Невыразимое (Отрывок). Жуковский В. А.
Литература
 
 Главная
 
Портрет В.А. Жуковского
работы П. Ф. Соколова. Конец 1820-х гг.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ
(1783 – 1852)
 
НЕВЫРАЗИМОЕ
(Отрывок)
[1]
 
Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть ее изобразила?
Едва-едва одну ее черту
С усилием поймать удастся вдохновенью...
Но льзя ли в мертвое живое передать?
Кто мог создание в словах пересоздать?
Невыразимое подвластно ль выраженью?..
Святые таинства, лишь сердце знает вас.
Не часто ли в величественный час
Вечернего земли преображенья,
Когда душа смятенная полна
Пророчеством великого виденья
И в беспредельное унесена, –
Спирается в груди болезненное чувство,
Хотим прекрасное в полете удержать,
Ненареченному хотим названье дать –
И обессиленно безмолвствует искусство?
Что видимо очам – сей пламень облаков,
По небу тихому летящих,
Сие дрожанье вод блестящих,
Сии картины берегов
В пожаре пышного заката –
Сии столь яркие черты –
Легко их ловит мысль крылата,
И есть слова для их блестящей красоты.
Но то, что слито с сей блестящей красотою –
Сие столь смутное, волнующее нас,
Сей внемлемый одной душою
Обворожающего глас,
Сие к далекому стремленье,
Сей миновавшего привет
(Как прилетевшее внезапно дуновенье
От луга родины, где был когда-то цвет,
Святая молодость, где жило упованье),
Сие шепнувшее душе воспоминанье
О милом радостном и скорбном старины,
Сия сходящая святыня с вышины,
Сие присутствие создателя в созданье –
Какой для них язык?.. Горе́ душа летит,
Все необъятное в единый вздох теснится,
И лишь молчание понятно говорит.
1819


Источник: Жуковский В. А. Собрание сочинений в четырёх томах. – М., Л.: ГИХЛ, 1959. – Т. 1. Стихотворения. – С. 336–337
 

1. «Невыразимое (Отрывок)» – написано В. А. Жуковским во второй половине августа 1819 г. Напечатано впервые в альманахе «Памятник отечественных муз, изданный на 1827 год Борисом Федоровым», СПб., 1827. с заглавием: «Невыразимое», без подзаголовка и с примечанием от издателя, что стихи написаны за несколько лет до напечатания.
Датируется: 6 июня – конец июня 1819 г.
Одна из особенностей жанра отрывка: авторское указание на стилизованную фрагментарность в названии, выраженное пометами «отрывок».
Вершина жанра отрывка – стихотворение В. Жуковского «Невыразимое (Отрывок)». К жанру отрывка относятся лирические стихотворения, имеющие в названии указание на стилизованную фрагментарность: «Невыразимое (Отрывок)» В. Жуковского, «Осень (Отрывок)» А. Пушкина, «Партизан (Отрывок)» Д. Давыдова, «Рассказ духа (Отрывок)» А. Майкова и др.
«Невыразимое» первоначально входило в состав обширного послания «Государыне Императрице Марии Федоровне», своеобразного «Первого отчета о луне». Оно являлось финалом первой части и следовало после 34-й строфы. По своему содержанию оно завершало ряд описаний павловской природы, выражая момент наивысшего напряжения лирического чувства восхищения природой и раздумий о тайне ее величия. Завершив работу над этой частью послания, Жуковский пронумеровал черными чернилами 5-строчные строфы (с 1-й по 44-ю), считая будущее «Невыразимое» органической частью единого текста.
Работа над посланием «Государыне Императрице Марии Федоровне» была продолжена после вычеркивания текста: Жуковский начинает строкой: «Еще прекрасная меня одна картина ждет!» – и далее нумерует текст уже с 35-й строфы. Вычеркнутый текст 35–44-й строф получает статус самостоятельного «отрывка» и заглавие: «Невыразимое».
Первая часть послания с «Невыразимым» в его составе, до постскриптума, была написана в июне 1819 г. Поэтому можно считать, что вся работа над «Невыразимым» происходила в июне 1819 г. (начиная с 6-го).
Подзаголовок «Отрывок», внесенный при публикации текста «Невыразимого» (Стихотворения Василия Жуковского: В 9 т. 4-е изд., испр. и умнож. СПб.: Изд-во А. Ф. Смирдина, 1835–1844), имел двойной смысл. Во-первых, «Невыразимое» было частью, отрывком из послания «Государыне Императрице Марии Федоровне». Во-вторых, подзаголовок имел й жанровый смысл, связанный с эстетикой фрагмента, выражающей принцип вечной устремленности и движения к идеалу. В тексте «Невыразимого» Жуковский осуществляет принцип «vergängliche Mosaik», синтезируя и контаминируя мотивы, идеи немецких поэтов-романтиков и философов-идеалистов, среди которых близкими поэту и достоверными «источниками» его рефлексии называются Шеллинг, Ф. Шлегель, Гофман, Фихте, Жан Поль, Тик и Вакенродер. Само «прилагательное "невыразимый" является постоянным определением мистического переживания» у поэтов-романтиков.
Одический тон повествования в «Невыразимом», возможно, обусловлен влиянием творчества Байрона, которым Жуковский, по свидетельству А. И. Тургенева, «зачитывался» летом 1819 г.
«Невыразимое» является манифестом русского романтизма. Символико-метафорический строй стихотворения, музыкальная структура повествования в определении того, что невозможно выразить словами, поиск новых средств лирической образности – все это определило поиски в области особого языка для выражения идей романтического универсализма.
Темы и образы «Невыразимого», эстетическое и философское содержание, заключенное в стихотворении, получат развитие в прозаических опытах поэта: его письмах-статьях «Рафаэлева мадонна» и «Путешествие по Саксонской Швейцарии».
Непосредственное поэтическое и философское развитие «Невыразимого» продолжит в своей лирике Ф. И. Тютчев («Не то, что мните вы, природа...», «Silentium!») и символисты. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика