Рассказ И. С. Тургенева «Живые мощи»
Литература
 
 Главная
 
Портрет И.С.Тургенева
К. А. Горбунова. 1872.
 
Иллюстрация В. А. Табурина
к рассказу И.С. Тургенева
«Живые мощи». 1890-е.
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 – 1883)

5 ЧАСОВ

7 класс[1]


Урок 34. Рассказ И. С. Тургенева «Живые мощи»

Урок 35. История Лукерьи

Урок 36. Сны Лукерьи и их роль в рассказе

Урок 37. Рассказ И. С. Тургенева «Лес и степь»

Урок 38. Стихотворение в прозе «Два богача»


УРОК 34
Рассказ И. С. Тургенева «Живые мощи»

Задачи:
повторить и обогатить сведения о биографии, личности и творчестве И. С. Тургенева; подготовить учащихся к анализу рассказа «Живые мощи».
Основные виды деятельности: виды деятельности: рассказ учителя; работа с учебником; беседа по вопросам; чтение фрагментов рассказа.
Термины: описание, диалог, рассказ, эпиграф.

Этапы урока

I. Сообщение учителя о личности И. С. Тургенева

создаст необходимую атмосферу урока.

Внимание учащихся обращается на особый интерес писателя к жизни обычных людей, его умение видеть красоту русской природы, сопереживать человеку, восхищаться силой его духа.

Дополнительные вопросы и задания:

1. В какой семье родился и воспитывался будущий писатель?

2. Какое образование он получил?

3. Какие произведения Тургенева вы читали?

4. Какие впечатления детских лет оставили особый след в душе писателя?

5. Вспомните, почему писатель так любил охоту.

Дома учащиеся выполняют задание учебника, знакомятся с фрагментом письма известного критика В. Г. Белинского и подбирают другие высказывания о писателе.

Особенно важно прокомментировать высказывание П. Мериме о Тургеневе:
«Острый и тонкий наблюдатель, точный до мелочей, он рисует своих героев как поэт и живописец. Ему одинаково интересны как их страсти, так и черты их лица... С большим искусством живописует он физическую и моральную сторону явлений, создавая реальные картины действительности, а не фантастические эскизы». К данному высказыванию можно вернуться позже, при обращении к рассказу «Живые мощи».

II. Чтение и обсуждение статьи учебника
можно связать с небольшой дискуссией о том, что такое жизнь.

Этот вопрос станет одним из основных и в процессе анализа рассказа «Живые мощи». Учащимся предлагается прокомментировать следующие цитаты:

«Жизнь — это долгий урок смирения». (Д. Барри.)

«Дело не в том, долго ли мы живём, а в том — как». (Н. Бейли.)

«Жизнь — это почти непрерывная цепь собственных открытий». (Г. Гауптман.)

«Жизнь не зрелище и не праздник; жизнь — трудное занятие». (Д. Сантаяна.)

«Умение наслаждаться прожитой жизнью — значит жить дважды». (Марциал.)

«Жизнь есть не что иное, как постоянно побеждаемое противоречие». (И. С. Тургенев.)

Живя, умей всё пережить:
Печаль, и радость и тревогу,
Чего желать? О чём тужить?
День пережит — и слава Богу.
(Ф. И. Тютчев.)

III. Комментарий учителя
об истории создания рассказа «Живые мощи»
,
эпиграфом к которому взяты строки из стихотворения Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья...»
(полный текст стихотворения может быть прочитан на уроке).

«Живые мощи» — один из самых последних рассказов в цикле «Записки охотника». Он определён самим автором как «истинное происшествие». В нём отчётливо звучит призыв к доброте, состраданию, любви.

Писатель не меньше рассказчика-барина восхищён силой характера, долготерпением и великой духовностью своей героини — русской женщины из народа.

IV. Чтение и анализ рассказа «Живые мощи»
можно начать с выявления первичного восприятия учащихся и активизации их читательской деятельности:

1. О чём, по-вашему, этот рассказ И. С. Тургенева, имеющий столь необычное название — «Живые мощи»?

2. Как название и эпиграф рассказа готовят нас к восприятию истории главной героини?

3. Имя Лукерья в переводе означает «свет». Почему автор выбирает для своей героини такое говорящее имя?

4. Как вы думаете, почему Л. Н. Толстой включил рассказ «Живые мощи» в свой сборник «Круг чтения» и отзывался о нём как о «бесподобной вещи» и «драгоценном вкладе в русскую литературу»?

В работе с текстом рассказа могут использоваться также вопросы 1—4 учебника.

Дополнительные вопросы:

1. Какую роль играет в рассказе описание дождя, заставившего охотников изменить планы? Что означает охота для русского человека?

2. Как описание дождливого дня связано с описанием тёмного и сухого сарайчика, в котором живёт Лукерья?

3. Как Лукерья относится к постигшей её беде, рассказывает о своей жизни, воспринимает свою судьбу?

4. Как воспринимает услышанную от Лукерьи историю рассказчик? Какие чувства он испытывает?

V. Обсуждение смысла названия
рассказа И. С. Тургенева «Живые мощи»
.

На доске записаны значения слова «мощи»:

1. Высохшие, мумифицировавшиеся останки людей, почитаемых Церковью святыми, имеющие чудодейственную силу.
2. Разг. Об очень худом, измождённом человеке («живые мощи»).

Учитель возвращается к вопросам, поставленным в начале работы с текстом рассказа (название рассказа, его эпиграф), говорящему имени главной героини, а также к высказываниям о жизни, принадлежащим известным философам, писателям.

Заключительные вопросы:

1. Можно ли Лукерью назвать праведницей — человеком, живущим праведной жизнью?

2. Какие жизненные уроки даёт читателям история Лукерьи?

VI. Домашнее задание:

1) подготовить устный рассказ «История Лукерьи»;
2) используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, подобрать высказывания об особенностях изображения русской жизни и человека в произведениях И. С. Тургенева.

Следующие уроки: Урок 35. История Лукерьи >>>


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика