Главная |
|
|
Портрет Ф. И. Тютчева
работы К. Даутендея. 1850-1851.
Раскрашенная фотография[ 2] |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ
(1803 - 1873)
3 ЧАСА
7 класс[1] |
Урок 40. Стихотворения Ф. И. Тютчева «Фонтан», «Ещё земли печален вид...» и «Неохотно и несмело...»
Урок 41. Стихотворения Ф. И. Тютчева «Silentium!», «Умом Россию не понять…»
Урок 42. Выразительное чтение стихотворений Ф. И. Тютчева
УРОК 40
Стихотворения Ф. И. Тютчева «Фонтан»,
«Ещё земли печален вид...» и
«Неохотно и несмело...»
Задачи: расширить представления учащихся о художественном
мире поэзии Ф. И. Тютчева; развивать навык анализа художественных образов, составляющих художественную картину.
Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; выразительное чтение стихотворений; работа с иллюстрациями; устное словесное рисование.
Термины: художественный образ, параллелизм, олицетворение, эпитет, лирический герой.
Этапы урока
I. Проверка домашнего задания:
отзывы о рассказе И. С. Тургенева «Лес и степь»
и описания природы на основе личных впечатлений в форме стилизации (или подражания).
II. Самостоятельное чтение учащимися
статьи учебника о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева
и беседа по вопросам 1 и 2 учебника, проверяющая уровень усвоения материала о биографии поэта, своеобразии его мировосприятия
и художественного мира.
III. Чтение и анализ стихотворений Ф. И. Тютчева
«Фонтан», «Ещё земли печален вид...» и «Неохотно и несмело...»
с использованием комментариев, а также вопросов и заданий учебника.
Особое внимание на уроке уделяется философской проблематике стихотворений, особенностям лирического сюжета, центральным художественным образам и средствам их
создания.
Дополнительные вопросы и задания:
1. Какие вопросы называют философскими, вечными? Сформулируйте вечный вопрос, который пытается решить лирический герой стихотворения «Фонтан»,
наблюдающий открывшуюся ему картину.
2. Вспомните другие стихотворения Ф. И. Тютчева, в которых нарисована похожая художественная картина, напоминающая
о постоянной устремлённости человека вверх (к небу, вершине) и осознании необходимости оставаться на земле.
3. Как вы объясните постановку знаков препинания в стихотворении «Ещё земли печален вид...»? Почему в первой части, посвящённой описанию природы,
поставлено лишь одно многоточие, а во второй, прямо обращённой к состоянию человеческой души, — пять многоточий и три вопросительных знака?
IV. Устные рассказы учащихся на основе репродукций
картин русских художников, помещённых в учебнике (например, «Фонтан в парке» С. Ф. Галактионова).
V. Домашнее задание:
1) подготовить письменный рассказ на основе одной из репродукций картин русских художников, помещённых в учебнике, и
придумать его название;
2) подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений «Фонтан», «Ещё земли печален вид…» и «Неохотно и несмело…» (по выбору учащихся).
|
|
УРОК 41
Стихотворения Ф. И. Тютчева «Silentium!», «Умом Россию не понять…»
Задачи: расширить представления учащихся о художественном мире поэзии Ф. И. Тютчева; развивать навык анализа художественных образов, составляющих
художественную картину.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений; работа с иллюстрациями; устное словесное рисование; устные рассуждения на заданную
тему.
Термины: художественный образ, эпитет, антитеза, поэтизм, лирический герой.
Этапы урока
I. Проверка домашнего задания:
выразительное чтение наизусть стихотворений «Фонтан», «Ещё земли печален вид…» и «Неохотно и несмело…» (по выбору учащихся).
II. Чтение и анализ стихотворений «Silentium!»
и «Умом Россию не понять…»
с использованием комментариев, а также вопросов и заданий учебника.
Особое внимание на уроке уделяется проблематике этих сложных для анализа и истолкования стихотворений.
Первое может вызвать необходимость дополнительных комментариев, связанных с особенностями его поэтического языка и философской проблематики, и вряд ли может быть
самостоятельно освоено (в учебнике предложено задание обсудить это стихотворение со старшими).
Второе, необычайно простое по форме и уже знакомое семиклассникам, также выводит на очень глубокие обобщения и предполагает обращение к другим стихотворениям на эту
тему. На уроке могут прозвучать стихотворения, с которыми учащимся ещё предстоит познакомиться в 9—11 классах, например:
«Два чувства дивно близки нам…» А. С. Пушкина,
«Родина» М. Ю. Лермонтова,
«Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» А. А. Блока и др.
III. Устные рассуждения учащихся
на заданную тему «Мысль изречённая есть ложь» (или «Как сердцу высказать себя?..»):
1. Как бы вы прокомментировали эту строку? Какие образы, картины, ассоциации, воспоминания она у вас вызвала?
2. Расскажите об одном из событий, случаев из жизни, которые подтверждают или опровергают мысль, выраженную в этой строке?
3. Согласитесь или попытайтесь опровергнуть эту мысль. Найдите необходимые аргументы.
4. Сделайте вывод о том, легко или трудно было вам выполнять это задание.
IV. Домашнее задание:
подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Ф. И. Тютчева (по выбору учащихся).
Индивидуальные задания:
выполнить индивидуальное задание 3 или 4 (по выбору учащихся).
|
|
УРОК 42
Выразительное чтение стихотворений Ф. И. Тютчева
Задачи: развивать навык выразительного чтения, рассматриваемого как способ интерпретации литературного произведения; повторить сведения о стихосложении,
видах рифмы.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений наизусть; отчёты о выполнении индивидуальных заданий; выполнение тестовых заданий.
Термины: лирический герой, ритм, рифма, строфа, поэтизм, эпитет.
Этапы урока:
I. Проверка домашнего задания,
отчёты учащихся о выполнении индивидуальных заданий.
Индивидуальные задания 3 и 4 связаны с повторением уже изучавшегося ранее материала о поэтизмах и строфике.
Примеры поэтизмов семиклассники могут найти в толковых словарях и в текстах стихотворений, помещённых в учебнике. Материал о строфике может быть подобран из справочной
литературы, а примеры — в сборнике стихотворений Ф. И. Тютчева, который часто использовал строфику, подобную той, которая представлена в стихотворениях
«Фонтан» и «Ещё земли печален вид...» (два восьмистишия), например: «Конь морской», «Альпы», «О чём ты воешь, ветр
ночной?..», «Поток сгустился и тускнеет…», «Над виноградными холмами…», «Тени сизые смесились…», «День и ночь» и др.
II. Повторение сведений
о стихосложении
можно соединить с отчётами учащихся о выполнении индивидуальных заданий.
Примерные вопросы и задания:
1. Какое из помещённых в учебнике стихотворений Ф. И. Тютчева отличается от двух других по строфике?
Стихотворение «Неохотно и несмело...».
2. Что вам известно об этом виде строфы?
Четверостишие — один из самых популярных видов стихотворных строф.
3. Чем ещё отличается стихотворение «Неохотно и несмело...» от двух других стихотворений поэта?
Первые два стихотворения написаны ямбом, а третье — хореем.
4. Вспомните, что такое рифма. Какие рифмы (мужские, женские, мужские и женские) используются в трёх стихотворениях Ф. И. Тютчева?
Во всех трёх стихотворениях используется сочетание мужских и женских рифм.
5. Определите, к каким стихотворениям относятся предложенные ниже
схемы рифмовки. Как называются такие рифмы?
а)
a
b
b
a
c
d
d
c
б)
a
b
a
b
По способу рифмовки (перекрёстная рифма) стихотворение «Неохотно и несмело...» отличается от стихотворений «Фонтан»
и «Ещё земли печален вид...», в которых
используется охватная, или опоясанная, рифма.
6. К какому из прочитанных вами стихотворений Ф. И. Тютчева может быть применена помещённая ниже схема? Какой это
стихотворный размер?
/– ′/– ′/– –/– ′/
/– ′/– ′/– –/– ′/–
(Стихотворение «Фонтан». Ямб.)
7. Как называется третья стопа (– –) в приведённой выше схеме? Выберите правильный ответ из предложенных ниже вариантов:
а) цезура, б) спондей, в) пиррихий, г) эпитет.
(Пиррихий.)
8. Какой из вариантов ответа на вопрос 7 не имеет прямого отношения к стихосложению? Дайте определение этого термина.
(Э п и т е т — художественное (образное) определение какого-либо предмета или явления.)
III. Выразительное чтение наизусть
стихотворений Ф. И. Тютчева
«Фонтан», «Ещё земли печален вид...» и «Неохотно и несмело...» можно провести как конкурс чтецов или в форме обычного зачёта.
IV. Подведение итогов урока,
оценка работы учащихся.
V. Домашнее задание:
1) прочитать статью учебника о жизни и творчестве А. А. Фета;
2) выполнить задания 1 и 2, помещённые после статьи о поэте.
Следующие уроки: Урок 43. Стихотворения А. А. Фета «Кот поёт, глаза прищуря...», «На дворе не слышно вьюги...» и «Вечер» >>>
|
|
1. Источник: Уроки литературы. 7 класс; под ред.
В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2021. ( вернуться)
2. Самым ранним фотографическим изображением Ф. И. Тютчева является портрет, сделанный К. Даутендеем в
1850 или в 1851 году так называемым способом Тальбота.
Уильям Генри Фокс Тальбот – изобретатель негативно-позитивного процесса, позволившего получать неограниченное число позитивных копий на бумажном носителе.
( вернуться)
|
|
|
С. Ф. Галактионов. Фонтан в парке. (фрагмент). 1820.
66,5 x 49. Холст, масло. Севастопольский художественный музей им. П.М. Крошицкого, Севастополь |
|
|
|
|
|
|
|