|
Как в лирике А.С. Пушкина соотносятся темы жизни и смерти? |
|
«Если в русской поэзии было когда-нибудь Возрождение, то оно выразилось в одном поэте — Пушкине», — отмечал Н. Бердяев. У Пушкина нет никакой
разработанной философской концепции; его философия — это миропонимание, мировоззрение, нашедшее свое воплощение в стихах. Пафос пушкинских стихов
всегда жизнеутверждающий.
Так для юности характерно упоительное ощущение молодости, силы, желания наслаждаться ими. Из всех философов студенты выбирают Эпикура с его лозунгом:
«Живи сегодняшним днем!» Жизнь ценна, пока мы молоды, пока души полны огня, желаний. Между юностью и жизнью ставится знак равенства («Мы ж утратим
юность нашу / Вместе с жизнью дорогой»).
Но уже в 1820 году Пушкин по-новому осмыслит минувшую пору ранней юности в стихотворении «Мне вас не жаль, года весны моей». «Не жаль», казалось
бы, все приметы юности: «мечты, любви напрасной», «таинства ночей», «неверные друзья», «изменницы младые» — все, что составляло до сих пор смысл
жизни. Но рефреном повторяемые строки «мне вас не жаль» объясняют, что жаль не времени, потраченного бездумно, но самого бездумья.
«Придите вновь, года моей весны!» — призывает автор.
1823 год — время психологического и творческого перелома Пушкина. Образ жизненного пути представляется безотрадным. В стихотворении «Телега жизни»,
которое представляет собой развернутую метафору, автор отражает свои мысли в древних образах-символах: жизнь — путь, молодость — утро, зрелость — день,
старость — вечер, смерть — ночь. Жизненный путь — бессмысленное движение из небытия в небытие, не зависящее от воли человека.
1830 год — значимый в судьбе Пушкина. Поэт высказывает в стихотворении «Элегия» свою «формулу жизни»: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».
Вот цель и смысл жизни. Жизнь не в веселье, ибо:
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Жизнь — это труд, бесконечная работа мысли, духа, тогда возможны минуты истинного счастья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь...
Время идет, и снова переосмысливается понятие счастья. Теперь уже высшие ценности бытия — покой и воля (1834 год «Пора, мой друг, пора!»).
И наконец, в стихотворении «Памятник» сформулировано кредо, подведены итоги жизни, обретена гармония:
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Так соединились в его сознании жизнь, смерть, бессмертие.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|