Стихотворения А. А. Фета «Ласточки» и «Учись у них — у дуба, у берёзы…»
Литература
 
 Главная
 
А. А. Фет.
Фото А. И. Деньера. 1860-е гг.
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ
(1820 – 1892)

2 ЧАСА

6 класс[1]


Урок 40. Стихотворения А. А. Фета «Ласточки» и «Учись у них – у дуба, у берёзы…»

* Урок 41. Выразительное чтение стихотворений русских поэтов XIX века[2]


УРОК 40
Урок 40. Стихотворения А. А. Фета «Ласточки» и «Учись у них – у дуба, у берёзы…»

Задачи:
расширить представления учащихся о художественном мире поэзии А. А. Фета; развивать навык выявления приема параллелизма в художественном тексте и объяснения его художественной функции.
Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; выразительное чтение стихотворений; беседа по вопросам учебника.
Термины: лирический герой, лирический адресат, параллелизм, эпитет.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя
о биографии и поэзии А. А. Фета,

чьи стихотворения уже знакомы шестиклассникам, чье имя часто ставится рядом с именем Ф. И. Тютчева.

Учащихся можно попросить ответить на вопросы:

1. Почему имена Ф. И. Тютчева и А. А. Фета мы нередко встречаем в одних и тех же справочниках, сборниках, антологиях?

2. Какие темы и образы объединяют этих поэтов?

В 6 классе стоит ограничиться разговором именно о близости, сходстве лирических произведений двух русских поэтов. К сопоставлению философской проблематики лирики Ф. И. Тютчева и А. А. Фета целесообразно приступить чуть позже, например в 7 классе.

II. Чтение статьи учебника
о жизни и творчестве А. А. Фета

и беседа по вопросам, помещенным после статьи.

III. Чтение и анализ стихотворений А. А. Фета
«Ласточки» и «Учись у них – у дуба, у березы...»

с использованием вопросов учебника.

Анализ стихотворения «Ласточки»,
работу над словом в сложном для шестиклассников поэтическом тексте
могут направить такие вопросы:


1. Как характеризует себя лирический герой стихотворения в самых первых строках? Как вы объясните значение словосочетания «праздный соглядатай»?

2. В стихотворении дважды употребляется словосочетание «стихия чуждая». О какой стихии идет речь в первом случае («...гладь стекла / Стихией чуждой не схватила / Молниевидного крыла»)? Чем рискует ласточка, стремительно приближаясь к воде? О какой стихии говорит герой во втором случае, имея в виду уже себя, свои дерзкие мечты и устремления? С чем сравнивается «дерзновенье» ласточки?

3. Обратите внимание на то, что два особенно важных в стихотворении слова рифмуются («дерзновенье» — «вдохновенье»). С каким видом деятельности человека обычно связывается слово «вдохновенье»? Докажите, что герой стихотворения — творческая натура (поэт, художник). Почему он сравнивает себя с «сосудом скудельным»? Найдите значение этого выражения в комментариях к стихотворению.

Стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы...» более доступно учащимся с точки зрения его лексического строя, однако при этом более сложно по проблематике.

Если стихотворение «Ласточки» напомнит отчасти об энергичном юношеском порыве и стремительном движении, запечатленных в «Парусе» М. Ю. Лермонтова, то состояние человека, уже многое пережившего и перестрадавшего («скорбящая душа»), им менее понятно.

В данном случае достаточно показать, как прием параллелизма помогает нам представить картину природы, пробуждающейся после зимнего холода, и состояние человека, ждущего «ясных дней» и «новых откровений», которые придут на смену «холоду лютому».

Можно задать шестиклассникам такие вопросы:

1. Что означают распространенные в нашей речи выражения «холодные отношения» («прохладные отношения»)?

2. Только ли в природе возможен «холод лютый»?

3. К чему прямо призывает герой стихотворения? Выберите для ответа на этот вопрос существительные из приведенного ниже ряда.
Терпение, мужество, решительность, стойкость, смирение, смелость, надежда, настойчивость, вера.

