Басни А. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. П. Сумарокова
работы неизвестного художника с оригинала Ф.С. Рокотова. 1762 г.
 
Портрет И. И. Дмитриева
работы В. А. Тропинина. 1835.
 
Перси Дж. Биллингхерст.
Иллюстрация к басне Ж. де Лафонтена «Дуб и Трость». 1899
 
 
 
 
 
 
 
 
ЖАНР БАСНИ
В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
 
3 ЧАСА

5 класс[1]


Урок 16. Жанр басни в античной литературе. Басни Эзопа, Федра

Урок 17. Басни Ж. де Лафонтена и Г. Э. Лессинга

* Урок 18. Басни А. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева[2]

УРОК 18*
Басни А. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева

Задачи:
познакомить учащихся с русскими баснописцами и развитием жанра басни в России; рассмотреть художественное и идейное своеобразие басен А. П. Сумарокова «Ворона и Лиса» и И. И. Дмитриева «Дуб и Трость».
Основные виды деятельности: самостоятельная работа; сообщения о поэтах; выразительное чтение; анализ текстов басен; сопоставление басенных сюжетов в русской и зарубежной литературе.
Термины: художественный образ, «бродячие сюжеты».

Этапы урока

I. Вступительное слово
об обработке античных сюжетов
в литературе XVII—XVIII веков.


На уроке вводится понятие «бродячий сюжет», развиваются представления о традиционном круге басенных сюжетов и образов.

Выполнение индивидуального задания 3
закрепит представление учащихся об аллегории как форме иносказания и средстве раскрытия свойств человека при помощи образов животных.

II. Проверка домашнего задания 2 учебника,
сообщения учащихся о биографии
одного из русских баснописцев

(А. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева, И. И. Хемницера).

Учащимся предлагается прокомментировать двустишие А. П. Сумарокова — его поэтический девиз, которому поэт оставался верен на протяжении всей жизни:

Доколе дряхлостью иль смертью не увяну,
Против пороков я писать не перестану… —
и ответить на вопрос: «Как в этих строчках раскрывается образ поэта?»

III. Чтение и анализ басни
А. П. Сумарокова «Ворона и Лиса»
.

Вопросы для работы в классе:


1. Как вы понимаете следующие высказывания из басни: «И птицы держатся людского ремесла», «Я дам Вороне сок, хотя туда не вспряну», «Нелестны похвалы приятно нам терпеть», «Разинула уста и дождалась поста», «Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста»? Что в каждом случае имел в виду баснописец?
2. Сколько частей можно выделить в басне? Перечитайте каждую часть выразительно. О чём говорится в каждой из частей?
3. Как удается Лисе заручиться вниманием Вороны? Какие доводы приводит Лиса, чтобы усыпить бдительность Вороны?
4. Прочитайте монолог Лисицы вслух выразительно. Что явилось причиной этого высказывания Лисицы? О чём говорит Лиса, обращаясь к Вороне? Как построена обращенная к Вороне речь? Как раскрывается образ Лисицы в этом монологе? Какова роль монолога Лисицы в построении басни и развитии басенного действия?
5. Найдите в тексте басни существительные с суффиксами. Выделите эти суффиксы. Какова роль суффиксов в тексте басни? Как меняется смысл и звучание слов при использовании данных суффиксов?
6. Приведите примеры устаревших и просторечных слов, словосочетаний в басне. Подберите к ним современные слова. Приведите примеры использования в басне обращений, сравнений, метафор.
7. Почему Вороне не удается, несмотря на все усилия («Ворона горлышко разинула пошире, / Чтоб быти соловьём»), стать соловьём?
8. Чему учит басня Сумарокова «Ворона и Лиса» современного человека?

IV. Чтение и анализ басни
И. И. Дмитриева «Дуб и Трость»
.


Сюжет басни Дмитриева «Дуб и Трость» ведёт свою историю от басни Эзопа «Дуб и Тростник». Дмитриев и его современники (А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин, И. А. Крылов) творчески перевели одноимённую басню Ж. Лафонтена.

Чтение знакомых учащимся историй в обработке разных поэтов позволит сделать первоначальные выводы о широком распространении «бродячих сюжетов» не только в фольклоре, но и в литературе (например, в баснях).

V. Подведение итогов урока,
заключительное слово учителя, подводящее к следующей теме, посвящённой басням И. А. Крылова.

VI. Домашнее задание:

1) прочитать вступительную статью об И. А. Крылове;

2) выполнить задание 1 по творчеству баснописца.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 4, 7 учебника (одно по выбору).

Следующие уроки: Урок 19. Басня И. А. Крылова «Волк и Ягнёнок» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика