Александр Александрович Блок родился 16 ноября 1880 г. в Петербурге. Его отец, Александр Львович Блок, профессор-юрист, человек с тяжелым и необузданным
нравом, не смог дать счастья ни жене, ни своему первенцу. Александра Андреевна, мать поэта, вернулась к родным сразу после рождения сына.
Воспитывался Саша Блок в семье своего деда А. Н. Бекетова, ректора Петербургского университета. Отношения с отцом, изредка приезжавшим в Петербург из
Варшавы, отразились позже в неоконченной поэме «Возмездие».
Вспоминая свое детство, поэт не раз говорил, что оно было «дворянским», где баловню и любимцу семьи уделялось так много внимания.
Учебу Блок начал в петербургской Введенской гимназии. В 1898 г. он был зачислен на юридический факультет Петербургского университета, позже перешел
на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, который закончил с дипломом первой степени в 1906 г.
В подмосковном имении Шахматово, где семья проводила летние месяцы, Блоку впервые открылась красота русской природы. Пейзажи этих мест узнаются в его
многочисленных стихотворениях. Самые ранние из них, включенные в посмертно вышедшую книгу «Отроческие стихи», написаны в семнадцатилетнем возрасте
и выдержаны в классическом стиле.
Поводом для отроческих стихов послужила не только красота подмосковных пейзажей. Юношеские стихи были посвящены Ксении Михайловне Садовской. В письмах
к родным мать Блока, бывшая ровесницей Ксении, писала: «Сашура у нас тут ухаживал с великим успехом, пленил барыню, мать троих детей и действительную
статскую советницу. Смешно смотреть на Сашуру в этой роли...».
Первый любовный роман, хотя и закончился очень скоро, оставил неизгладимый след в душе Блока. Остались и стихи с посвящением К. М. С., которые Блок
считал первым рукописным собранием своей лирики.
В августе 1898 г. к Блоку пришла новая, всепоглощающая любовь к Любе Менделеевой, дочери знаменитого ученого-химика Д. И. Менделеева. Семьи Бекетовых и
Менделеевых дружили давно, теперь предстояло породниться их детям. 2 января 1902 г. Блок сделал Любови Дмитриевне предложение, и оно было принято.
Люба Менделеева стала главной героиней стихотворений раннего творчества Блока. Все эти стихи составили знаменитую книгу «Стихи о Прекрасной Даме».
Венчание состоялось в августе 1903 г., а последнее стихотворение этого цикла помечено декабрем того же года.
«Стихи о Прекрасной Даме» – значительное поэтическое достижение Блока, в них сочетается романтическая влюбленность и почти религиозное поклонение
Возлюбленной, земному воплощению божественного образа. Прекрасная Дама была представлена как олицетворение Вечной Женственности и Мировой Души,
однако чувство поэта обращено к конкретной женщине, что придавало стихам ощущение драматизма.
Разумеется, созданию таких стихов способствовало окружение поэта, обстановка благополучия и беззаботности.
Однако в реальных отношениях Блока с женой очень скоро наступила раздвоенность. Эта раздвоенность между земным и небесным породила многолетний мучительный
конфликт, который особенно обострился после того, как в эти отношения активно вмешался Андрей Белый. Его увлечение женой Блока, в котором смешивались
почитание «Лучезарного лика» и земная страсть, создало невыносимую ситуацию, которая едва не привела к дуэли между Блоком и Белым. Так завершился период,
который Блок впоследствии назвал «мистическим шарлатанством».
Отход от символизма начался у Блока со времени революции 1905–1907 гг., воспринятой им как «веселое время» – знамение великих духовных перемен. В письме
отцу Блок признавался, что органически неспособен служить «общественности»: «Никогда я не стану ни революционером, ни «строителем жизни». Однако
сборник стихов «Нечаянная радость», изданный в 1907 г., все же свидетельствовал об усилившемся интересе поэта к реальному миру, хотя и воспринимаемому
под знаком «мистики в повседневности».
Центральное место в сборнике «Нечаянная радость» занимает цикл из пяти стихотворений, объединенных символическим образом Незнакомки, – женщины,
встреченной в дачном пригороде Петербурга, и одновременно звезды, упавшей на землю огненной кометой. Однако этот образ (особенно в одноименной драме)
осмысливается уже как крушение мифа о Прекрасной Даме.
В это же время была написана драма «Балаганчик», премьера которой состоялась в театре В. Ф. Комиссаржевской. В ней «мечтательный, расстроенный и бледный»
Пьеро страдает о своей «картонной невесте», покинувшей его ради Арлекина. Отношения трех персонажей (многие увидели в пьесе намек на историю отношений между
Блоками и Белым) показаны как театр марионеток, герои которого истекают не кровью, а клюквенным соком. Видения символизма сменяются буффонадой, восходящей
к эстетике итальянской комедии, которая у Блока, расстающегося со своей поэтической юностью, приобретает трагический оттенок.
Сотрудничество с театром совпало с еще одной, не менее драматичной любовью к актрисе Наталье Николаевне Волоховой. Довольно сложные отношения Блока и
Волоховой длились почти два года, оставив заметный след в его творчестве. Итогом этой любви стала книга стихов «Снежная маска». Все тридцать стихотворений,
входящих в «Снежную маску», были написаны буквально залпом – за десять дней в январе 1907 г. Эта книга была продолжена циклом стихов «Фаина». Страсть
к Волоховой оказалась для поэта «мучительной» и «нерадостной», о чем говорилось в стихах.
После 1910 г. в поэтическом творчестве Блока появляются образы хаоса, катастрофы, которые поэт предчувствовал задолго до того, как они заявили о себе
Первой мировой войной и Октябрьской революцией. Этими предчувствиями полон раздел «Страшный мир» сборника «Ночные часы», увидевшего свет в 1911 г.
И в поэзии, и в публицистике Блок предстает человеком «катастрофического сознания» и все больше отходит от символизма.
Последним произведением, в котором еще чувствуются идеи символизма, была драма «Роза и Крест», написанная в 1913 г. на сюжет из истории трубадуров и
предназначенная для Московского Художественного театра. Столкновение действительности и мечты, которое поэт считал главной темой, образует и основной
сюжет цикла стихотворений «Кармен», посвященный, как и поэма «Соловьиный сад», певице Любови Александровне Дельмас.
Призванный на военную службу в июле 1916 г., Блок вскоре после Февральской революции возвратился в Петроград, где принял участие в работе Чрезвычайной
комиссии по расследованию преступлений царского режима (его книга «Последние дни императорской власти» вышла посмертно в 1921 г.).
Октябрьские события Блок воспринял как очищающий взрыв, испытав в январе 1918 г. недолгий творческий подъем, который ознаменовался созданием поэм
«Двенадцать» и «Скифы».
В эти же годы Блок сотрудничает в культурно-просветительских учреждениях, руководит репертуарной политикой Большого драматического театра, время
от времени выступает с чтением своих стихов в Петрограде и Москве. Одним из последних его выступлений стала речь «О назначении поэта», произнесенная
на вечере памяти Пушкина в феврале 1921 г. В ней Блок говорил о «тайной свободе», которая необходима поэту больше, чем свобода личности или политическая
вольность, и о том, что, лишившись этой свободы, поэт умирает, как Пушкин, которого «убило отсутствие воздуха». После смерти Блока эти слова стали
относить и к нему самому.
Умирал Блок тяжело. С середины апреля 1921 г. он стал чувствовать какое-то непонятное недомогание, слабость, сильную боль в руках и ногах, появились
цинготные отеки, его мучила бессонница. Врачи так и не смогли поставить точный диагноз. 7 августа 1921 г. Александра Блока не стало.
|