IV. Работа над выразительным чтением
стихотворений А. А. Фета «Ласточки»
и «Учись у них – у дуба, у березы...»

(подготовка к уроку-отчету по теме «Стихотворения русских поэтов XIX века»).

V. Домашнее задание:

1) подготовить устное сообщение о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева (или А. А. Фета);
2) выучить одно из помещенных в учебнике стихотворений Ф. И. Тютчева (или А. А. Фета) наизусть.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 3—5 учебника (по выбору учащихся).



УРОК 41*
Выразительное чтение стихотворений русских поэтов XIX века

Задачи:
развивать навык выразительного чтения, рассматриваемого как способ интерпретации литературного произведения; повторить сведения о стихосложении.
Основные виды деятельности: сообщения о поэтах; выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть); отчеты о выполнении индивидуальных заданий.
Термины: лирический герой, лирический адресат, ритм, рифма, строфа, стихотворный размер, ямб.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания,
:
устные сообщения о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, отчеты о выполнении индивидуальных заданий.

Индивидуальные задания 3 и 4 связаны друг с другом. Вопрос о прямом и образном выражении авторской позиции весьма сложен для шестиклассников. Однако стихотворение А. А. Фета «Учись у них – у дуба, у березы...» достаточно наглядная иллюстрация того, что автор может использовать и формы косвенного выражения своей позиции (сравнение «холода лютого» в зимнее время с холодом в человеческом обществе), и формы прямого призыва к читателю («Учись у них», «молчи», «верь»).

II. Повторение сведений о стихосложении
целесообразно соединить с отчетами учащихся о выполнении индивидуальных заданий.

Дополнительные задания:

1. Продекламируйте стихотворения Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, помещенные в учебнике. Что общего в ритмике этих стихотворений? Определите стихотворный размер.

2. Какое из недавно прочитанных стихотворений М. Ю. Лермонтова также написано ямбом?

3. Вспомните, как можно определить стихотворный размер, используя условные обозначения ударных и безударных слогов (стоп). Определите по первым двум строкам стихотворный размер в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Листок».

4. Что такое строфа? Какие виды строф вам известны? Что общего в строфике прочитанных вами стихотворений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета?

5. Вспомните ранее изученные и самостоятельно прочитанные вами стихотворения. Какая строфа в них представлена особенно часто?

На данном этапе изучения лирической поэзии можно познакомить учащихся с наиболее распространенными видами строф. Записи в тетрадях шестиклассники дополнят дома примерами, подобранными самостоятельно.

Двустишие: «Саша» Н. А. Некрасова, «Запевка» И. Северянина, «Над окошком месяц. Под окошком ветер...» C. А. Есенина и др.

Трехстишие, весьма редко встречающееся в русской поэзии: «И чувства нет в твоих очах...» Ф. И. Тютчева и др.

Четверостишие, самый распространенный вид строфы: «Парус» и «Листок» М. Ю. Лермонтова, «Песня пахаря» А. С. Кольцова, «Весенняя гроза» и «Весенние воды» Ф. И. Тютчева, «Нивы сжаты, рощи голы...» С. А. Есенина, «Густой зеленый ельник у дороги...» И. А. Бунина и др.

Пятистишие: «Чародейкою Зимою...» и «Первый лист» Ф. И. Тютчева и др.

Шестистишие: «Песнь о вещем Олеге» и «Зимнее утро» А. С. Пушкина, «Три пальмы» М. Ю. Лермонтова и др.

Семистишие, один из самых редких видов строфы: «Бородино» М. Ю. Лермонтова и др.

Восьмистишие: «Зимний вечер» А. С. Пушкина, «Фонтан» Ф. И. Тютчева и др.

III. Выразительное чтение наизусть
стихотворений русских поэтов XIX века

можно провести как конкурс чтецов, подготовив заранее программу конкурса, избрав жюри, определив критерии оценки выступлений (с учетом тех требований к выразительному чтению, которые были сформулированы на уроках по теме «Выразительное чтение произведения как способ его интерпретации»).

IV. Подведение итогов урока, оценка работы учащихся.

Следующие уроки: Урок 42. Сказ Н. С. Лескова «Левша» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 6 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2021. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика