть на самом деле, — это, на мой взгляд, признак душевной низости».

Вместе с учителем учащиеся выделяют
этапы развития конфликта:

завязка действия — первое явление первого действия, в котором мы узнаём о г-не Журдене с его «помешательством на дворянстве»;

развитие действия — сцены с Дорантом, Дорименой, служанкой Николь, в которых обнаруживается настойчивое желание Журдена стать дворянином;

кульминация — сцена званого обеда: предельное обострение противоречий в личности Журдена;

разрешение конфликта («турецкие» сцены) происходит в пользу сословных амбиций (прозрение Журдена вынесено за пределы пьесы).

V. Выводы об особенностях конфликта
в комедии Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»
фиксируются в тетрадях:


1. Конфликт комедии «Мещанин во дворянстве» строится на «безумной» борьбе Журдена с разумным порядком вещей.

2. Основной конфликт (конфликт мещанина со своей средой) решён как комический.

3. В конечном счёте побеждает Журден, потому что вынуждает своих родных и слуг вопреки их честности и порядочности идти на обман.

VI. Домашнее задание:

1) подготовить письменную характеристику конфликта комедии «Мещанин во дворянстве», используя примерный план (см. учебник для 7 класса);

2) ответить на вопросы 5 и 11 учебника (на выбор).

Индивидуальные задания: подготовить выразительное чтение по ролям 3, 19 явлений 3 действия, 5 явления 4 действия.

Следующие уроки: Урок 11. Образ господина Журдена в комедии «Мещанин во дворянстве» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика