Повесть-сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Литература
 
 Главная
 
А. де Сент-Экзюпери.
Фото
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
АНТУАН де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
(1900 – 1944)

6 ЧАСОВ

6 класс[1]


Урок 88. Повесть-сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

* Урок 89. Философская проблематика повести-сказки[2]

Урок 90. Образы «взрослых» в произведении

Урок 91. Символическое значение образа Маленького принца

Урок 92. Письменное сочинение-миниатюра

* Урок 93. Урок внеклассного чтения по произведениям А. де Сент-Экзюпери


УРОК 88
Повесть-сказка А. де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»

Задачи:
познакомить шестиклассников с отдельными фактами биографии и творчества А. де Сент-Экзюпери; подготовить к восприятию необычного для учащихся произведения с философской проблематикой.
Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; чтение повести-сказки; ответы на вопросы учебника; работа с иллюстрациями.
Термин: повесть-сказка.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя

об Антуане де Сент-Экзюпери, его жизни и творчестве может быть дополнено чтением статьи учебника и ответами на вопросы, помещённые после статьи.

На первом уроке, как и на последующих, должен звучать текст повести-сказки.[3]

В зависимости от конкретной ситуации учитель читает произведение сам или предлагает прочитать его учащимся. Текст (с точки зрения его языка) довольно прост, о чём пишет сам автор.

В этом разделе учебника практически отсутствуют сноски и совсем немного пояснений в комментариях. Однако шестиклассникам с самого начала необходимо сказать о том, что эта повесть написана и для детей, и для взрослых, что при всей кажущейся простоте в ней поставлены сложнейшие жизненные, философские вопросы.

На доске и в тетради следует записать слово «философия» и объяснение его значения и происхождения.

Филосо́фия
1. Одна из форм общественного сознания — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
2. Методологические принципы, лежащие в основе какой-н. науки. ("Ф. математики")

Термин «философия» происходит от греческих слов «philia» (любовь) и «sophia» (мудрость).
По преданию, это слово впервые ввел в обиход греческий философ Пифагор, живший в 6 веке до н. э. С этих позиций философию можно определить как поиск ответов на вечные проблемы человеческого бытия.

II. Чтение посвящения
и знакомство с комментариями, информацией о Леоне Верте.

На данном этапе знакомства с текстом повести-сказки повторяется материал о заголовочном комплексе (заглавие, жанровое определение).

Шестиклассники вспоминают, что может ещё, помимо заголовочного комплекса, предшествовать тексту (эпиграфы, посвящения).

Далее они отвечают на вопрос 1 учебника.

III. Чтение и анализ первой главы
повести «Маленький принц»,

знакомство с героем-повествователем, разговор об автобиографических элементах в этом произведении (вопросы 2 и 3 учебника).

IV. Чтение и анализ второй главы повести, знакомство с описанием Маленького принца и рисунком, на котором он изображён, работа с вопросами 5 и 6 учебника.

V. Домашнее задание:

1) прочитать главы III и IV повести-сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»;

2) ответить на вопрос 7 учебника.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 3 учебника.



УРОК 89*
Философская проблематика
повести-сказки

Задачи:
познакомить учащихся с философской проблематикой повести-сказки; дать начальное представление о «вечных» вопросах в литературных произведениях.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести-сказки; работа с иллюстрациями; беседа по вопросам учебника.
Термины: повесть-сказка, философская проблематика.

Этапы урока:
I. Отчёт о выполнении домашних заданий
,
ответы на вопросы по главам IV и V, индивидуальное задание 3 (постановка «вечных» вопросов в произведении).

II. Чтение и анализ пятой главы
повести-сказки «Маленький принц»

с использованием дополнительных вопросов и заданий:

1. Какому «твёрдому правилу» следовал Маленький принц?

2. Как вы понимаете выражение «привести в порядок свою планету»?

3. Как вы думаете, только ли о реальных баобабах идёт речь в этой главе или о чём-то другом?

4. Вспомните, как называется образ, который служит условным обозначением какого-либо явления (или каких-либо явлений).
Найдите этот термин в «Кратком словаре литературоведческих терминов».

III. Чтение и анализ шестой главы
повести-сказки
и ответ на вопрос:

«Какой философский вопрос поставлен в этой главе?»

IV. Обсуждение философской проблематики повести-сказки:

1. Над какими вопросами, поставленными в повести, вы уже задумывались?

2. Почему «вечные» вопросы иногда вызывают грусть?

3. Каков смысл определения «вечный» применительно к сложнейшим жизненным вопросам?

V. Домашнее задание:

1) прочитать главы VII и VIII повести-сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»;

2) выписать из этих глав философские вопросы.



УРОК 90
Образы «взрослых» в произведении

Задачи:
закрепить представления учащихся об образах людей в литературе; совершенствовать навыки связной письменной речи.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести-сказки; беседа по вопросам учебника; самостоятельная исследовательская работа.
Термин: образ человека.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания
,
обсуждение жизненных вопросов, которые поставлены в главах VII и VIII повести-сказки «Маленький принц».

Учащиеся, подобравшие в тексте повести такие вопросы, предлагают своим одноклассникам попытаться ответить на них, например:

«Зачем нужны шипы?»

«Неужели это не важно, что барашки и цветы воюют друг с другом?»

«Как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня?»

Работа с этим материалом вновь подводит к разговору о скрытых в этих простых вопросах размышлениях писателя (и его героев) о жизни, отношениях между людьми (в частности, между взрослыми и детьми).

II. Самостоятельная исследовательская работа
учащихся на тему «Образы „взрослых” в произведении».


Шестиклассники подбирают материал по теме, используя главы повести-сказки. Результаты работы они оформляют в виде письменных ответов на вопросы:

1. Приведите примеры образов «взрослых» в повести-сказке.

2. Кто говорит о них, герой-повествователь или Маленький принц? Как они оценивают «взрослых»?

3. Что преобладает в описании «взрослых» в произведении
(жалость, лёгкая ирония, открытая насмешка, презрение, понимание или др.)?

III.Анализ письменных работ учащихся,
чтение и обсуждение фрагментов.

IV. Домашнее задание:

дочитать повесть-сказку А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».



УРОК 91
Символическое значение образа
Маленького принца

Задачи:
расширить представления учащихся о символических образах; подвести итоги изучения повести-сказки А. де Сент-Экзюпери; подготовить к письменной творческой работе.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести-сказки; работа с иллюстрациями; беседа по вопросам учебника.
Термины: символический образ, заглавный образ.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя

о теме и основной цели урока, посвящённого заглавному образу повести-сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

II. Повторение сведений
о заглавном образе литературного произведения и о том, какие образы могут быть вынесены в заглавие.

Примерные вопросы и задания:

1. Дополните своими примерами перечни литературных произведений, в заглавия которых вынесены:

а) образ главного персонажа с указанием имени:
«Гамлет» У. Шекспира, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, «Пётр Первый» А. Н. Толстого, …, …, …, …, …, … ;

б) образы двух или нескольких главных персонажей с указанием имён:
«Ромео и Джульетта» У. Шекспира, «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, …, …, …, …, …, … ;

в) образ главного персонажа без указания имени:
«Последний из могикан» Ф. Купера, «Человек-невидимка» Г. Уэллса, «Беглец» М. Ю. Лермонтова, «Слепой музыкант» В. Г. Короленко, …, …, …, …, …, … ;

г) образы двух или нескольких персонажей без указания имён:
«Три мушкетёра» А. Дюма, «Принц и нищий» М. Твена, «Мальчики» А. П. Чехова, …, …, …, …, …, … .

2. Вспомните, какие другие образы, помимо образов главных персонажей, могут быть вынесены в заглавие. Приведите примеры.

3. Почему писатель особенно тщательно подбирает заглавие для своего произведения?
У каких из ранее изученных или самостоятельно прочитанных вами литературных произведений в процессе их создания изменилось первоначальное название?

III. Анализ заглавного образа
повести-сказки «Маленький принц»:


1. Какой образ вынесен в заглавие повести-сказки?

2. В чём необычность этого образа?

3. Можно ли сказать, что в заглавии произведения представлен образ человека?

4. Почему для автора особенно важно, что принц «маленький»?

5. Почему этот образ можно считать символическим?
Какие явления нашей жизни (события, действия, мечты, настроения, состояния) воплощены в образе Маленького принца?

IV. Обсуждение темы «Образ Маленького принца в
современном искусстве и нашей повседневной жизни»


можно провести как подведение итогов групповой деятельности учащихся, которые через поисковые системы Интернета подберут необходимые иллюстрации к своим кратким выступлениям: произведения живописи и музыкальные фрагменты, высказывания известных людей.

Шестиклассники познакомятся, например, с материалами, размещёнными на «Официальном сайте Маленького принца в России». (См. также: Нора Галь. Под звездой Сент-Экса.)

Завершит урок прослушивание песни М. Таривердиева на слова Н. Добронравова «Маленький принц» в исполнении Е. Камбуровой.

V. Домашнее задание:

подготовить материал к работе по одному из вариантов индивидуального задания 5 учебника (по выбору учащихся).



УРОК 92
Письменное сочинение-миниатюра

Задачи:
закрепить знания учащихся о философской проблематике повести-сказки; развивать навыки самостоятельного подбора материала к сочинению по цитате из литературного произведения.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести-сказки; подбор цитат; письменная творческая работа.
Термин: образ автора.

Этапы урока:

I. Вступительная беседа

о задачах урока, обоснование выбора варианта письменной работы по повести-сказке «Маленький принц»,
краткий комментарий учителя по всем трём темам:

1. «Надо было судить не по словам, а по делам».

2. «Странный народ эти взрослые».

3. «…Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».

II. Индивидуальные консультации
в процессе работы учащихся над черновиками.

III. Выполнение письменной творческой работы.

IV. Домашнее задание:


прочитать одно из произведений А. де Сент-Экзюпери («Ночной полёт», «Планета людей»).

Индивидуальные задания:

1) подготовить презентации «Сент-Экзюпери: судьба лётчика» или «Сент-Экзюпери и Россия» (с использованием слайдов и кинофрагментов);

2) подобрать известные афоризмы А. де Сент-Экзюпери.



УРОК 93*
Урок внеклассного чтения
по произведениям А. де Сент-Экзюпери

Задачи:
формировать читательские интересы учащихся; развивать навыки устного рассказа о герое литературного произведения и письменного отзыва о прочитанном произведении с использованием новейших технологий.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов произведений; презентация с использованием компьютера; рассказ о герое литературного произведения; отзывы о прочитанном произведении.
Термины: заглавный образ, герой, письменный отзыв.

Этапы урока:

I. Постановка целей урока внеклассного чтения.

Шестиклассники должны продемонстрировать умения представить самостоятельно подобранный материал о писателе и героях его литературных произведений, дать устный отзыв о произведении, заинтересовать своим рассказом одноклассников.

II. Краткие сообщения учащихся
о самостоятельно прочитанных ими произведениях А. де Сент-Экзюпери.

III. Рассказы о героях этих произведений
с выразительным чтением фрагментов, представлением иллюстраций.

IV. Отчёты учащихся о выполнении индивидуальных заданий
(с использованием компьютера).

1. Презентация «Сент-Экзюпери: судьба лётчика»
может включать слайды, посвящённые памятным местам, связанным с его детством и юностью (дом, где родился будущий писатель, и памятник Антуану де Сент-Экзюпери и Маленькому принцу в городе Лионе; замок Сен-Морис, где прошло его детство, и др.), фрагменты документальных фильмов и новейших публикаций о последнем полёте Сент-Экзюпери.

2. Чтение афоризмов А. де Сент-Экзюпери,
которые шестиклассники могут подобрать из художественных текстов писателя и на сайтах Интернета, используя поисковые системы.

Примеры афоризмов А. де Сент-Экзюпери:

«Видеть истину возможно только сердцем, сущность — это то, что невидимо для глаз».

«Война — не приключение. Война — болезнь. Как тиф».

«Надо много пережить, чтобы стать человеком».

«Когда мы осмыслим свою роль на Земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы».

«Самая большая роскошь на свете — роскошь человеческого общения».

3. Презентация «Сент-Экзюпери и Россия»
может быть создана на основе материалов Благотворительного фонда «Мир Сент-Экзюпери в России» (www.saint-exupery.ru).

В неё следует включить фрагменты из кинофильмов «Три тополя на Плющихе» (режиссёр Т. Лиознова) и «Я вас любил» (режиссёр И. Фрэз), по которым можно составить представление о необычайной популярности в нашей стране (в особенности в 1960-е годы) имени Сент-Экзюпери и его произведений.

Следующие уроки: Урок 94. Повесть Н. В. Гоголя «Вий» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 6 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2013. — 160 с. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

3. Благодаря Элеоноре Яковлевне Гальпериной (1912—1991) Маленький Принц впервые «заговорил» на русском языке более 50 лет назад.
После публикации первой версии перевода в журнале Москва (август 1959 года) Элеонора Яковлевна в течение всей жизни с огромной любовью совершенствовала текст перевода философской сказки.
С французским текстом «Маленького принца» Нора Галь познакомилась благодаря писательнице Фриде Абрамовне Вигдоровой и тут же перевела повесть для Фриды и её маленьких дочерей — Галины и Александры. См. подробнее: Нора Галь. Под звездой Сент-Экса.
Рисунки в книге выполнены самим автором и не менее знамениты, чем сама книга.
В 1940 году, в перерывах между боями с немцами, Экзюпери часто рисовал на листке мальчика — когда крылатого, когда верхом на облаке. Постепенно крылья сменит длинный шарф (такой носил и сам автор), а облако станет астероидом Б-612. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика