Жизнь и творчество И. С. Тургенева. «Записки охотника» и их место в русской литературе
Литература
 
 Главная
 
Портрет И.С. Тургенева
работы К.А. Горбунова. 1872.
 
Иллюстрация В. А. Табурина
к рассказу И.С. Тургенева
«Живые мощи». 1890-е.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 – 1883)

8 ЧАСОВ

10 класс[1]


Урок 101. И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе

Урок 102. И. С. Тургенев — создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»

Урок 103. Духовный конфликт поколений и мировоззрений в романе «Отцы и дети»

Урок 104. «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

Урок 105. Любовь в романе «Отцы и дети»

Урок 106. Анализ эпизода «Смерть Базарова»

Уроки 107-108*. Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети»[2]


УРОК 101
«Вся моя биография — в моих сочинениях»[3]

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество
(с обобщением ранее изученного).
«Записки охотника» и их место в русской литературе.


В лекцию учителя о Тургеневе могут быть включены сообщения десятиклассников об отдельных страницах жизни и творчества писателя. В этой работе поможет книга для учащихся Ю. В. Лебедева «Тургенев» из серии «Биография писателя» (М., 1990).

Основные положения лекции

Страница первая — «Мать».

Трудное детство и юность матери Варвары Петровны Лутовиновой, постоянное ощущение зависимости и в то же время незаурядный ум и большие способности. Сильная воля, гордость, стремление к независимости в атмосфере отсутствия любви превращались в желание властвовать, распоряжаться судьбами людей. Женщина с тяжелым, деспотичным, капризным характером была одаренной и по-своему обаятельной. По отношению к троим сыновьям — заботливая и нежная, но это не мешало ей тиранить их и наказывать по любому поводу.

Черты матери узнаваемы в барыне из рассказа «Муму», Глафире Петровне из романа «Дворянское гнездо», властной бабушке из повести «Пунин и Бабурин». Дневник матери, обнаруженный после смерти, потряс Тургенева. Всю ночь не мог заснуть, думал о ее жизни: «Какая женщина!.. Да простит ей Бог все! Но какая жизнь!»

Страница вторая — «Несколько слов о любви».

Может быть, именно от матери сформировались противоречия Тургенева в отношении к женщине: поклонение «прекрасной половине человечества» и непреодолимое неприятие семьи, брака, стабильного «мещанского счастья». Этим объясняется странная любовь к Полине Виардо (Мишель Фернанд Паулина Гарсиа).

Красота голоса 22-летней певицы в роли Розины из «Севильского цирюльника» Дж. Россини покорила Тургенева. В письме к ней читаем: «Ах, мои чувства к Вам слишком велики и могучи. Я не могу больше жить вдали от Вас, я должен чувствовать Вашу близость, наслаждаться ею; — день, когда мне не светили Ваши глаза, — день потерянный!» Ее обликом навеяно стихотворение в прозе «Стой!», которое может быть прочитано на уроке.

Страница третья — «Отец».

Первая встреча с истинной любовью у Тургенева безответная. Ему предпочли другого. «Другим» оказался отец будущего писателя Сергей Николаевич. Сын не возненавидел отца, а в повести «Первая любовь» изобразил его «трепетно и влюбленно».
(В лекцию можно включить краткое сообщение ученика о проблематике и поэтике повести «Первая любовь» с обобщением ранее изученного.)

Страница четвертая — «Впечатления детства».

Любимое Спасское. Старый усадебный сад, где секретарь матери Федор Иванович Лобанов учил его грамоте, громадный барский особняк в 40 комнат, огромнейшая библиотека и мальчик, рано задумывающийся о жизни, остро чувствующий боль и глубоко понимающий красоту.
(Здесь возможен показ видеоматериалов о Спасском-Лутовинове или заочная экскурсия по усадьбе Тургеневых.)

Страница пятая — «Первое произведение».

Литературную деятельность Тургенев начинает как поэт. 1843 г. — создана поэма «Параша». Здесь все тургеневское, это заявка на свой стиль, первые наброски образа «тургеневской девушки».
(Можно прочитать вслух несколько отрывков из поэмы или стихов о любви, посвященных Татьяне Бакуниной.)

Страница шестая — «Записки охотника».

1852 г. — Тургенев пишет некролог на смерть Гоголя и печатает «Записки охотника» (рассказы отдельно печатались в «Современнике» с 1841 по 1851 г.). За эти публикации и «нарушение цензурных правил» «по высочайшему повелению» Тургенев был арестован и выслан в Спасское-Лутовиново до ноября 1853 г.

«Обвинительный акт крепостничеству» — так назвал Герцен «Записки охотника». Рассказы разноплановы. Это повествование о величии и красоте русского народа, о его положении под гнетом крепостничества, о пагубном влиянии крепостного права на человека, о прекрасной русской природе.

Загадочным сфинксом видит Тургенев русского мужика. «Да, то ты, Карп, Сидор, Семен, ярославский, рязанский мужичок, соотчич мой, русская косточка! Давно попал ты в сфинксы?» — спрашивает он в стихотворении в прозе «Сфинкс». (Следует обобщить информацию о рассказах из «Записок охотника», изученных в основной школе и прочитанных самостоятельно, например «Бежин луг», «Бирюк», «Хорь и Калиныч», «Певцы», «Живые мощи» и др., вспомнить особенности их содержания и формы.

Возможно и сообщение заранее подготовленного учащегося о сборнике «Записки охотника», его содержании, структуре, проблематике и поэтике.)

Страница седьмая — «Либералы».

Большая дружба связывала Тургенева с «Современником», он тяжело переживал разрыв с ним. (О причинах разногласий с редколлегией журнала, романе «Накануне», статье Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» расскажет учитель или прозвучит сообщение учащегося.)

Следует подчеркнуть, что Тургенев — либерал 1840-х гг. В 1860-е гг. это был уже другой либерализм. «Это слово „либерал“ в последнее время несказанно опошлилось, и не без причины... Кто им, подумаешь, не прикрывался! Но в наше, в мое молодое время... слово „либерал“ означало протест против всего темного и притеснительного, означало уважение к науке и образованию, любовь к поэзии и художеству и, наконец, — пуще всего означало любовь к народу».

Страница восьмая — «Последние годы».

В 1880-е гг., умирая на чужбине от тяжелой болезни, томясь по Родине, Тургенев писал Я. Полонскому: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу — родине поклонитесь, которой я уже, вероятно, никогда не увижу». Скончался Тургенев 22 августа 1883 г., покоится в русской земле на Волковом кладбище в Петербурге. Его поэтическим завещанием, обобщившим философские размышления о жизни, стали «Стихотворения в прозе».

(Следует вспомнить изученные ранее «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» и прочитать некоторые стихотворения в прозе о вечных проблемах бытия: любви, смерти, творчестве, отношении к Родине, например «Деревня», «Старуха», «Путь к любви», «Воробей», «Мы еще повоюем!», «Роза» и др. (по выбору учителя).)

Итог урока.

Сложность жизни И. С. Тургенева нашла отражение в его творчестве, где герои, как правило, несчастны, их характеры противоречивы, сильны и красивы.

Писатель стремился показать нравственных людей. Об этом писал в некрологе М. Е. Салтыков-Щедрин: «Тургенев был человек высокоразвитый, убежденный и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов... он является прямым продолжателем Пушкина и других соперников в русской литературе не знает. Так что, ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал „добрые чувства“, то же самое и с такою же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев. Это были не какие-нибудь условные „добрые чувства“... но те простые, всем доступные общечеловеческие „добрые чувства“, в основе которых лежит глубокая вера в торжество света, добра и нравственной красоты».



УРОК 102
«И даль свободного романа...»[4]

И. С. Тургенев — создатель русского романа.
Проблематика и поэтика одного из романов писателя.
История создания романа «Отцы и дети».


Задачи урока —
выявить особенности жанра романа и причины его развития в середине XIX в.,
проследить развитие жанра романа в творчестве Тургенева.

«Роман возник в ту эпоху, когда все гражданские, общественные, семейные и вообще человеческие отношения сделались бесконечно многосложны и драматичны; жизнь разбежалась в глубину и в ширину в бесконечном множестве элементов», — писал Белинский.

Особенности романной формы — крупная форма (большое количество действующих лиц, большой интерес к обстоятельствам человеческой жизни, большая экспозиция, отсутствие ограничения во времени и пространстве), но художественная завершенность.

Вопросы для фронтальной беседы

1. Какого героя ищет Тургенев, обращаясь к жанру романа? (Писатель ищет нового героя, но вначале опирается на традиции изображения «лишнего человека». Таков Рудин, который так и не нашел настоящего дела.)

«Онегин сменился Печориным, Печорин — Бельтовым и Рудиным. Мы слышали от самого Рудина, что время его прошло, но он не указал нам никого, кто бы заменил его, и мы еще не знаем, скоро ли дождемся ему преемника», — писал Чернышевский. Таков и Лаврецкий в романе «Дворянское гнездо», страдающий от неустроенности и одиночества.

Таков и герой романа «Накануне» Инсаров, который так и не доехал до своей Родины, чтобы вступить в борьбу за ее освобождение.

2. Почему герои трех первых романов не смогли применить свои силы? Как меняется образ нового героя от романа к роману? («Тогда в литературе явится полный, резко и живо очерченный образ русского Инсарова» (Добролюбов). Таким героем станет Базаров.)

3. Какова обстановка в стране в момент написания романа? (Реформы; арест Чернышевского, Писарева; развитие науки — Бутлеров, Сеченов, Менделеев; обострение противостояния социальных сил.)

4. В чем смысл заглавия романа? (Смысл двойной: социально-исторический (противостояние двух общественных сил) и общечеловеческий (семейный).)

Упоминание о романе впервые встречается в письме к Е. Е. Ламберт (1860).

В истории создания романа выделяют три этапа написания:
1) август 1860 — август 1861 — создание основного текста;
2) конец сентября 1861 — январь 1862 — «перепахивание романа», внесение многочисленных поправок, вызванных изменениями политической обстановки;
3) февраль — сентябрь 1862 — подготовка романа к печати.
Итог — 238 листов убористого тургеневского почерка.

Из-за разрыва с «Современником» роман напечатан в журнале М. Н. Каткова «Русский вестник».

5. Что хотел показать в романе Тургенев? Каков его замысел? (Писатель хотел показать подъем революционно-демократического движения, новый, нарождающийся в результате этого движения тип — нигилизм; подвергнуть критике моральные качества нигилистов, в частности самомнение; представить конфликт двух сил: новых (нигилистов) и старых (консерваторов и либералов); остановиться на проблемах семьи.)

6. Чем объясняется центральное положение Базарова в романе? Каковы его прототипы? (Тургенева упрекали в нежизненности образа Базарова, но сам автор говорил, что для него важно наблюдение над «живым лицом».)

В статье «По поводу „Отцов и детей“» читаем: «...в основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. В этом человеке воплотилось — на мои глаза — то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма». По мнению исследователей творчества И. С. Тургенева, в основе — черты нескольких «живых лиц»:

— Доктор Д. — уездный врач Дмитриев. «Без уездного врача Дмитриева не было бы Базарова» (Тургенев).
— Молодой русский врач, встретившийся Тургеневу в поезде во время поездки в Германию.
— Молодой доктор, с которым Тургенев познакомился в вагоне Николаевской железной дороги.
— Молодой провинциальный врач, сосед по имению, Виктор Иванович Якушкин. (Версия Н. Чернова.)
— Черты представителей революционной демократии: Чернышевского, Добролюбова.
— Черты Белинского, которому посвящен роман.

Итог урока.

Появление романа на русской почве вызвано временем, которое требовало исследования всех сторон жизни, так как она не устраивала прогрессивно настроенных людей.

Тургенев внес большой вклад в развитие романной формы. Не случайно даже появилось определение «тургеневский роман». Можно говорить о Тургеневе и как о создателе русского романа. Романы писателя — это поиск героя и возможных путей развития общества.

Следующие уроки: Урок 103. Духовный конфликт поколений и мировоззрений в романе «Отцы и дети» >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. Тургенев И. С. Цит. по: Бродский Н. Л. И. С. Тургенев в воспоминаниях современников и его письмах. — М., 1924. (вернуться)

4. Пушкин А. С. Евгений Онегин // А. С. Пушкин. Сочинения. — М., 1948. — С. 370. (вернуться)

 
Л. Н. Ваксель. Попечитель С.-Петербургского учебного округа М. Н. Мусин-Пушкин сжигает "Записки охотника" И. С. Тургенева. 1852
На рисунке – писатель в охотничьем костюме, скрестив на груди руки, с кандалами на ногах, стоит перед Мусиным-Пушкиным, одним из яростных реакционеров "мрачного семилетия" при Николае I. Попечитель показывает на острог. В руках у Мусина-Пушкина – отобранные у писателя ружье и рукописи.
За спиной Тургенева жандарм изымает из охотничьей сумки листки рукописей, заготовленные для новых его антикрепостнических произведений, здесь же – костер, на котором сжигают экземпляры первого отдельного издания "Записок охотника". В левом нижнем углу рисунка – характерная ремарка: кошка, сжимающая в лапах соловья.
В карикатуре Льва Вакселя, близкого приятеля Тургенева, выразилось мнение современников о том, что истинным поводом для ареста писателя 28 апреля 1852 года были "Записки охотника", в которых цензура усмотрела критику крепостного права, а его статья о Гоголе стала лишь удобным предлогом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика