Стихотворения А. А. Блока «Лениво и тяжко плывут облака…» и «Встану я в утро туманное…»
Литература
 
 Главная
 
А. А. Блок.
Петербург, январь 1907 г. Фотограф Д.С. Здобнов
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК
(1880 – 1921)

2 ЧАСА

6 класс[1]


Урок 65. Стихотворения А. А. Блока «Лениво и тяжко плывут облака…» и «Встану я в утро туманное…»

* Урок 66. Выразительное чтение стихотворений А. А. Блока[2]


УРОК 65
Стихотворения А. А. Блока
«Лениво и тяжко плывут облака…» и
«Встану я в утро туманное…»

Задачи:
познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества А. А. Блока; обогатить представления учащихся о лирике как роде литературы и о поэзии как форме художественной речи.
Основные виды деятельности: устные сообщения о поэте; чтение главы учебника; выразительное чтение стихотворений; наблюдения над особенностями ритма в стихотворении.
Термины: лирическое стихотворение, лирический герой, адресат, символ, ритм.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя

о задачах урока, посвящённого поэзии А. А. Блока, с чьим творчеством школьникам ещё предстоит познакомиться в старших классах, чьи стихотворения наполнены сложной символикой, не всегда доступной и понятной читателю.

II. Устные сообщения учащихся о поэте
(с использованием материалов статьи учебника и дополнительных источников, в том числе и воспоминаний о поэте его современников).

Сообщения могут быть проиллюстрированы фотопортретами А. А. Блока и фрагментами из стихотворений поэта, которые прочитает учитель (например, «О, я хочу безумно жить…»).

III. Чтение и анализ
стихотворения «Лениво и тяжко плывут облака…»

и выполнение заданий 1—4 учебника.

Внимание шестиклассников обращается на особое настроение стихотворения и перемену в настроении, которую необходимо выделить при чтении. Попутно можно вспомнить о жанре баллады и народной песне, помогавшей преодолеть жизненные трудности.

IV. Чтение и анализ
стихотворения «Встану я в утро туманное…»

и выполнение заданий 1—3 учебника.

Используя материалы, помещённые в статье о поэте и комментариях к стихотворению, следует особо остановиться на адресате стихотворения.

В данном случае достаточно упоминания о Прекрасной Даме, которой поклоняется поэт и в которой он видит идеальный образ. Можно обратить внимание на символические образы утра, ветра и солнца в стихотворении, особое состояние лирического героя, ждущего приближения «подруги желанной», с которой он связывает обновление жизни.

Сложная символика книги «Стихи о Прекрасной Даме» ещё недоступна шестиклассникам, однако общее настроение стихотворения и состояние лирического героя они вполне смогут почувствовать и передать при чтении.

V. Наблюдение над ритмом стихотворений А. А. Блока
«Лениво и тяжко плывут облака…» и «Встану я в утро туманное…»
,
выполнение индивидуальных заданий 1 и 2, повторение сведений о стихосложении (ритм, стихотворный размер, рифма).

Шестиклассники должны попытаться на слух определить двусложные стихотворные размеры (ямб и хорей), которыми написаны стихотворения, а также способ рифмовки.

VI. Домашнее задание:

выучить одно из стихотворений А. А. Блока наизусть.

Индивидуальные задания:

подготовить выразительное чтение стихотворения А. А. Блока из книги «Стихи о Прекрасной Даме» (по выбору учащихся).



УРОК 66*
Выразительное чтение
стихотворений А. А. Блока

Задачи:
развивать навыки выразительного чтения как способа интерпретации литературного произведения; обогатить представления учащихся о литературе как искусстве слова и о поэзии А. А. Блока.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений; чтение наизусть; конкурс творческих работ.
Термины: стихотворный размер, рифма.

Этапы урока:

I. Постановка задач урока,

на котором предполагается знакомство с произведениями одного из самых ярких и сложных русских поэтов XX века.

II. Выразительное чтение наизусть стихотворений
«Лениво и тяжко плывут облака…» и
«Встану я в утро туманное…»
(по выбору учащихся).

III. Выразительное чтение стихотворений
из книги «Стихи о Прекрасной Даме».


Задача данного этапа урока не постижение глубинных философских смыслов, заложенных в стихотворениях поэта, не расшифровка сложнейшей символики, а определение основного настроения лирического героя, состояния его души.

Учитель также может прочитать выбранные им стихотворения поэта (например, «Ты прошла голубыми путями…», «Ночью вьюга снежная...»).

IV. Закрепление знаний учащихся
о лирике как роде литературы и о поэзии как форме художественной речи

(на материале стихотворений А. А. Блока).

Задача данного этапа урока — обогатить представления шестиклассников о лирике как особом роде литературы, обращающем читателя к сфере чувств, переживаний, эмоций.

Важно создать установку на эмоциональное восприятие лирических стихотворений, отметить такие специфические свойства художественного образа (в особенности характерные для лирики), как метафоричность, экспрессивность, многозначность, неисчерпаемость, незавершённость, недосказанность, предполагающие сотворчество читателя, работу его воображения и сопереживание. Шестиклассники делают первые шаги в изучении необычайно сложного художественного мира А. А. Блока.

Вряд ли стоит создавать у них иллюзию постижения этого мира, часто недоступного пониманию даже для «читателей со стажем». Следует обратить внимание учащихся на то, что приближение к скрытым, глубинным смыслам, заложенным в лирической поэзии, — это процесс ещё более сложный, нежели понимание идейного содержания эпического произведения.

Примерные вопросы и задания:

1. Перечитайте первые строки стихотворения А. А. Блока «Лениво и тяжко плывут облака…» (или «Встану я в утро туманное…»).
Что делает эти строки поэзией? Попытайтесь своё рассуждение подтвердить аргументами, обратив внимание на особый ритм, выбор и порядок слов.

2. Удалось ли вам на слух определить, что стихотворение написано трёхсложным размером? Какой это размер?

3. Что изменится, если вы поменяете местами отдельные слова или замените хотя бы одно из слов синонимом?

4. Как проявилось в этих стихотворениях поэта такое свойство художественного образа, как недосказанность? Что в эмоциональном состоянии и переживаниях лирического героя показалось понятным, а что вызвало вопросы, сомнения?

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание:


прочитать статью учебника о В. В. Маяковском и ответить на вопросы, помещённые после статьи.

Следующие уроки: Урок 67. Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 6 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2021. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика