Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поле Бородина», «Два великана»
Литература
 
 Главная
 
Портрет М. Ю. Лермонтова
в сюртуке лейб-гвардии
гусарского полка
работы А.И. Клюндера. 1839-1840 гг.
ГМИРЛИ имени В. И. Даля
 
 
 
 
 
 
 
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)
 
3 ЧАСА

5 класс[1]


Уроки 28-29. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»

* Урок 30. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поле Бородина», «Два великана»[2]

* УРОК 30
Стихотворения М. Ю. Лермонтова
«Поле Бородина», «Два великана»

Задачи:
обогатить представления учащихся об образе исторического события и средствах его создания в литературном произведении; развивать навыки выразительного чтения; дать начальное представление об авторском замысле и его реализации.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений; анализ текста; беседа по вопросам.
Термины: образ события, авторский замысел, аллегория.

Этапы урока

I. Сообщения учащихся о Бородинском сражении

(на основе учебной и справочной литературы, а также с использованием фрагментов стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»).

II. Рассказ учителя об истории обращения поэта
к теме Отечественной войны 1812 года,

повторение сведений об истории создания стихотворения «Бородино», приведённых в комментариях к нему.

Первое обращение поэта к теме войны 1812 года — стихотворение «Поле Бородина», написанное в 1830 году, когда Лермонтову было всего 16 лет и он учился в Московском университетском благородном пансионе. В 1837 году поэт, по сути дела, переписал его заново, сохранив отдельные фрагменты (например: «Ребята, не Москва ль за нами? / Умрёмте ж под Москвой…» и др.). Так появилось стихотворение «Бородино».

Через два года поэт вновь обращается к теме борьбы русского народа с Наполеоном и пишет стихотворение «Два великана», в котором историческое событие предстаёт в сказочно-аллегорической форме, как борьба двух великанов.

Пятиклассникам предлагается понаблюдать, как юный поэт подходил к реализации своего замысла в раннем стихотворении, чем отличается юношеское стихотворение «День Бородина» от более позднего стихотворения «Бородино».

Кстати, подобные изменения, уточнения первоначального замысла вообще характерны для поэзии Лермонтова. В последующем учащиеся могут обратиться, например, к сопоставлению стихотворений «Желанье» («Отворите мне темницу…») и «Узник».

III. Чтение и анализ стихотворения «Поле Бородина».

Примерные вопросы:


1. От чьего имени ведётся рассказ о Бородинской битве в этом стихотворении?

2. Чем отличается речь старого солдата в «Поле Бородина» от речи рассказчика в стихотворении «Бородино»?

3. В каком из этих стихотворений создаётся более мрачная картина боя?

4. Какие строки из «Поля Бородина» сохранились в стихотворении «Бородино»? Найдите их в тексте. Помните ли вы их наизусть?

5. Какая тема, не прозвучавшая в «Поле Бородина», становится в стихотворении «Бородино» одной из центральных, о чём свидетельствует повтор строк «Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри — не вы!»?

IV. Чтение и анализ стихотворения «Два великана».

Примерные вопросы:


1. Как представлен образ уже известного вам исторического события в стихотворении «Два великана»?

2. С какой целью поэт сравнивает военные события 1812 года с битвой двух сказочных великанов?

3. Как нарисованы в стихотворении образы двух великанов? Что в стихотворении напоминает о реальных исторических лицах?

4. Какие строки стихотворения «Два великана» показались вам непонятными, нуждаются в комментариях?

Пятиклассникам нужно объяснить, почему великан «из далёких чуждых стран» назван «трёхнедельным удальцом» (Наполеон сделал головокружительную военную карьеру и покорил всю Европу) и почему «упал он в дальнем море на неведомый гранит» (Наполеон провёл последние годы на острове Святой Елены в Атлантическом океане).

V. Заключительное слово учителя
о теме Отечественной войны 1812 года в поэзии М. Ю. Лермонтова.

VI. Домашнее задание:

1) прочитать вступительную статью о Н. В. Гоголе;

2) выполнить задания 1 и 2, помещённые после статьи.

Следующие уроки: Урок 31. Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Богатов Н. А. Эпизод Бородинского сражения. 1912
Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино». Хромолитография.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика