Личность и судьба Жуковского. Романтические произведения поэта. Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Портрет В.А. Жуковского
работы П. Ф. Соколова. Конец 1820-х гг.
 
 
 
 
М. А Протасова.
В. А. Жуковский.
Рис. карандашом. 1811 г.[5]
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ
(1783 – 1852)

2 ЧАСА

Уроки литературы в 10 классе[1]


* Урок 7. Личность и судьба Жуковского. Романтические произведения поэта[2]

* Урок 8. Обучение анализу лирического текста при изучении стихотворений Жуковского «Море» и «Эолова арфа»


УРОК 7*
«У меня почти все или чужое, или по поводу чужого — и все, однако, мое» [3]

Личность и судьба Жуковского.
Романтические произведения поэта.
Развитие жанра баллады. Мастерство в передаче душевных состояний человека.
Переводческая деятельность.


При изучении жизни и творчества В. А. Жуковского
следует обратить внимание школьников на характер его лирических произведений — образцов русского созерцательного романтизма.

Уроки по творчеству Жуковского целесообразно посвятить знакомству с интересными страницами его жизни и творческого пути, а также практическому анализу его программных произведений.

На первом уроке по творчеству Жуковского необходимо вспомнить произведения поэта, изученные в средних классах:
«Перчатка», «Лесной царь», «Светлана»
и др.

Жуковский был воспитан на европейской литературе, прекрасно знал и чувствовал поэзию русского фольклора. Особенностью его творчества стало то, что, даже если поэт переводил для русского читателя западноевропейскую поэзию, он на основе чужого произведения умел создать свое, новое, самобытное творение, окрашенное национальным колоритом. Подчеркивая эту особенность своего творческого дарования, Жуковский пишет Гоголю 6 февраля 1848 г.: «Мой ум — как огниво, которым надобно ударить о камень, чтоб из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского творчества; у меня почти все или чужое, или по поводу чужого — и все, однако, мое».

В рассказе учителя о творческом пути Жуковского необходимо выделить
три основных этапа его творчества.

1. Раннее творчество (до 1808 г.)


Этот период связан с влиянием на лирику поэта сентиментализма Н. Карамзина. Для ранних стихов Жуковского характерен грустный, элегический колорит, тоска по несбывшимся надеждам. Поэт — мастер лирического пейзажа, передающий словом тонкие душевные состояния.

На уроке возможен небольшой концерт из произведений Жуковского, прослушивание дуэта Полины и Лизы из «Пиковой дамы» П. Чайковского (на слова из стихотворения «Вечер»).

2. Романтические искания (1808—1820)

Это время связано с романтическими исканиями поэта, отразившимися в балладах и лирике. Необходим рассказ о неразделенной любви Жуковского и М. А. Протасовой, чтение стихов, посвященных ей: «Песня» («Мой друг, хранитель-ангел мой...»), «К ней», «19 марта 1823 года» и др. Получив отказ ее матери Екатерины Афанасьевны на брак с дочерью и запрет на выражение своих чувств, Жуковский в чине поручика московского ополчения направляется на театр военных действий и 26 августа 1812 года присутствует при Бородинском сражении.

Эти впечатления отразились в стихотворении «Певец во стане русских воинов», где сочетаются различные душевные состояния лирического «я», черты разных литературных направлений.

Вопросы и задания к стихотворению
«Певец во стане русских воинов»


1. Какие эмоциональные состояния характерны для настроения стихотворения? Как сочетаются в нем возвышенный тон и лирическая задушевность?

2. Как показана история долголетней борьбы России с захватчиками? Как утверждается здесь связь времен, преемственность поколений?

3. Определите жанр текста и аргументируйте свое мнение. Как в нем сочетаются черты классицизма и романтизма? Назовите черты романтического стиля. Каковы функции использования архаической лексики?

4. Докажите, что стихотворение проникнуто патриотическим пафосом.

В заключительной части урока можно прочитать
стихотворение «Песня» («Минувших дней очарованье...») (1818)
и обратить внимание учащихся на особенности его жанра и черты романтического стиля.

Стихотворение посвящено Екатерине Федоровне Вадковской, которая приходилась племянницей Анне Ивановне Плещеевой, умершей в 1817 г., жене друга Жуковского Александра Алексеевича Плещеева, помещика и владельца имения Чернь. В 1814 г. Жуковский жил по соседству от Плещеевых, в Долбине, и любил часто приезжать в Чернь.

Именно А. И. Плещееву подразумевает Жуковский в словах стихотворения «там есть один жилец безгласный, свидетель милой старины». Указывая на внешнее сходство А. И. Плещеевой и Е. Ф. Вадковской, Жуковский пишет в письме А. П. Елагиной: «Она [„Песня“] написана для Вадковской, которая и лицом и голосом похожа на Анну Ивановну. Натурально, что с этим лицом и с этим голосом тесно связано прошлое... <...> Воспоминания прошедшего не иное что, как сон, который следа не оставляет, который действует до тех пор, пока длится, и этот сон редок; настоящее хорошо. После такого предисловия читайте смело: (следует стихотворение „Минувших дней очарованье...“)». «Этот край — Чернь!» — пишет Жуковский, объясняя слово «край» в последней строфе.

Такой биографический комментарий поможет учащимся понять подтекст стихотворения. Следует также обратить внимание школьников на элегический характер настроения текста, объяснить, какими средствами оно создается (романтическая лексика, синтаксис, риторические вопросы, поэтические интонации печали, утраты, воспевание прошлого, мотив смерти и др.).

3. Жуковский-переводчик (с 1830 г.)

С начала 30-х гг. Жуковский посвящает себя переводческой деятельности.

В 1826 г. он был назначен наставником наследника русского престола, впоследствии императора Александра II. Жуковский много путешествует по России и Европе, сближается с немецкими романтиками, изучает философию Фихте.

В 1831 г. поэт издает свои «Баллады и повести» и особенно сближается с Пушкиным, который после женитьбы поселяется в Царском Селе. Вместе с Гоголем они работают над литературной обработкой народных сказок. Жуковского более всего привлекают переводы сказок братьев Гримм.

И Пушкин, и Жуковский были сотрудниками появившейся в 1830 г. «Литературной газеты» А. Дельвига, отличались сходными литературными позициями.

К следующему уроку можно предложить учащимся подготовиться к практикуму, который будет проводиться на материале стихотворений «Море» и «Эолова арфа».

Итог урока.

Творчество Жуковского внесло значительный вклад в русскую романтическую поэзию начала XIX в., сблизило тенденции европейского романтизма с русскими фольклорными традициями, способствовало развитию и становлению жанра баллады на русской почве.

Жуковский — поэт, умеющий словом создавать тонкие эмоциональные состояния человека, и мастер-переводчик, открывший богатство античной и европейской поэзии русскому читателю.



УРОК 8*
«Без Жуковского мы не имели бы Пушкина» [4]

Обучение анализу лирического текста
при изучении стихотворений Жуковского
«Море» и «Эолова арфа».


Работу на уроке
можно организовать в двух (нескольких) группах,
которые будут исследовать стихотворения «Море» и «Эолова арфа» по вопросам и заданиям учителя.

Группа 1. «Море».

— Какие романтические образы-символы встречаются в стихотворении?

— Какими способами поэт рисует образ моря?

— Какой характер придает настроению замедленность поэтических интонаций, множество определений-эпитетов?

— Как ритм стихотворения помогает создать картину моря?

— Какую роль играет в стихотворении звукопись? Какова динамика звукового образа моря?

— Как меняется настроение лирического «я»? Почему ему близко изменчивое состояние моря, его внутренняя жизнь? Что общего между морем и лирическим «я» стихотворения? В чем они различны?

— Найдите в тексте примеры возвышенной лексики. Какой характер они придают описанию?

— Понаблюдайте за поэтическим синтаксисом стихотворения. Какое настроение создает обилие обращений и вопросительных интонаций?

— Какова смысловая роль нерифмованного, белого стиха?

— Как анализ текста помогает понять поэтическую идею стихотворения?

Основные выводы
ученических исследований.


Романтическая элегия Жуковского «Море» создана в 1822 г. В ней романтический образ моря наделен человеческими чертами. Море у поэта живо, оно дышит, наполнено «смятенной любовью» и «тревожною думой». Романтический образ светлого, гармоничного мира воплощает в себе образ неба. Море и небо духовно близки. Когда небо «в присутствии чистом», то и море чисто, оно отражает в себе летящие по небу «облака золотые» и радостно блещет «звездами его». А когда по небу бегут «темные тучи», желающие отнять чистое небо у лазурного моря, оно, подобно воину, идет в бой. Поэт так рисует эту картину:

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

Даже когда буря утихнет, море лишь внешне приобретет спокойствие. Оно дрожит, боясь, что небо опять могут отнять у него.

Читатель, несомненно, понимает, что «очеловеченный» образ моря несет в себе символический смысл, связанный с романтическим мировосприятием Жуковского. Изображая морскую стихию, он прежде всего рисует человеческую душу, ее переменчивые эмоциональные состояния. В душе моря, как и в человеческой душе, скрыта «глубокая тайна». Оно только внешне «лазурно» и «безмолвно», но его внутренний мир терзают страсти. Прикованное к земле море подобно узнику, заключенному в темницу, а силы жить дает ему «далекое, светлое небо», которое «из земныя неволи» тянет море к себе. Таким образом, море, как и человек, стремится к высокому, светлому, прекрасному. Но при этом остается связанным с мирскими, земными проявлениями жизни, ее низкими, темными страстями.

Возвышенный характер тексту придает его длинный, нерифмованный стих с цезурой посредине, торжественные, приподнятые интонации, вопросительные конструкции, обращения, многочисленные слова высокого стиля: лазурное, очарован, смятенной, лоно, сладостной, светозарной, звездáми, подъемлешь и др.

Множество определений-эпитетов (безмолвное, лазурное море, смятенной любовью, тревожною думой, глубокую тайну, необъятное лоно, напряженная грудь, таинственной, сладостной полное жизни, светозарной лазурью, облака золотые и др.) замедляет взгляд человека на мир. Он видит уже не только море и небо вообще, а их характерные, отличительные признаки, роднящие их с человеком и Богом.

Изменения облика моря передаются при помощи звукописных образов. Море, вначале безмолвное, обретает голос. Когда темные тучи отнимают у него ясное небо, голос моря звучит грозно, оно бьется, воет, рвет и терзает «враждебную мглу». Обилие глагольной лексики в этом фрагменте усиливает его динамику, делает море не просто живым существом, а активным поборником темных сил.

Небо, подобно Богу, охраняет чистоту душевных устремлений, но темные силы, «тучи», несут смятение, искажают чистый идеал. В земной жизни человека, его мирской суете нет совершенства. Человеку свойственна тяга к красоте и чистоте, он не может жить без идеала. Дух и душа человека, подобно морю, наделены вечным беспокойством, тревогой, потому что отсутствие стремления к Богу, к чистоте и свету делает жизнь человека бессмысленной.

Группа 2. «Эолова арфа».

— Каким настроением проникнута баллада?

— Какие черты стихотворения характерны для жанра баллады?

— Какие слова и выражения характеризуют облик могучего Ордала? Минваны? Арминия?

— Какие нравственные ценности считали главными Ордал и Минвана?

— Каким рисует автор духовный мир влюбленного юноши Арминия?

— В чем основа романтического конфликта баллады?

— Охарактеризуйте особенности романтического пейзажа, его психологическую роль.

— Как отразились в балладе мифологические мотивы?

— Какой характер приобретает в балладе мотив смерти?

— Какова позиция автора в оценке романтической истории любви? Подтвердите свои суждения текстом.

— Какой характер придает повествованию особая форма разностопной восьмистишной строфы?

Основные выводы
ученических исследований.


Баллада «Эолова арфа», как и многие произведения поэта, несет на себе печать его биографии. Она связана с несчастной любовью поэта к Машеньке Протасовой. Черты баллады придает этому произведению острый, напряженный сюжет, связанный с безответной любовью юноши Арминия к дочери могучего царя Ордала Минване.

В основе баллады лежит северная легенда, рассказанная вымышленным шотландским бардом Оссианом. Жуковский рисует мрачный замок царя Ордала (зубчатые стены, лай охотничьих собак, латы, мечи, щиты и шлемы древних рыцарей, звуки их охотничьих рогов) и окружающую замок природу (дубравы, кудрявый кустарник, мрачные скалы, туманы, тусклую луну), что придает балладе Жуковского оссиановский колорит.

Украшением отцовского замка была красавица Минвана. В ее облике поэт создает романтический портрет прекрасной царевны: «кудри густые... бежали струей золотой»; «приятней денницы задумчивый пламень во взорах сиял»; «потока журчанье — приятность речей; как роза дыханье; душа же прекрасней и прелестей в ней». Минвану искренне полюбил юноша Арминий, и, хотя он был не княжеского рода, девушка душевно ценила его «невинное сердце».

Однако балладе Жуковского свойственны и элегические черты печальной песни о неразделенной любви. Судьба посылает юноше Арминию тяжелые испытания. Он разлучен с возлюбленной Минваной. Его любовь к царской дочери и любовные свидания оказываются запретными, и только нежные звуки арфы, повешенной Арминием на ветку дуба и поющей от дуновения ветра, должны напоминать девушке о судьбе влюбленного певца и их неразделенной любви. Арминий доверяет звукам арфы невысказанные слова любви:

       Когда же мой юный,
Убитый печалию, цвет опадет,
       О верные струны,
В вас с прежней любовью душа перейдет.
       Как прежде, взыграет
       Веселие в вас,
       И друг мой узнает
Привычный, зовущий к свиданию глас.

Особый колорит создает в балладе ее разностопная, восьмистишная строфа, которая, с одной стороны, придает тексту характер печального повествования, спетого народным средневековым певцом под аккомпанемент нехитрого музыкального инструмента. С другой стороны, разная длина стихотворных строк внутри строфы рождает иллюзию «качающегося» ритма, напоминающего волшебную арфу, колеблющуюся и звучащую от дуновения ветра.

Увы, счастье влюбленных было недолгим. Могучий царь узнал о любви дочери к незнатному избраннику и удалил его из окрестностей замка.

Лишь однажды Минвана, сидя под деревом, услышала далекий привет, присланный ей Арминием:

И что-то шатнуло
       Без ветра листы;
       И что-то прильнуло
К струнам, невидимо слетев с высоты...

Это стало началом ее увядания. Утомленная разлукой с любимым, она каждый вечер ходит на холм и молит «милые струны» играть для нее. Но, к сожалению, ее «час недалек»: «И нет уж Минваны...»

Однако возлюбленные обрели единение в ином, нереальном, может быть, загробном мире. Поэтому стихотворение заканчивается на грустной, но не безнадежной ноте. Любовь сильнее смерти. В мире теней дана возможность соединиться тем, кто был разлучен в реальной жизни:

       Две видятся тени:
       Слиявшись, летят
       К знакомой им сени...
И дуб шевелится, и струны звучат.

Таким образом, в балладе Жуковского находят свое место размышления о вечных ценностях, важнейшей из которых является любовь. Жестокость и властолюбие не в силах уничтожить союз влюбленных сердец, их верность друг другу сохраняется даже за чертой жизни.

Итог урока.

Значение творчества Жуковского для русской поэзии огромно. Оно заключается в умении поэта раскрывать тонкости внутреннего мира человека, глубину и подлинность его эмоциональных переживаний, сложность испытываемых чувств и настроений. Новаторская черта лирики Жуковского — изображение лирического пейзажа, который не столько рисует романтический образ природы, сколько отражает движения души, ее тонкую внутреннюю организацию.

Многие образы и настроения Жуковского, неясные очертания его романтического мира по-своему преломились на рубеже XIX—ХХ вв. в лирике русских символистов, которые искали нужные слова для передачи неясных, таинственных миров человеческой души.

Роль Жуковского в истории русской литературы высоко оценил В. Г. Белинский: «Жуковский — этот литературный Коломб Руси, открывший ей Америку романтизма в поэзии... вот его великое дело, его великий подвиг...»

Следующие уроки: * Урок 9. Константин Николаевич Батюшков: страницы жизни и творчества >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. См.: Жуковский В. А. Письмо к Н. В. Гоголю от 6 февраля 1848 года // В. А. Жуковский. Письма к Гоголю / Сборник Общ. люб. росс. словесн. — М., 1891. (вернуться)

4. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина: Статья вторая // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 3. — С. 292. (вернуться)

5. М. А Протасова. Рис. карандашом В. А. Жуковского. 1811 г. – источник иллюстрации: Русские деятели в портретах, изд. редакцией исторического журнала "Русская старина": 2-е собрание. – СПб., 1886. (вернуться)

 
Субботнее собрание у В. А. Жуковского. 1834–1836.
Картина работы А. Н. Мокрицкого, Г. К. Михайлова и других художников школы А. Г. Венецианова.
На картине изображен большой кабинет Жуковского в Шепелевском дворце. Присутствуют Пушкин, Гоголь, Глинка, Крылов, Кольцов и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика