Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». Литература-5
Литература
 
 Главная
 
Портрет М. Ю. Лермонтова
в сюртуке лейб-гвардии
гусарского полка
работы А.И. Клюндера. 1839-1840 гг.
ГМИРЛИ имени В. И. Даля
 
 
П. И. Багратион.
Портрет работы Джорджа Доу.
Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж
 
Н. Н. Раевский.
Портрет работы Джорджа Доу.
Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж
 
 
 
 
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)
 
3 ЧАСА

5 класс[1]


Урок 28. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Урок 29. Образ исторического события в стихотворении «Бородино»

* Урок 30. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поле Бородина», «Два великана»[2]

УРОК 28
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Задачи:
познакомить учащихся с отдельными фактами биографии (детства) М. Ю. Лермонтова; закрепить навык выявления в литературном произведении художественных образов и средств их создания; дать характеристику образа рассказчика; подготовить школьников к выразительному чтению стихотворения.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; ответы на вопросы учебника; выразительное чтение стихотворения; анализ текста; уточнение значений устаревших слов.
Термины: комментарий, образ рассказчика, образ сражения, идея (основная мысль) произведения.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя о М. Ю. Лермонтове
и его стихотворении «Бородино»
,
подводящее к знакомству с отдельными фактами биографии (детства) поэта.

II. Чтение вступительной статьи о поэте
и ответы на вопросы, помещённые после статьи
.

III. Выразительное чтение стихотворения учителем.


При чтении стихотворения важно передать естественность, простоту, искренность интонации рассказчика, чувств, которые он испытывает, когда вспоминает о дне битвы (воодушевление, вера в русского солдата, силу русского оружия, гордость за своих товарищей).

IV. Беседа по вопросам учебника,
направленная на выявление особенностей восприятия стихотворения пятиклассниками и трудностей, возникших у них при чтении.

Учащимся предлагается познакомиться с комментариями к стихотворению и значениями тех слов, к которым даны сноски.

V. Составление плана стихотворения,
определение основных особенностей его построения (композиции).

Возможный вариант плана:


1. Разговор молодого солдата с участником Бородинской битвы, в котором определяется тема будущего рассказа («Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри — не вы!»).

2. Начало рассказа старого солдата, его повествование о неудачах русской армии, настроениях отступавших солдат («Мы долго молча отступали, / Досадно было, боя ждали…»).

3. Рассказ о подготовке к Бородинскому сражению (ночи перед боем), решимости солдат победить в нем («Уж мы пойдем ломить стеною, / Уж постоим мы головою / За родину свою»).

4. Описание Бородинского сражения:
его начала («И только небо засветилось, / Всё шумно вдруг зашевелилось…»);
наивысшего момента в развитии действия, кульминации («Звучал булат, картечь визжала, / Рука бойцов колоть устала, / И ядрам пролетать мешала / Гора кровавых тел»);
развязки, конца битвы («Вот затрещали барабаны — / И отступили басурманы»).

5. Возвращение к диалогу, сравнение «могучего, лихого племени» и нынешнего поколения.

VI. Анализ образа старого солдата
проводится в ходе ответов на вопросы 4 и 5 учебника.

Кроме них учащимся могут быть предложены и другие
вопросы, конкретизирующие формулировки вопросов учебника:

1. Какими средствами Лермонтов создает образ рассказчика? В чём проявляется естественность, разговорность речи старого солдата?

2. Какими чувствами проникнут рассказ солдата о Бородинской битве и её героях?

3. Чем подтверждается справедливость того, что рассказчик называет своих товарищей, героев Бородинского сражения, «богатырями»?

Следует обратить внимание учащихся на простоту и в то же время торжественность стиля повествования.

Школьники находят в тексте слова, близкие по складу живой разговорной речи, народной поэзии (постоянные эпитеты, устойчивые фразеологические обороты). Учащимся предлагается проанализировать, как меняется стиль и тональность повествования, когда речь заходит о значительном и торжественном событии — о ходе Бородинской битвы. В речи рассказчика появляются книжные слова и выражения, славянизмы («сверкнув очами», «носились знамена, как тени», «поле грозной сечи» и т. п.).

Можно отметить особую точность в использовании отдельных слов, рассмотреть, в частности, особенности употребления слова «отдана» при описании важнейших событий войны 1812 года:

1) Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана.

2) Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!

Именно глагол «отдать» и его производные формы («отдана») использовались современником событий 1812 года С. Н. Глинкой, который цитировал московского губернатора Ф. В. Ростопчина, подчёркивая различие в значениях слов «сдать» и «отдать»: «Москва была отдана за Россию, а не сдана на условиях. Неприятель не вошёл в Москву — он был в неё впущен — на пагубу нашествия».

VII. Домашнее задание:

подготовить выразительное чтение фрагмента стихотворения «Бородино» наизусть.


УРОК 29
Образ исторического события
в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Задачи:
раскрыть специфику образа исторического события как модели реального мира; закрепить навык выявления особенностей художественного описания.
Основные виды деятельности: сравнительный анализ текстов учебно-научного и художественного стиля; создание сообщения учебно-научного или научно-популярного характера с использованием фрагментов художественного произведения.
Термины: образ события, учебно-научный стиль, художественный стиль.

Этапы урока

I. Выразительное чтение наизусть
стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»

(проверка домашнего задания).

II. Вступительное слово учителя
посвящается актуализации знаний школьников об Отечественной войне 1812 года, некоторых сведений о Бородинской битве, её участниках и о её значении в войне с Наполеоном.

Можно привести высказывание литературоведа Н. Л. Бродского: «Стихотворение Лермонтова можно назвать поэтической летописью Бородинского сражения, поэтическим произведением, по точности описания равным историческому документу», — подчеркнув и разъяснив смысл сочетаний «поэтическая летопись» и «исторический документ».

Важно ещё раз отметить, что об одном и том же событии можно рассказать по-разному в зависимости от ситуации общения и коммуникативного намерения автора. Так, и о Бородинском сражении можно рассказать, реализуя разные цели.

В учебниках, в научной и популярной литературе необходимо точно, полно, логично, достоверно представить информацию о том, где оно произошло, какие силы в нём участвовали, как действовали военачальники, чем закончилось сражение, каковы его последствия и т. п.

В художественном произведении автор создаёт смоделированную им в воображении картину сражения, показывает своё видение этого сражения, стремится вызвать у читателя определённые чувства и переживания. С этой целью автор продумывает, выстраивает и воплощает с помощью изобразительных и специально отобранных средств языка систему образов (персонажей, предметов, событий). Читая художественное произведение, мы наблюдаем за тем, как созданные автором образы, взаимодействуя, пересекаясь, оттеняя и дополняя друг друга, участвуют в создании художественной картины мира, которая соотносится с реальной картиной действительности.

III. Сравнительный анализ текстов разных стилей,
в которых по-разному описывается Бородинское сражение.


Для анализа предлагается фрагмент главы учебника «Введение в историю» для учащихся 4 класса:
«Недалеко от Москвы, у деревни Бородино, 7 сентября 1812 года русская армия под командованием Михаила Илларионовича Кутузова дала сражение французам. Весь день гремела пушечная канонада над полем, атаки кавалерии сменяли одна другую, всё новые и новые пехотные полки шли в атаку. Обе армии несли огромные потери, но победить не удавалось ни одной, ни другой стороне. К концу дня армии остались на первоначальных позициях. Кутузов принял непростое решение: чтобы сохранить армию, он отводит её на новые рубежи южнее Москвы. Жители спешно покинули город. Напрасно Наполеон ожидал на Поклонной горе делегацию москвичей с ключами от города. Французы вошли в Москву, но не чувствовали себя победителями. Через несколько дней в городе начались пожары. Солдатам не хватало продовольствия. Так и не дождавшись предложений о заключении мира, Наполеон решает покинуть Москву. Началось отступление его армии из России».

Анализ проводится в виде беседы,
в основе которой лежит обсуждение следующих вопросов:


1. Какое событие описывается в тексте учебника?
2. Какие факты отбирают авторы для описания сражения?
3. Каким образом рассказано о действиях русского и французского войск?
4. Найдите в стихотворении «Бородино» фрагменты, которые напоминают об описании сражения в учебнике. В чём заключаются различия в описании одних и тех же событий?
5. Что вы узнали о Бородинском сражении из текста учебника и из стихотворения Лермонтова?

Способы создания Лермонтовым картины Бородинского сражения
осмысливаются школьниками в процессе возобновления в памяти материалов предыдущего урока, той его части, в которой говорилось об особенностях построения произведении и об образе рассказчика.

Учащихся необходимо подвести к следующим выводам,
которые могут быть обобщены с помощью таблицы.
Особенности описания Бородинского сражения
Учебник «Введение в историю»
(для учащихся 4 класса)
Стихотворение М. Ю. Лермонтова
«Бородино»
1. Факты о сражении отбираются с учётом возраста школьников, располагаются в логической последовательности, что даёт возможность достоверно, объективно рассказать об историческом событии
1. Из всех фактов о Бородинском сражении поэт отбирает те, которые позволяют рассказать о героизме простых солдат, передать эмоциональное отношение к описываемым событиям.
2. Авторы учебника объективны. Их цель — рассказать о событии с опорой на данные исторических исследований.
2. Автор стихотворения стремится вызвать у читателя определённые чувства и переживания. Ему важно, чтобы читатели испытали чувство гордости и восхищения людьми, которые сумели отстоять Москву.
. При описании сражения авторы рассказывают о военачальниках, руководителях сражения, их роли в достижении результатов битвы. Это реальные исторические личности (император Наполеон, командующий русской армией М. И. Кутузов), характеры которых не раскрываются.
3. В стихотворении Лермонтова сражение показано глазами русского солдата. Это вымышленный персонаж, образ которого создан для того, чтобы ярче выразить основную идею произведения.
4. Учебник используется в процессе изучения истории в школе, в ситуации учебного общения. Авторы пользуются научным стилем, что требует точности, логичности, доказательности. Образные средства в научной речи используются для того, чтобы раскрыть общие свойства явления, предмета, события, а не для создания художественного образа.
4. Поэт при описании событий использует стиль художественной литературы, специфика которой заключается в наличии художественных образов. В художественном произведении слова приобретают новые значения.
5. В результате возникает объективная картина исторического события: достоверные факты, доказательные выводы, точность в передаче тех или иных сведений
5. В результате возникает образная, художественная картина исторического события, которая хотя и соотносится с реальной действительностью, но при этом основана на преобразовании этой действительности автором, который показывает своё видение сути и смысла события

Работу с текстом стихотворения, анализ образа исторического события можно строить также на основе вопросов 6—10 учебника.

Индивидуальное задание 1 позволяет вернуться к разговору о чётком ритме в стихотворении, начатому на уроках по поэзии А. С. Пушкина.

Задача работы над особенностями ритмики стиха в лермонтовском стихотворении не сводится к определению размера стиха (эта задача может быть перенесена на последующие уроки). Учащиеся должны обратить внимание, в частности, на то, что в стихотворении «Бородино» чётко выделены более короткие строки, в которых нередко звучат особенно важные для старого солдата слова («За родину свою!», «Умрёмте ж под Москвой…», «Все побывали тут…», «Не отдали б Москвы!»).

IV. Заключительное слово учителя
о возможном взаимодействии научных (учебных) и художественных текстов в различных речевых жанрах (например, сообщение, доклад) и ситуациях общения, для того чтобы проиллюстрировать те или иные положения и фрагменты, сделать высказывание более эмоциональным и ярким.

Учитель говорит с учащимися о том, чем стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» может быть интересно современному читателю, почему оно приобрело необычайную популярность, например в годы Великой Отечественной войны.

О том, что стихотворение «Бородино» вошло в сокровищницу культуры русского народа, в его интеллектуальный багаж, свидетельствует использование высказываний (слов, оборотов, выражений) из текста стихотворения как общеизвестных, не нуждающихся в комментариях. Другими словами, многие выражения из стихотворения получили распространение в живой речи, широко используются в нашем общении («Да, были люди в наше время…», «У наших ушки на макушке…», «Ребята, не Москва ль за нами?..»).

Они стали так называемыми прецедентными высказываниями, т. е. высказываниями, хорошо известными людям определённой культуры, с помощью которых общение становится более эмоциональным, ярким, запоминающимся.

V. Домашнее задание:

1) прочитать стихотворения М. Ю. Лермонтова «Два великана», «Поле Бородина»;

2) подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Два великана».

Индивидуальные задания: подготовить сообщение о Бородинском сражении, используя учебную и справочную литературу, а также фрагменты стихотворения «Бородино».

Следующие уроки: * Урок 30. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поле Бородина», «Два великана» >>>


МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)


Михаил Юрьевич Лермонтов прожил очень короткую жизнь, неполных 27 лет. Однако художественные произведения, созданные им, по-прежнему читают и любят не только на родине поэта, но и далеко за её пределами.

В этом году вы познакомитесь с некоторыми фактами биографии Лермонтова, его детством и прочитаете стихотворение «Бородино».

В семье Лермонтова не было мира и спокойствия. Мать, Мария Михайловна Арсеньева, родом из богатой семьи, получила прекрасное образование. Отец, Юрий Петрович, мелкопоместный дворянин, происходил из небогатого рода. Он воспитывался в кадетском корпусе и дослужился до чина армейского капитана. Брак родителей оказался несчастливым. Причиной их размолвок во многом была бабушка Лермонтова по материнской линии — властная, иногда до жестокости, Елизавета Алексеевна Арсеньева. Мать Лермонтова умерла, когда будущему поэту не было и трёх лет. Бабушка не хотела, чтобы мальчик общался с отцом, препятствовала их встречам и в конце концов навсегда их разлучила.

Все эти обстоятельства сказались на характере поэта: он рано испытал чувство одиночества и грусти, которыми пронизаны многие его произведения.

Бабушка очень любила своего внука Мишеля (так дома называли Лермонтова), уделяла большое внимание его образованию. Уже в раннем детстве он свободно владел французским и немецким языками, говорил и читал по-английски. В имение бабушки Тарханы в Пензенской губернии приглашались учителя и сверстники Мишеля, товарищи для учёбы и игр.

Здоровье юного Лермонтова требовало поддержки и внимания, поэтому бабушка возила его на Кавказ. Будущему поэту было тогда совсем немного лет, но впечатления от Кавказа и его природы сохранились в воображении Мишеля. Сам Лермонтов постоянными упражнениями развил в себе большую физическую силу, укреплял своё здоровье, овладевая приёмами верховой езды и искусством фехтования.

«Лермонтов не был красив: он был невысок ростом, с не по росту широкими плечами и большой головой... У него были прекрасные, выразительные чёрные глаза, высокий смуглый лоб, над которым выделялась среди чёрных волос с детства белая прядь. Когда он одушевлялся радостью или гневом, лицо его делалось прекрасным... Мальчик рос исключительно впечатлительным, с трудным, неровным характером. Современники вспоминали о крайней его доброте и о резких вспышках своеволия и непокорности. Рано начали проявляться его склонности к искусству, в первую очередь к живописи, любовь к которой Лермонтов сохранил на всю жизнь. До нас дошли многие прекрасные пейзажи и батальные (военные) сцены его кисти» (Ю. М. Лотман).

Троюродный брат Лермонтова А. П. Шан-Гирей вспоминал: «Мишель был мастер делать из талого снегу человеческие фигуры в колоссальном виде; вообще он был счастливо одарён способностями к искусствам: уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины; охоту за зайцами с борзыми, которую раз всего нам пришлось видеть, вылепил очень удачно».

А это отрывок из воспоминаний самого поэта о своём детстве: «...я один раз ехал в грозу куда-то; и помню облако, которое, небольшое, как бы оторванный клочок чёрного плаща, быстро неслось по небу. Это так живо передо мною, как будто вижу... Когда я ещё мал был, я любил смотреть на луну, на разновидные облака, которые в виде рыцарей с шлемами теснились будто вокруг неё».

Осенью 1827 года бабушка повезла Мишеля в Москву, чтобы отдать учиться в Благородный пансион при Московском университете. Он был зачислен в пансион в 1828 году, сразу в 4 класс. Тогда же он начал писать стихи, чему способствовала творческая атмосфера, царившая в пансионе. В этом учебном заведении учились многие русские поэты: В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, Ф. И. Тютчев.

Лермонтов посещал лекции в Московском университете, однако не очень охотно, да и проходили они нерегулярно из-за свирепствовавшей тогда эпидемии холеры. В 1831 году умер отец поэта, которому посвящены замечательные строки стихотворений «Прекрасны вы, поля земли родной...» и «Ужасная судьба отца и сына...», написанных в том же году.

В 1832 году Лермонтов принял решение, вопреки воле бабушки, стать военным и поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге. Однажды на учениях в конном манеже он сильно повредил ногу, но не оставил школу и не отказался от своего желания получить офицерский чин. Всё свободное от занятий и общения с приятелями время Лермонтов посвящал литературному творчеству. Поздней осенью 1834 года он был произведён в корнеты[3] и начал службу в Гусарском полку, стоявшем в Царском Селе.

Уже было написано множество стихотворений, в том числе «Поле Бородина», «Два великана», «Парус», а также несколько поэм о Кавказе и драматических произведений. Наступал новый период в жизни Лермонтова. Поэта ждали годы изгнания, всероссийская известность и ранняя гибель. К биографии и художественным произведениям Лермонтова вы ещё не раз будете обращаться на уроках литературы.

Вопросы и задания

1. Какие стихотворения, сказки Лермонтова вы читали? Какие смотрели фильмы, созданные по его произведениям?
2. Какие черты характера Лермонтова и под влиянием каких событий и обстоятельств сформировались в детские годы?
3. Прочитайте отрывки из воспоминаний о поэте. Каким предстаёт в них облик поэта в детские годы?
(вернуться к уроку)


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

3. Корне́т – офицерский чин в кавалерии. (вернуться)

 
Богатов Н. А. Эпизод Бородинского сражения. 1912
Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино». Хромолитография.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика