Любовь в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Портрет И.С. Тургенева
работы К.А. Горбунова. 1872.
 
Фенечка с ребёнком.
Иллюстрация К. И. Рудакова
к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 – 1883)

8 ЧАСОВ

10 класс[1]


Урок 101. И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе

Урок 102. И. С. Тургенев — создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»

Урок 103. Духовный конфликт поколений и мировоззрений в романе «Отцы и дети»

Урок 104. «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

Урок 105. Любовь в романе «Отцы и дети»

Урок 106. Анализ эпизода «Смерть Базарова»

Уроки 107-108*. Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети»[2]


УРОК 105
«За невлюбленными людьми любовь идет, как привиденье»[3]

Любовь в романе «Отцы и дети».

Задача урока —

рассмотреть четыре любовных сюжета, четыре взгляда на эту проблему:
любовь Павла Петровича к княгине Р.,
любовь Базарова к Одинцовой,
любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке.

Целесообразнее работать на уроке в группах.

Группа 1.
Павел Петрович и княгиня Р.


1. Работая над лексикой VII главы, покажите, как изменился Павел Петрович после смерти княгини Р.

2. Найдите ключевые слова, характеризующие княгиню Р. Подтвердите неопределенность и загадочность героини. Как образ княгини Р. раскрывает характер Павла Петровича? Как любовь Павла Петровича к княгине Р. помогает понять образ Базарова?

3. Используя текст XXIV главы, объясните, почему Павел Петрович интересовался Фенечкой.

Вывод.

Эта любовь — любовь-наваждение, которая «сломала» жизнь Павла Петровича, после смерти княгини он уже не мог жить по-прежнему. Эта любовь не принесла людям ничего, кроме муки.

Группа 2.
Николай Петрович и Фенечка.


1. Расскажите историю Фенечки, выделите основные черты этой героини. Какова композиционная роль этого образа?

2. Сравните переживания Николая Петровича (конец VIII главы) с переживаниями Павла Петровича.

3. Сопоставьте любовь братьев. Что общего и в чем разница в их чувствах? Какую роль играют любовные истории братьев в понимании образа Базарова?

Вывод.

Любовь Николая Петровича и Фенечки естественна и проста. Если отношения Павла Петровича и княгини Р. не могли воплотиться в брак, семью, они напоминали костер, который вспыхнул, а потом долго тлели угли, то отношения Николая Петровича и Фенечки — это прежде всего семья, сын. Их любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.

Группы 3 и 4.
Базаров и Одинцова.


1. Используя текст VII, XIV и XVII глав, охарактеризуйте отношение Базарова к женщине.

2. Наблюдая за лексикой XIV, XV, XVI глав, проследите, как незаметно меняется Базаров, как постепенно исчезает цинизм, появляется смущение. Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки.

3. Расскажите об Одинцовой, докажите, что она могла бы понять Базарова. Почему не могла «состояться» любовь героев? Докажите свое мнение, используя текст XVI и XVIII глав. Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову?

4. Сравните две сцены объяснения Базарова — поздним вечером и днем (главы XVII, XVIII). Почему объяснение произошло днем, когда уже не было того очарования ночи, которое «вливается в душу и заставляет ее трепетать»? Охарактеризуйте поведение Базарова после объяснения. «Растоптала» ли любовь Базарова?

5. Чем сходны и чем различаются любовные ситуации Базарова и Павла Петровича?

6. Какова идейно-композиционная роль образа Фенечки для понимания характеров Базарова и Павла Петровича?

Вывод.

Любовь-страсть Базарова раздваивает его душу, показывая, что этот грубый, циничный нигилист может быть романтиком. Любовь Базарова на первый взгляд похожа на любовь Павла Петровича, она тоже не состоялась, но любовь не «растоптала» Базарова, после объяснения он с головой уходит в работу. Критики П. Г. Пустовойт и А. Г. Цейтлин считают, что любовь «низводит» Базарова с пьедестала. Если согласиться с этой точкой зрения, то тогда Базаров и Павел Петрович похожи. Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.

Группа 5.
Аркадий и Катя.


1. Проследите по тексту, как относится Аркадий к Анне Сергеевне Одинцовой (глава XIV). Зачем в романе показана влюбленность Аркадия в Анну Сергеевну?

2. Докажите текстом, что Аркадий меняется («возвращается» к себе истинному) под влиянием Кати (главы XXV, XXVI).

