Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
Литература
 
 Главная
 
В. В. Маяковский.
Фото А. Родченко. 1924 г.
ГМИИ им. А.С. Пушкина
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ
(1893 – 1930)

2 ЧАСА

6 класс[1]


Урок 67. Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

* Урок 68. Образ лирического героя в стихотворениях А. А. Блока и В. В. Маяковского[2]


УРОК 67
Стихотворение В. В. Маяковского
«Хорошее отношение к лошадям».

Задачи:
дать представление об особенностях поэзии В. В. Маяковского; подготовить учащихся к дальнейшему знакомству с творчеством поэта-новатора.
Основные виды деятельности: слово о поэте; чтение и анализ стихотворения; сравнительная характеристика поэтического текста и фрагмента прозаического текста.
Термины: лирический герой, стихотворный ритм, звукопись, рифма, неологизм.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя о В. В. Маяковском,

создание установки на разговор о необычном поэте и его новаторских поисках в области русского стихосложения.

II. Устные сообщения учащихся
о жизни и творчестве В. В. Маяковского
(на материале статьи учебника и дополнительных источников с использованием известных фотопортретов поэта).

III. Чтение и анализ стихотворения
«Хорошее отношение к лошадям»
(по вопросам и заданиям 1—5 учебника).

Дополнительные вопросы и задания:

1. Прочитайте начало стихотворения. Как описывается здесь городской пейзаж?

2. Найдите слова, передающие звук копыт. Какие звуки, сочетания звуков повторяются? Какой эффект достигается в результате этого? 3. Почему каждое слово расположено на отдельной строке?
Попробуйте разместить их на одной строке и прочитайте получившийся текст. Подумайте, что изменилось.

4. Прочитайте вторую часть стихотворения (начиная со слов «Лошадь на круп грохнулась…»).
Какое событие описано в этой части? Как на него реагируют окружающие? Как описаны эти люди? Все ли реагируют одинаково? Чего не видят и не понимают обыватели, но видит лирический герой произведения? Подтвердите свои наблюдения цитатами из текста.

5. Прочитайте заключительную часть стихотворения. Что помогло старой лошади подняться и пойти? Как изменилось её настроение? Какими деталями передано это изменение? Найдите соответствующие глаголы, прилагательные. Какие необычные слова и рифмы употребляет здесь автор? Какую роль выполняют они в произведении?

6. Сравните стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» с отрывком из очерка М. Горького «В большом городе».
Что общего и чем различаются эти произведения?

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было опубликовано в 1918 году на страницах газеты «Новая жизнь», которую выпускал М. Горький. В том же номере Горький опубликовал очерк «В большом городе», где рассказал о реальном событии — происшествии на улицах Петрограда:

«Лошадь, истощённая трудом и голодом, упала… Лошадь плачет, вялые веки судорожно выжимают из мутных глаз большие, грязноватые слёзы. Её окружает толпа угрюмых людей, которым, видимо, некуда спешить: они говорят о том, что лошадь стара, воз нагружен не по силам ей, извозчик, присев на тумбочку, рассказывает о дороговизне корма и пророчит: ”Скоро все поумираем от бескормицы. И люди тоже“».

Таким образом, толчком для двух произведений (лирического и повествовательного) стал один и тот же реальный факт.

Важно увидеть, как преображается этот реальный факт в поэтическом тексте.

IV. Домашнее задание:

подготовить выразительное чтение стихотворения В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Индивидуальные задания:

выполнить индивидуальные задания 3, 4, 5 (по выбору учащихся).



УРОК 68*
Образ лирического героя в стихотворениях
А. А. Блока и В. В. Маяковского

Задачи:
обогатить представления учащихся о лирическом герое; сопоставить стихотворения А. А. Блока и В. В. Маяковского.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений; работа с иллюстрациями; наблюдение над ритмом стихотворений.
Термины: герой, лирический герой.

Этапы урока:

I. Повторение сведений по теории литературы,

обращение к понятиям «герой» и «лирический герой», вступительная беседа:

1. В каких литературных произведениях герои описываются подробно, представлен их портрет, описывается не только внутренний мир, но и внешний облик?

2. Есть ли такие подробные описания в драматических произведениях?

3. Что мы можем узнать о главном герое лирического стихотворения?

4. Если бы вы не видели портреты А. А. Блока и В. В. Маяковского, смогли бы вы догадаться об их внешнем облике по их стихотворениям? Что вы смогли узнать о поэтах, прочитав их стихотворения?

II. Краткий рассказ учителя
об А. А. Блоке и В. В. Маяковском,

поэтах-современниках, бывших свидетелями одних и тех же исторических событий, но очень по-разному художественно воплотивших эти события в своём творчестве.

А. А. Блок в годы создания «Стихов о Прекрасной Даме»
только начинал свой творческий путь. Его поиски были связаны с идеальным образом Прекрасной Дамы, навеянным философскими трудами и юношеской любовью к Л. Д. Менделеевой, ставшей потом женой поэта.

Стихотворения, вошедшие в эту книгу поэта, как и многие более поздние его произведения, отличает романтическое поклонение женщине, героические интонации в монологах лирического героя.

В. В. Маяковский после 1917 года захвачен ритмами победившей революции, голосами народных масс, улицы.

На этом мажорном фоне неожиданным кажется стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», никак не связанное с революционной тематикой. Поэт с самого начала своего творческого пути стремился к преодолению разлада с миром, разобщённости, непонимания, неуважения к человеку. Это сближает «Хорошее отношение к лошадям» со многими ранними стихотворениями поэта. Тот же конфликт (толпа — и «один я»), тот же мотив непонятости, страдания и сострадания.

Маяковский в своём творчестве опирается на гуманистические традиции отечественной классики. Стихотворение позволяет увидеть черты, характеризующие Маяковского как поэта-романтика.

III. Выразительное чтение стихотворений
А. А. Блока и В. В. Маяковского
(по выбору учащихся).

IV. Устные рассказы учащихся
о лирическом герое

(на материале поэзии А. А. Блока и В. В. Маяковского).

На данном этапе урока шестиклассникам предлагается подготовить краткие сообщения о лирическом герое стихотворений А. А. Блока (или В. В. Маяковского), используя тот план, над которым они работали при создании характеристики героя литературного произведения.

В прочитанных лирических стихотворениях А. А. Блока и В. В. Маяковского перед нами тоже литературные герои, имеющие свою судьбу, характер, проявляющие своё отношение к миру и окружающим людям. Однако информация, которую мы получаем о герое из текста лирического произведения, минимальна.

Рассказ о лирическом герое может оказаться слишком кратким, состоящим только из оценки его эмоционального состояния и предположений относительно возраста, происхождения, судьбы, социального положения, рода занятий, характера, отношения к миру и людям.

С учётом того, что лирический герой — это образ поэта, его своеобразный «двойник», можно существенным образом развернуть характеристику, обратившись к биографии и другим произведениям поэта. Однако эта задача сложна даже для старшеклассников, зачастую прямо связывающих факты биографии поэта и анализ художественных образов лирического стихотворения.

V. Домашнее задание:

подобрать интересные факты биографии и творчества А. А. Блока или В. В. Маяковского, используя дополнительные источники.

Следующие уроки: Урок 69. Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения >>>


1. Источник: Уроки литературы. 6 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2021. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика