|
Согласны ли вы с утверждением,
что тема свободы — главная в лирике Пушкина? |
|
Понятие «свобода» нельзя определить однозначно — это и социальная, и политическая, и философская, и морально-этическая категория. И на разных
уровнях своего развития человек по-новому определяет для себя содержание этого слова. Слово «свобода» и близкие по смыслу слова «вольность»,
«воля» — ключевые слова пушкинского «словаря». В стихах 1817-1819 гг. свобода становится предметом воспевания («хочу воспеть Свободу миру»).
В социально-философской оде «Вольность» лирический герой скорбит и негодует, потому что на троне восседает «неправедная Власть». Тираноборческий пафос
сливается с обращением к разуму монархов. Пушкин завершает оду поучением-призывом:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Гуманистический идеал гармоничного общества, живущего под властью Закона, проповедуется Пушкиным и в стихотворении «Деревня». В этом произведении,
построенном на антитезе, противопоставляется высшая гармония, царящая в природе, дикости социальных взаимоотношений.
В лирике Пушкина периода южной ссылки одним из ведущих стал мотив личной свободы. В романтической аллегории «Узник» свобода — это вольная жизнь
за пределами «темницы сырой». К этой жизни узника зовет его «грустный товарищ, махая крылом». Поэтическим итогом размышлений Пушкина-романтика
о свободе стало стихотворение «К морю». «Свободная стихия» не аллегория, а емкий символ свободы, символ любой природной и человеческой стихии.
В конце 1820-1830 гг. Пушкин приходит к пониманию свободы как личной независимости, «достоинства личного». Свобода для поэта – это свобода иметь
свое собственное мнение об обществе, об историческом прошлом своего народа, это «никому / Отчета не давать, себе лишь самому / Служить и угождать»,
это «по прихоти своей скитаться здесь и там», это «пред созданьями искусств и вдохновенья / Трепеща радостно в восторгах умиленья».
На вопрос, что представляет собой «иная, лучшая» свобода, Пушкин отвечает в своем итоговом стихотворении-оде «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
Понятие «свобода» становится понятием духовным: «чувства добрые я лирой пробуждал», «милость к падшим призывал».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|