|
|
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ |
|
Направления итогового сочинения 2022 [ 1] |
|
«ЧЕЛОВЕК ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ: ДОРОГА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
«ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ — СПАСЕНИЕ, ВЫЗОВ ИЛИ ТРАГЕДИЯ?»
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ — ВЕЧНАЯ ТЕМА»
«"КНИГА (МУЗЫКА, СПЕКТАКЛЬ, ФИЛЬМ) — ПРО МЕНЯ»
«КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО? — ВОПРОС ГРАЖДАНИНА»
Официальные комментарии по направлениям итогового сочинения 2022
Комментарий к открытым тематическим направлениям
итогового сочинения 2021/22 учебного года
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях
во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога
может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает
практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть
путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут
импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов
пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития
технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический
прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе
к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести,
стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как
ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата
названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание»
Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное
или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения.
Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника,
актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных
текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г.
Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье
и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования
общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский
кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы
и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию. |
|
Примерный
список литературы для чтения |
|
Для подготовки к итоговому сочинению 2022 |
|
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
Н. В. Гоголь «Мертвые души»
Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»
Ч. Айтматов «И дольше века длится день»
Маленькие произведения:
А. П. Платонов "Неизвестный цветок"
А. П. Платонов "Юшка"
К. Г. Паустовский "Телеграмма"
В. П. Астафьев "Васюткино озеро"
Ф. Браун "Приказ есть приказ"
О. Генри "Мишурный блеск"
О. Генри "Дороги, которые мы выбираем"
Д. Джойс «Эвелин»
Э. Форстер "По ту сторону изгороди"
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Н. Г. Чернышевский «Что делать?»
М. А. Шолохов «Поднятая целина»
М. А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита»
Е. И. Замятин «Мы»
В. Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
Ж. Верн «Вверх дном»
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Вельд»
Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой»
Г. Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка»
Маленькие произведения:
В. Шукшин "Микроскоп"
Л. С. Петрушевская «Гигиена»
М. Гелприн "Свеча горела"
Р. Брэдбери "Убийца"
Р. Брэдбери "И грянул гром"
Р. Брэдбери "Все лето в один день"
Р. Брэдбери "И все-таки наш"
У. Эко "Оно"
Р. Шекли "Лавка миров"
3. Преступление и наказание — вечная тема
А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Дубровский», «Каменный гость»
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня про купца Калашникова»
Н. Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Шинель»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
А. Н. Островский «Гроза»
Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
И. С. Тургенев «Муму»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
А. Фадеев «Разгром»
Эдгар По «Сердце-обличитель»
Маленькие произведения:
Л. Андреев "Предстояла кража"
А. М. Горький "Челкаш"
А. П. Чехов "Злоумышленник"
О. Генри "Родственные души"
П. Мериме "Маттео Фальконе"
Р. Матесон "Кнопка, кнопка"
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Н.В. Гоголь «Портрет»
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Л. Н. Толстой «Анна Каренина»
А. И. Куприн «Тапер», «Гранатовый браслет»
Н. А. Островский «Лес»
М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
А. П. Чехов «Чайка», «Ионыч»
А. М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»
Л. Андреев. «Иуда Искариот»
А. Грин «Алые паруса», «Зелёная лампа»
М. А. Шолохов «Судьба человека»
А. Н. Толстой «Русский характер»
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (письма «Большое в малом», «Самое большое», «Самая большая ценность жизни»)
О. А. Громова «Сахарный ребёнок»
Ю. Кузнецова «Помощница ангела»
Маленькие произведения:
Н. Тэффи "Мой первый Толстой"
М. Гелприн "Свеча Горела"
О. Генри "Последний лист"
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
Н. В. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Н. С. Лесков «Левша»
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
И. А. Гончаров «Обломов»
М. Салтыков-Щедрин «История одного города»
А. Н. Островский «Гроза»
А. П. Чехов «Человек в футляре»
В. В. Маяковский «Прозаседавшиеся»
М. А. Шолохов «Тихий Дон»
Маленькие произведения:
М. Е. Салтыков-Щедрин "Добродетели и пороки"
Л. Н. Толстой "Три вопроса"
А. П. Чехов "В аптеке"
А. П. Чехов "Размазня"
А. П. Чехов "Темнота"
А. П. Платонов "Юшка"
В. М. Шукшин "Обида" |
_______________ |
Направления итогового сочинения 2021 [ 1] |
|
«ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ»
«Я И ДРУГИЕ»
«ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН»
«РАЗГОВОР С СОБОЙ»
«МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ: ПОРТРЕТ МОЕГО ПОКОЛЕНИЯ»
Официальные комментарии по направлениям итогового сочинения 2021
Комментарий к открытым тематическим направлениям
итогового сочинения 2020/21 учебного года
1. Забвению не подлежит
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях,
достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой
цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого
и его славных страницах.
Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
2. Я и другие
При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам
взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах
возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми.
Собственный жизненный опыт,
а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.
3. Время перемен
В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека
и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных
и культурных изменений.
На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику,
научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.
4. Разговор с собой
Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает
сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ,
осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных
и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости
самопознания и самосовершенствования.
Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях,
жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего
мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире.
О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный
характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.
|
|
Примерный
список литературы для чтения |
|
Для подготовки к итоговому сочинению 2021 |
|
1. Забвению не подлежит
А. А. Ахматова «Реквием»
А. А. Блок «Двенадцать»
В. В. Маяковский «Во весь голос»
В. Тендряков «Хлеб для собаки»
Ч. Айтматов «И дольше века длится день...»
В. Распутин «Прощание с Матерой»
В. Астафьев «Затеси»
В. Распутин «Прощание с Матёрой»
Б. Васильев «В списках не значился»
Б. Васильев «Завтра была война»
Е. Водолазкин «Дом и остров»
Э. Веркин «Облачный полк»
2. Я и другие
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
А. С. Пушкин «Медный всадник»
Ф. М. Достоевский «Кроткая»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
С. А. Есенин «Письмо к женщине»
В. Тендряков «Хлеб для собаки»
В. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана»
В. Распутин «Прощание с Матёрой»
Б. Васильев «В списках не значился»
Б. Васильев «Завтра была война»
Е. Водолазкин «Дом и остров»
Е. Водолазкин «Сестра четырёх»
Е. Чижова «Крошки Цахес»
Я. Вагнер «Вонгозеро»
Э. Веркин «Герда»
Э. Веркин «Облачный полк»
Исигуро Кадзуо «Не отпускай меня»
3. Время перемен
Е. Водолазкин «Сестра четырёх»
Я. Вагнер «Вонгозеро»
Э. Веркин «Герда»
Исигуро Кадзуо «Не отпускай меня»
4. Разговор с собой
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
А. С. Пушкин «Медный всадник»
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Л. Н. Толстой «После бала»
А. А. Ахматова «Реквием»
С. А. Есенин «Сорокоуст»
С. А. Есенин «Письмо к женщине»
А. А. Блок «Двенадцать»
В. В. Маяковский «Во весь голос»
В. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана»
В. Распутин «Прощание с Матёрой»
Е. Чудинова "Мечеть Парижской Богоматери"
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Л. Н. Толстой «После бала»
Ф. М. Достоевский «Кроткая»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
С. А. Есенин «Черный человек»
С. А. Есенин «Письмо к женщине»
А. А. Блок «Двенадцать»
В. В. Маяковский «Во весь голос»
В. Тендряков «Хлеб для собаки»
В. Астафьев «Затеси»
В. Астафьев «Царь-рыба»
В. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана»
Е. Водолазкин «Сестра четырёх»
Е. Чижова «Крошки Цахес»
Я. Вагнер «Вонгозеро»
Э. Веркин «Герда»
|
|
1. Сами темы сочинений становятся известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.
Результатом итогового сочинения (изложения) может быть «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного
экзамена допускают только выпускников, получивших «зачет».
Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение
литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям и трем критериям («зачет» по критериям № 1 и № 2 —
в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).
На написание сочинения дается 3 часа 55 минут. Объем сочинения должен составлять 350 слов и более. ( вернуться) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|