3. Какова идейно-композиционная роль образа Кати?

Вывод.

Земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся любовь без бурь и потрясений, которая естественно перейдет в брак, напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки. Таким образом, в отношении к любви отец и сын похожи.

Итог урока.

Четыре любовные истории помогают глубже увидеть характер героев и отношение к ним автора.

К тому же они тоже раскрывают проблему «отцов» и «детей», сближая Аркадия с отцом, а Базарова с Павлом Петровичем.

Автор показывает сурового нигилиста Базарова человеком, умеющим любить. Здесь борются герой (тип) и человек. И побеждает человек, перешагивая через ограниченный нигилизм, так как нигилизм — это порождение разума, а любить можно только сердцем.



УРОК 106
«Умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать великий подвиг»[4]

Анализ эпизода «Смерть Базарова».

Последние страницы романа, посвященные смерти главного героя, — самые важные.

По словам Д. И. Писарева: «Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова... Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось бы что-нибудь более замечательное».

Тургенев вспоминает: «Я однажды прогуливался и думал о смерти. Вслед за тем передо мной возникла картина умирающего человека. Это был Базаров. Сцена произвела на меня сильное впечатление, и затем начали развиваться остальные действующие лица и само действие».

Приступая к анализу образа Базарова в финальной сцене,
следует разобраться в трех вопросах:

1. Почему Тургенев так завершает жизнь Базарова? («Фигура... обреченная на погибель». Здесь уместно вспомнить взгляды Тургенева на природу и взаимоотношения человека и природы, а также его отношение к революции, к революционному разрушению и насилию.)

2. Как писатель показывает героя в момент смерти? («Когда я писал заключительные строки „Отцов и детей“, я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись», — писал автор. В последних сценах Тургенев любит Базарова и показывает его достойным восхищения.)

3. Как Тургенев приводит своего героя к смерти?

Работа на уроке проходит в основном на материале XXVII главы, но с обращением к предыдущим главам.

Вопросы и задания для беседы

1. Почему Тургенев приводит героя к смерти? Как в этом отражаются взгляды писателя?

2. Как в столкновении с окружающими героями растет одиночество Базарова? Почему не может быть понимания с «отцами»? Почему «уходит» Аркадий? Почему невозможна любовь с Одинцовой?

3. Как складывается отношение Базарова с народом, той силой, которую чувствует герой, ради кого он готов жертвовать собой? Сравните отношения дворовых в Марьине и отношения мужиков в имении Базарова. Охарактеризуйте эпизод «Разговор с мужиками», отметив «подыгрывание» мужиков барину. Что мы впервые замечаем в характере Базарова после разговора с мужиками?

4. Наблюдая за поведением Базарова, проследите, как проявляется в нем ощущение одиночества.

5. Какова причина смерти героя и ее символический смысл? Как ведет себя Базаров? Почему он скрывает от родителей свое состояние? Как относится к смерти и как борется с болезнью?

6. Почему герой отказывается от исповеди, зная, что все равно умрет? Почему при этом, оставшись верным своим убеждениям, просит позвать Одинцову? Почему перед смертью Базаров говорит так красиво, как никогда не говорил, т. е. изменяет своим принципам?

7. В чем символический смысл смерти Базарова? Что символизирует описание кладбища с могилой Базарова?

8. Почему Тургенев на последней странице романа называет природу «равнодушной», а жизнь «бесконечной»?

Итог урока.

Перед лицом смерти в Базарове исчезло все внешнее, наносное и осталось самое главное: цельная, убежденная натура, способная к прекрасному чувству, к поэтическому восприятию мира.

Однако в смерти героя отразилось неверие Тургенева в молодое революционное поколение. Среди друзей писателя было много революционных демократов. Совсем не случайно и роман посвящен В. Белинскому. Но будучи либералом по убеждениям, Тургенев не приветствовал насильственного решения проблем времени. Поэтому как ни силен Базаров, он все же обречен на гибель.

Следующие уроки: Уроки 107-108*. Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети» >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. См.: Мориц Ю. «За невлюбленными людьми любовь идет как привиденье...» // Ю. Мориц. Огромный собачий секрет. — М., 1998. (вернуться)

4. Писарев Д. И. Базаров // И. С. Тургенев. Отцы и дети. — М., 2005. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика