Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Фантастические события в повести. Литература-5
Литература
 
 Главная
 
Портрет Н. В. Гоголя
работы Ф. А. Моллера, 1849.
Музей-заповедник Абрамцево
 
Гимназический портрет Н.В.Гоголя.
Гравюра на дереве по оригиналу неизвестного художника. 1827. ИРЛИ (Пушкинский дом). Санкт-Петербург
 
 
Вакула на чёрте.
Из повести Н. В. Гоголя
«Ночь перед рождеством».
Рисунок Тарасенко из издания кн. маг. В. Думнова, п/ф "Насл. бр. Салаевых", 1887.
 
Ночь перед рождеством. Н. Гоголь. - Нар. изд. - Москва: кн. маг. В. Думнова, п/ф "Насл. бр. Салаевых", 1887
 
Титул первого издания первой книжки «Вечеров на хуторе близ Диканьки»
 
Иллюстрация Трауготов
к «Вечерам на хуторе близ Диканьки»
 
Оксана и кузнец Вакула.
Иллюстрация к повести Н. В. Гоголя
«Ночь перед Рождеством». 1952 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809 – 1852)

4 ЧАСА

5 класс[1]


Урок 31. Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Урок 32. Фантастические события в повести

Урок 33. Мир Диканьки

* Урок 34. Урок внеклассного чтения по повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»[2]


УРОК 31
Повесть Н. В. Гоголя
«Ночь перед Рождеством»

Задачи:
подготовить учащихся к восприятию художественного мира повести Н. В. Гоголя, заинтересовать творчеством писателя.
Основные виды деятельности: беседа по содержанию вступительной статьи; чтение первых глав повести; словарная работа; беседа по вопросам учебника.
Термины: фольклор, сказка, юмор, образ рассказчика.

Этапы урока

I. Вступительная беседа о Н. В. Гоголе
и чтение фрагментов из статьи о писателе.


Знакомство с писателем, его детством, родными местами, разговор о детских впечатлениях, послуживших в последующем основой для литературных произведений, можно провести в форме беседы по материалам вступительной статьи, которую следует сопроводить иллюстративным материалом, готовящим к восприятию повести «Ночь перед Рождеством».

В беседе уже прозвучат отдельные незнакомые школьникам слова: «хутор», «курень», «черевики» и др.

В хорошо подготовленном классе возможна проверка задания 2, помещённого после статьи о писателе, в форме краткого рассказа о писателе (по плану, представленному в учебнике).

II. Чтение отрывка из предисловия
к части второй сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

(«Повести, изданные пасичником Рудым Паньком»),
словарная работа, необходимый комментарий, который должен предварить знакомство с повестью «Ночь перед Рождеством».

Обращение к комментариям, помещённым после текста повести, целесообразно после первоначального знакомства с повестью (или хотя бы её частью).

III. Чтение первых глав повести
«Ночь перед Рождеством» учителем

может быть рекомендовано в классах разного уровня.

Создание необходимой установки на восприятие, эмоциональный отклик необходимо при обращении к любому произведению, однако применительно к гоголевской повести это особенно важно, потому что пятиклассникам предстоит прочитать довольно большое по объёму и весьма сложное с точки зрения языка произведение, в котором много устаревших, диалектных слов и украинизмов (лишь некоторые из них представлены в предисловии, остальные даны в сносках).

Дополнительные сложности может создать тот факт, что многим учащимся сюжет повести уже знаком по более доступным их возрасту источникам (например, по мультфильму).

IV. Беседа на выявление
особенностей восприятия повести,
выяснение первых читательских впечатлений.


Можно использовать при этом вопросы 1—3 учебника, а также индивидуальное задание 1.

V. Домашнее задание:

прочитать повесть «Ночь перед Рождеством».




УРОК 32
Фантастические события в повести
«Ночь перед Рождеством»

Задачи:
дать начальное представление о сочетании жизнеподобия и фантастики в литературном произведении; формировать навык составления цитатного плана.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; беседа по вопросам учебника; составление цитатного плана повести.
Термины: жизнеподобие, фантастика, цитата.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о причудливом сочетании жизнеподобия и фантастики в произведениях Н. В. Гоголя, о связи его ранней прозы с фольклорной (сказочной и песенной) традицией (об этом говорилось на предыдущем уроке).

В повести «Ночь перед Рождеством» пятиклассники уже отметили отдельные черты волшебной сказки, в частности борьба сил добра и зла, волшебные превращения, фантастические события.

II. Анализ повести
«Ночь перед Рождеством»
,

выявление в ней описаний картин реальной жизни украинских крестьян и совершенно фантастических (сказочных) событий.

Выполняя предложенные учителем задания, пятиклассники обращаются непосредственно к тексту повести, находят в ней завершённые фрагменты и читают их.

Примерные вопросы и задания:

1. Как вы думаете, что преобладает в первых эпизодах повести, реальное или фантастическое? Докажите примерами из текста.

2. Какие эпизоды в последующем повествовании не содержат ничего фантастического? Прочитайте фрагмент одного из них.

3. Прочитайте отрывок из повести со слов «Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики…» до слов «…и ещё белее казался свет месяца от блеска снега». Какой народный обряд описывается здесь? Присутствуют ли в этом отрывке фантастические образы, описания фантастических событий? Обратите внимание на то, что и месяц уже на своём месте. Как, кстати, он снова оказался на небе? Вспомните этот эпизод.

4. Прочитайте эпизод «Кузнец Вакула у Пацюка» и определите, в какой момент в повествовании появляется фантастика? Как фантастика связана с нечистой силой? Почему при виде Пацюка, который ел вареники, Вакула почувствовал, что он «греха набирается»?

5. Что торжествует в повести, силы добра или силы зла? Почему зло в повести «Ночь перед Рождеством» не очень страшное? Как обращается Вакула с нечистой силой?

III. Составление цитатного плана
повести «Ночь перед Рождеством»

можно предварить небольшим вступлением о том, что такое цитата (от лат. citatum — приводить) и чем отличается цитатный план от обычного плана художественного текста.

Начало плана составляется совместно с учителем, при этом возможно использование варианта начала цитатного плана, помещённого в учебнике (задание 11).

Завершить план учащиеся могут дома. Эта самостоятельная работа проверяется на следующем уроке.

IV. Заключительное слово учителя,
подведение итогов урока.

V. Домашнее задание:

завершить выполнение цитатного плана повести (задание 11 учебника).

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 3—4 (по выбору учащихся).



УРОК 33
Мир Диканьки в повести
«Ночь перед Рождеством»

Задачи:
обобщить представления учащихся о художественном мире повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»; формировать навык анализа художественных образов, составляющих художественную картину.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; устные рассказы по картине; устные ответы на вопросы с использованием цитирования.
Термины: художественный образ, образ персонажа, образ времени, образ пространства, образ рассказчика.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания

(цитатный план повести).

II. Вступительное слово учителя
о теме урока «Мир Диканьки»,

о том, что Н. В. Гоголь на основе изучения жизни украинских крестьян, их быта, верований, традиций создал удивительный художественный мир, который напоминает о реальной Диканьке и при этом сильно отличается от неё. В этом мире рядом живут сказка и быль, фантастическое и вполне правдоподобное. Эта художественная картина складывается из отдельных художественных образов.

III. Повторение сведений
о художественном образе и его видах

может быть проведено в форме записи (выписки из вступительной главы учебника «Литература как искусство слова») видов художественных образов, представленных в повести «Ночь перед Рождеством»:

– образы персонажей, главных (Вакула, Оксана) и второстепенных (Солоха, Чуб, Пацюк, императрица Екатерина, Потёмкин);
– образ времени (ночь);
– образ пространства, открытого (небо, дорога в Диканьке, улицы Петербурга) и закрытого (дом Солохи, комната Оксаны);
– образ события, главного (поездка Вакулы в Петербург за черевичками) и его отдельных эпизодов;
– образы предметов, вещей (зеркало Оксаны, черевики, вареники Пацюка);
– образы растений, животных, явлений природы (месяц).

IV. Анализ художественного мира Диканьки
может строиться как обобщение проделанной работы, которую дополнят сообщения отдельных учащихся, выполнявших индивидуальные задания.

Примерный план работы:

1. Описание Диканьки в повести и изображение украинской природы на картине А. И. Куинджи «Вечер на Украине».

2. Персонажи повести «Ночь перед Рождеством» на иллюстрациях. Описание Оксаны в повести и национальные украинские костюмы.

3. Чем можно объяснить, что в мире Диканьки много фантастических образов, комических ситуаций?

4. С какой целью в повести подробно описывается Петербург? Найдите это описание.
Как нужно читать этот фрагмент, чтобы передать состояние кузнеца Вакулы?
Далеко ли реальный Петербург от реальной Диканьки? Далеко ли Петербург от Диканьки в повести Гоголя?
Какие приёмы использует Гоголь для создания образа Петербурга?

5. Что нового и интересного вы узнали о мире Диканьки из других повестей писателя? Какую повесть Гоголя вы могли бы порекомендовать одноклассникам для чтения?

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание:


прочитать повесть Н. В. Гоголя «Заколдованное место».

Индивидуальные задания:
1) нарисовать иллюстрации к повести и подобрать к ним цитатные заглавия;
2) составить вопросы или тестовые задания для одноклассников по тексту повести.

Следующие уроки: * Урок 34. Урок внеклассного чтения по повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место» >>>


ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ К ЧАСТИ ВТОРОЙ СБОРНИКА
«ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ»
(«ПОВЕСТИ, ИЗДАННЫЕ ПАСИЧНИКОМ РУДЫМ ПАНЬКОМ»)


Вот вам и другая книжка, а лучше сказать, последняя! Не хотелось, крепко не хотелось выдавать и этой. Право, пора знать честь. Я вам скажу, что на хуторе уже начинают смеяться надо мною: «Вот, говорят, одурел старый дед: на старости лет тешится ребяческими игрушками!» И точно, давно пора на покой. Вы, любезные читатели, верно, думаете, что я прикидываюсь только стариком. Куда тут прикидываться, когда во рту совсем зубов нет! Теперь если что мягкое попадётся, то буду как-нибудь жевать, а твёрдое — то ни за что не откушу. Так вот вам опять книжка! Не бранитесь только! Нехорошо браниться на прощанье, особенно с тем, с кем, Бог знает, скоро ли увидитесь.

В этой книжке есть много слов, не всякому понятных. Здесь они почти все означены[3]:

Башта́н – место, засеянное арбузами и дынями.
Галу́шки – клёцки.
Каву́н – арбуз.
Кожу́х – тулуп.
Куре́нь – соломенный шалаш.
Лю́лька – трубка.
Па́рубок – парень.
Пе́кло – ад.
Сви́тка – род полукафтанья.
Ху́стка – платок носовой.
Цибу́ля – лук.
Череви́ки – башмаки.
Чумаки́ – малороссияне, едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым.
(вернуться к уроку)


Николай Васильевич
ГОГОЛЬ
1809–1852


Художественные образы Николая Васильевича Гоголя, соединившие в себе реальное и фантастическое, смешное и грустное, грубое и возвышенное, вам, возможно, уже знакомы. Они широко представлены в разных видах искусства и используются в самых разных сферах общения. Знаменитые гоголевские образные выражения звучат повсюду. «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!» – это из комедии «Ревизор». «И какой же русский не любит быстрой езды?» – известный риторический вопрос из поэмы «Мёртвые души».

Гоголь родился в Малороссии (теперь это Украина), в небольшом местечке Великие Сорочинцы, откуда после рождения был перевезён на хутор Васильевка, названный так по имени его отца, Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского. Здесь, в Васильевке, прошло детство будущего писателя.

«Васильевка лежала в уютной низине, меж двух холмов, где прятались от знойных ветров степи яблони, вишни, клёны, яворы. В окружении их стоял маленький белый домик в один этаж с мезонином и восемью тонкими колоннами наподобие деревянных стоек, которыми подпираются в Малороссии навесы, защищающие внутренность жилья от солнца. Летом в комнатах было прохладно, зимой сквозь узкие оконца сочился полусвет, и тоже было холодно: тонкие стены не грели...» (И. П. Золотусский[4]).

В одном из писем своей матери, Марии Ивановне, Гоголь признавался: «Нужно сильно потрясти детские чувства, и тогда они надолго сохранят всё прекрасное. Я испытал это на себе». Детские впечатления писателя были яркими и запоминающимися. Доходы семьи были довольно скромными, отец много занимался хозяйственными вопросами, однако находил время, чтобы писать стихи и сочинять комедии, был прекрасным рассказчиком, обладал редким чувством юмора, а о матери писателя вспоминают как о фантазёрке и замечательной плясунье.

Совсем недалеко от Васильевки находилось село Диканька. По народным преданиям, в давние времена монголо-татарского нашествия в этих местах люди скрывались в подземных ходах, прятали там клады. Вокруг стояли тёмные, дикие леса, откуда и пошло название села — Диканька. Мальчик слушал рассказы родителей о русалках, которые по ночам выходят из воды, а бабушка Татьяна Семёновна пела ему народные песни, которые пугали и манили, вызывали работу воображения. Гоголь уже в раннем детстве учился записывать то, что рождала его фантазия. Знакомые и родственники семьи отмечали наблюдательность мальчика и его «талант передразнивания», который в последующем проявится в полную силу в творчестве писателя и получит определение «смех Гоголя».

Начальное образование Гоголь получил в Полтавском уездном училище, о котором он не оставил никаких воспоминаний. Осенью 1820 года мальчика отправили в город Нежин, где только что был торжественно открыт Лицей князя А. А. Безбородко. В действительности это была обычная гимназия, названная Лицеем в подражание Царскосельскому лицею, в котором в 1811 – 1817 годах учился А. С. Пушкин. Здесь в пансионе юный Гоголь поначалу был главной мишенью для насмешек. Низкий рост, длинный нос, частые болезни, некоторая небрежность в одежде, неудачи в учёбе – всё становилось поводом для них. Однако участие в гимназических спектаклях, совместные занятия литературой изменили отношение одноклассников к Гоголю. Да и сам он стал увереннее, взрослее, мужественно пережив в 1825 году неожиданную смерть отца, поддержав при этом мать, которая долго не могла прийти в себя от этой утраты. Последние два года в Лицее Гоголь был душою компании, все ждали его шуток, каламбуров.

Когда в декабре 1828 года он уезжал из Васильевки в Петербург, в его чемодане лежали написанные в Лицее поэма «Ганц Кюхельгартен» и «Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия, составленная Н. Г.». Он ещё не знал, что его поэма не станет событием в литературе, а вот описания украинских обычаев, легенды и песни, разные народные поверья, которые войдут в его первый сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», вызовут огромный интерес у русской читающей публики, сделают Гоголя знаменитым. Слава придёт несколько позже, в 1831 году, когда из типографии выйдет первая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Последующие годы жизни Гоголя будут связаны с Петербургом, Москвой и Римом. Здесь он напишет свои самые известные произведения: повести «Тарас Бульба», «Вий», «Шинель», комедию «Ревизор» и поэму «Мёртвые души», с которыми вам ещё предстоит познакомиться в старших классах. Однако где бы ни находился писатель, он всегда вспоминал о родной Васильевке, где жили его мать Мария Ивановна (она пережила своего сына) и сёстры, часто писал письма и приезжал на родину. В одном из своих писем к матери Гоголь признавался: «Я думаю, всё переменилось, но моё сердце всегда останется привязанным к священным местам родины».

(вернуться к уроку)

1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

3. Словарь, составленный Н. В. Гоголем, дан в сокращении. (вернуться)

4. Золотусский Игорь Петрович (род. 1930) – литературовед. (вернуться)

 
Волков А. М. Дом в Яновщине. Гоголь и его сестра Е. В. Быкова слушают бандуриста. 1852 г.
 
 
Иллюстрация А. Лаптева к «Вечерам на хуторе близ Диканьки»
 
А. И. Куинджи. Вечер на Украине. 1878 (доработана в 1901)
Холст, масло. 81 × 163 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика