Главная |
|
|
Лесков Н. С.
Фото Н. Чеснокова. СПБ. 1891-1893 гг. |
|
|
|
|
Обложка первого издания. 1882 г. С авторской
надписью. |
|
|
Глазунов И. С. Портрет мастерового. Иллюстрация И. Глазунова к сказу «Левша». 1973 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЛЛЮСТРАЦИИ
К СКАЗУ Н. С. ЛЕСКОВА "ЛЕВША" |
Из книги Л. А. Аннинского Л. А. «Лесковское ожерелье»[ 1] |
|
Рассмотрим книжные иллюстрации. В отличие от сцены и экрана, здесь и большое богатство, и большое разнообразие.
Начинается с виньеток. В первом издании (1882) – анонимная заставка с ангелочками, не имеющая к содержанию рассказа ни малейшего отношения; в конце –
гравюрка в стиле учебника ботаники: кузнечик в траве; видимо, имеется в виду блоха. Оформление странное, если учесть, что Лесков, большой знаток и ценитель
изобразительного искусства, по свидетельствам современников, любил сам подбирать виньетки к своим изданиям.
Был он знаком и с Николаем Каразиным, который дал серию рисунков к изданию 1894 года. Штриховые миниатюры, аккуратные, "подобранные", в меру экспрессивные,
в меру смешные, слегка напоминающие Боклевского, но помягче, послабее. Стандарт того времени, без алейшей попытки передать стилистическую уникальность текста.
Второе отдельное издание «Левши» с иллюстрациями Н. Н. Каразина. 1894 г.
Затем – известное уже нам "окно" в два десятка лет: "Левша" не издается и не иллюстрируется.
Затем – 20-е годы.
Константин Лебедев: плакатные рисунки в стиле окон РОСТА. Трехцветная обложка для "крестьянского" издания 1927 года. Мгновенная узнаваемость типов:
вот жандарм, вот царь, вот мужик... Любому понятно.
Николай Купреянов: "Молодогвардейское" издание 1931 года – тот же стиль, но доведенный до блеска. Разгонистый штрих, мощная заливка, рисунок броский,
словно бы нетерпеливый к выписыванию деталей; главное – контраст мощи, силы – и жалкой обреченности мужичонки... Ясность агитплаката.
Дмитрий Митрохин: "академический" лесковский том 1931 года. Мерцающий, "пастельный" перелив цветной литографии; только приглядевшись,
видишь тройку, казаков и Левшу, скрюченного у их ног... Стиль другой, но принцип тот же: рассказ Лескова – точка приложения вне его существующего
графического стиля.
Потом стиль бледнеет: в холодных "станковых" композициях Ивана Овешкова, иллюстрировавшего репрезентативный однотомник 1937 года, в бесконечной
череде зализанных "детгизовских" заставок и картинок 40-х годов: Ю. Ворогушин, С. Суслов, Ю. Петров, он же Г. Петров... Один Юрий Кискачи
в тощеньком "военморгизовском" издании 1944 года попытался дать графическую концепцию: под народный лубок времен войны с Наполеоном, но
"бисерные" рисунки его были слишком робки, чтобы сломать школьное иллюстраторство.
Сломал и отменил его Николай Кузьмин в 50-е годы. Знаменитый, в 1955 году вышедший том "Левши" с его рисунками, повторенными потом во многих переизданиях,
возродил интерес художников к рассказу. |
|
|
1. Источник: Аннинский Л. А. Лесковское ожерелье.
– 2-е изд., доп. – М.: Книга, 1986. – 304 с: ил. – (Судьбы книг). ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|