Главная |
|
|
Лесков Н. С.
Фото Н. Чеснокова. СПБ. 1891-1893 гг. |
|
|
Н. С. Лесков. Фото В. Лапре. СПб. 1864 г. |
|
|
Н. С. Лесков. Фото François de Mezer. Киев. 1875 г. |
|
|
Н. С. Лесков. Портрет работы А. Ледакова. 1871 г. |
|
|
|
|
Обложка первого издания. 1882 г. С авторской
надписью. |
|
|
Глазунов И. С. Портрет мастерового. Иллюстрация И. Глазунова к сказу «Левша». 1973 г. |
|
|
|
|
НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ
(1831 – 1895) |
|
ПОРТРЕТЫ ПИСАТЕЛЯ |
|
|
Портрет писателя Н. С. Лескова работы В. А. Серова, 1894 |
|
За год до смерти писателя художник Валентин Серов написал портрет Лескова. Репродукция картины висит в лесковском музее, а оригинал находится в Третьяковской галерее
в Москве.
Сын писателя, Андрей Николаевич Лесков, пишет: "В дни работы художника в писательском кабинете позирующий Лесков весело делился первыми впечатлениями:
"Я возвышаюсь до чрезвычайности! Был у меня Третьяков и просил меня, чтобы я дал списать с себя портрет, для чего из Москвы прибыл и художник Валентин
Александрович Серов, сын знаменитого композитора Александра Николаевича Серова. Сделаны два сеанса, и портрет, кажется, будет превосходный". (Письмо
к М. О. Меньшикову от 10 марта 1894 г. – Пушкинский дом.)
Перечитывая эти строки, всегда жалеешь, что портретов Лескова, написанных равной по мастерству кистью, но лучших лет писателя не существует. Утешает, что и на этом
проникновенно запечатлевшем больного и обреченного уже Лескова портрете художник непревзойденно верно передал его полный жизни и мысли пронзающий взгляд.
Невольно вспоминается строфа поэта Владимира Гиппиуса (Вл.Нелединского):
Из черной рамы смотрит мне в глаза
Глазами жадными лицо Лескова,
Как затаенная гроза,
В изображенье умного Серова. (Вл. Нелединский. Томление духа. Вольные сонеты. Пг., 1916)
Полное восхищение самим портретом сохранил Лесков, и когда тот был закончен и выставлен. Однако совершенно иное впечатление было вынесено писателем от того, как
он "обрамлен". И надо сказать – рама удивляла.
Дома Лесков спрашивал потом о ней всех побывавших на выставке, хмурился и, отходя к окну, умолкал... И не мудрено: буро-темная, почти черная, вся какая-то тягостная,
– что в ней могло нравиться, от гостомельских лет суеверному и мнительному, Лескову? Тем более, уже неизлечимо больному...
Вероятно, художественным требованиям и законам соотношения тонов и красок она и отвечала; незнакомых с ними – подавляла.
Измученное долголетними страданиями лицо смотрело из нее как... из каймы некролога. Радовавший год назад своею задачливостью портрет негаданно и тяжело
смутил... " (В настоящее время портрет висит в новой, более обычной раме).
Из книги: А. Н. Лесков. Жизнь Николая Лескова. Том 2. –М.: Художественная литература, 1984 |
|
|
Портрет писателя Н. С. Лескова работы И. Е. Репина, 1889 |
|
С художником Ильей Ефимовичем Репиным Лесков познакомился и особенно близко сошелся в 1888 – 1889 годах. Осенью 1888 года, задумав написать портрет Лескова, Репин
столкнулся с категорическим нежеланием писателя позировать. Отвечая на несохранившееся письмо Лескова, Репин 26 сентября 1888 года писал: "Меня очень удивили
мотивы, по которым Вы не желаете допустить существование Вашего портрета. Ничего подобного я предположить не мог и не могу и теперь. Не я один, вся образованная
Россия знает Вас и любит, как очень выдающегося писателя с несомненными заслугами, как мыслящего человека в то же время... Портрет Ваш необходим, он будет,
несмотря на Ваше нежелание его допустить; он дорог всем искренно любящим наших деятелей". (И. Е. Репин. Письма к писателям и литературным деятелям.
М., 1950, стр. 37). Встречи, беседы дали возможность Репину настоять на своем. Начались сеансы.
15 декабря Лесков сообщал своему родственнику Н. П. Крохину: "Репин начал писать мой портрет", но тут же добавлял: "Мне жаль времени, и я виновник
замедления, что работа художника не идет. Все занят и все некогда". Удалось сделать два карандашных наброска. Третья попытка – маслом. Видимо, подоспевшие
хлопоты по изданию собрания сочинений оторвали писателя от затеи художника. В письмах Лескова и Репина продолжался живой обмен мыслями – об искусстве, об упадке
литературы и критики. Лесков советовался с Репиным о том, какой портрет дать в собрании сочинений, и художник вел переговоры с известным гравером В. В. Матэ.
Встречи продолжались, а набросок портрета так и стоял в кабинете Лескова, тщетно ожидая кисти художника...
По книге: Чуднова Л.Г. Лесков в Петербурге. – Лениздат, 1979 |
|
|
|
|
|
|
|
|