Повесть Н. В. Гоголя «Вий»
Литература
 
 Главная
 
Портрет Н. В. Гоголя
работы Ф. А. Моллера, 1849.
Музей-заповедник Абрамцево
 
Гимназический портрет Н. В. Гоголя.
Гравюра на дереве по оригиналу неизвестного художника. 1827. ИРЛИ (Пушкинский дом). Санкт-Петербург
 
"Вий" (начало). Рукопись Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Ленинград), л. 33
 
 
 
 
 
 
 
ЖАНР ПОВЕСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
 
9 ЧАСОВ

6 класс[1]


Урок 94. Повесть Н. В. Гоголя «Вий»

Урок 95. История Хомы Брута

* Урок 96. Сопоставительная характеристика образов кузнеца Вакулы и Хомы Брута[2]

Урок 97. Повесть В. М. Шукшина «Живёт такой парень»

Урок 98. История Пашки Колокольникова

* Урок 99. Смысл названия повести

* Урок 100. Письменные отзывы о прочитанных повестях

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809 – 1852)

УРОК 94
Повесть Н. В. Гоголя «Вий»

Задачи:
обобщить представления учащихся о жанре повести; подготовить к восприятию и анализу повести Н. В. Гоголя «Вий».
Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; рассказ о писателе; беседа по вопросам; чтение начала повести учителем; обмен впечатлениями; словарная работа.
Термины: повесть, фольклор, фантастика.

Этапы урока:

I. Вступительная беседа

о повести и её жанровых разновидностях, знакомых шестиклассникам
(автобиографическая, сказочная, детективная, научно-фантастическая и др.).

II. Рассказ учителя о Н. В. Гоголе
и его творчестве

с элементами беседы:

1. Что вам уже известно о биографии Н. В. Гоголя?

2. Какие произведения писателя вы читали?

3. Как произведения писателя связаны с украинским фольклором?

4. Смотрели ли вы художественный фильм «Вий», созданный по одноимённой повести Н. В. Гоголя?
(Речь идёт о фильме «Вий», ставшем классикой отечественного кинематографа (режиссёры К. Ершов, Г. Кропачев, 1967). Последний же фильм, снятый по мотивам повести Н. В. Гоголя, вряд ли следует рекомендовать шестиклассникам.)

От ответа на последний вопрос во многом будет зависеть то, на каком этапе работы с текстом повести учитель привлечёт фрагменты из кинофильма.

Уже на первом уроке возможно включение небольшого кинофрагмента (начало фильма) после чтения соответствующих эпизодов.

III. Чтение учителем
начала повести Н. В. Гоголя

поможет вхождению учащихся в сложный художественный мир, отчасти уже знакомый им по циклу «Вечера на хуторе близ Диканьки» (повесть «Ночь перед Рождеством»).

В ходе последующей беседы необходим попутный комментарий, объяснение непонятных слов.

IV. Заключительное слово учителя,
предлагающего учащимся самостоятельно дочитать повесть, и обсуждение вопроса о возможном финале произведения, о том, угадывается ли он уже в начале повести (если так, то по каким деталям).

V. Домашнее задание:

1) прочитать повесть Н. В. Гоголя «Вий»;

2) подготовить рассказ о Хоме Бруте.


УРОК 95
История Хомы Брута

Задачи:
познакомить учащихся с историей главного героя повести; закрепить представления учащихся о теме литературного произведения.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; выполнение практических заданий; устные рассказы о главном герое.
Термины: тема, идея, тематика.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя

о задачах урока, посвящённого судьбе главного героя повести.

II. Устные рассказы учащихся о Хоме Бруте
и ответы на вопросы:

1. Какие силы вмешиваются в жизнь Хомы Брута?

2. Как ведёт себя Хома, оказавшийся во власти этих сил?

3. В чём видят причину гибели Хомы его приятели?

4. Как автор оценивает эту ситуацию? Найдите подтверждение своей мысли в тексте повести.

III. Анализ тематики произведения
(выполнение задания 3 учебника).

Здесь повторяется материал о тематике произведения.

Шестиклассники отмечают, что в повести представлены темы природы, воспитания, образования, народной жизни, любви, дружбы. Однако главными здесь являются «вечные» темы борьбы добра и зла, веры и безверия, страха и бесстрашия.

IV. Анализ имён собственных
в повести «Вий»

(выполнение задания 5 учебника).

Учащиеся получают начальные представления о художественной функции имени собственного в литературном произведении. Их внимание обращается на весьма необычные для русской литературы (и украинской жизни) имена персонажей (и сочетания имени и фамилии): Хома Брут, Тиберий Горобець, Халява и др.

Подробно следует остановиться на имени и фамилии главного героя.

Фамилия Брут напоминает об имени известного шестиклассникам римского сенатора (олицетворение предательства),
имя Хома — о знаменитом средневековом философе и богослове Фоме Аквинском, а также о библейском Фоме неверующем, одном из двенадцати апостолов Христа (олицетворение слабой веры).

V. Домашнее задание:

1) перечитать финалы повестей Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и «Вий»;

2) подготовить примерный план сопоставительной характеристики кузнеца Вакулы и Хомы Брута.


УРОК 96*
Сопоставительная характеристика
образов кузнеца Вакулы и Хомы Брута

Задачи:
закрепить навык сопоставительной характеристики литературных персонажей; дать начальное представление о финале произведения как значимого для понимания авторской позиции элемента художественного текста.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов произведений; анализ финалов повестей; составление вопросов к тексту повести; просмотр кинофрагментов.
Термины: персонаж, авторская позиция, финал.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания,

представление учащимися примерных планов сопоставительной характеристики двух персонажей.

II. Устные рассказы учащихся
о кузнеце Вакуле и Хоме Бруте.

III. Чтение финалов повестей Н. В. Гоголя

«Ночь перед Рождеством» и «Вий».

IV. Подготовка учащимися вопросов,
связанных с анализом финалов двух повестей Н. В. Гоголя, и ответы на эти вопросы.

Учитель может предложить и свои вопросы, например:

1. Почему так по-разному заканчиваются две истории?

2. Случайно ли, что в финале двух повестей писатель обращается к образу церкви? Как описаны церкви в повестях «Ночь перед Рождеством» и «Вий»?

3. Почему в финале повести «Вий» о церкви говорится, что «никто не найдёт теперь к ней дороги»?

V. Домашнее задание:

1) прочитать повесть В. М. Шукшина «Живёт такой парень»;

2) выполнить задание 1 учебника.

Следующие уроки: Урок 97. Повесть В. М. Шукшина «Живёт такой парень» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 6 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2021. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Пляска Хомы Брута (сцена 11).
Гелиогравюра-офорт с рисунка М. О. Микешина к «Вию», 1872 г.

Источник: Коростин А., Стернин Г.: Герои Гоголя в русском изобразительном искусстве XIX века. — М.: Изд. АН СССР, 1952. — Т. 58.

Большинство иллюстраций М. О. Микешина к «Вию» датировано 1872—1877 гг. Иллюстрации эти никогда не были собраны вместе, в одном издании.
Рисунков или сцен, включая заглавный лист, оказалось двенадцать. Перечень их в том порядке, в каком развертывается фабула «Вия», показывает, что Микешин сумел отобразить все главные моменты повести.
Одиннадцатая сцена, следующая за «поимкой Хомы», полна неподдельного юмора. Здесь изображён Хома, когда он с отчаяния в канун последней ночи пляшет среди двора в кругу обступившей его дворни.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика