Главная |
|
|
Портрет У. Шекспира
работы Джона Тейлора
(Чандосский портрет).
Национальная портретная галерея в Лондоне |
|
|
Иллюстрация Д. А. Шмаринова
к трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта". 1960 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КЛАССИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ
В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ |
|
УИЛЬЯМ ШЕКСПИР (1564 – 1616)
3 ЧАСА
7 класс[1] |
Урок 7. У. Шекспир и его трагедия «Ромео и Джульетта»
Урок 8. История Ромео и Джульетты
* Урок 9. Сюжет трагедии «Ромео и Джульетта» в живописи, музыке, кинематографе[2]
УРОК 7
У. Шекспир и его трагедия
«Ромео и Джульетта»
Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества У. Шекспира, сюжетом и персонажами
трагедии «Ромео и Джульетта»; обогатить представления семиклассников о поэзии и прозе как формах художественной речи.
Основные виды деятельности: устные сообщения учащихся; ответы на вопросы учебника; чтение и анализ фрагментов трагедии.
Термины: драматическое произведение, трагедия, конфликт, герой, проза, поэзия.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
о личности и творчестве У. Шекспира и сюжетах его трагедий, а также об особенностях драматических произведений, в которых отсутствуют авторские описания,
рассуждения и комментарии, а сюжет строится как цепь эпизодов, сцен, основанных на действиях, монологах и диалогах персонажей.
II. Устные сообщения учащихся
об отдельных фактах биографии
и творчества У. Шекспира,
«шекспировском вопросе», дополненные заочной экскурсией в Шекспировский комплекс (Стратфорд-на-Эйвоне), театр «Глобус» и парк-музей (Лондон),
разработанной на основе ресурсов Интернета.
III. Чтение и анализ перечня действующих лиц
трагедии «Ромео и Джульетта» и пролога.
Примерные вопросы и задания:
1. Докажите, что уже в списке действующих лиц намечен конфликт.
(Монтекки и Капулетти уже здесь обозначены как «главы двух враждующих домов»).
2. По какому принципу построен список действующих лиц?
Какую закономерность вы обнаружили в расположении персонажей? Почему главные герои (заглавные образы) расположены не
в самом начале перечня и очень далеко друг от друга?
3. Вспомните, какую роль играет хор в древнегреческой трагедии. Можно ли говорить о том, что Шекспир следует традиции
античного театра? Можете ли вы объяснить, почему хор заранее предупреждает зрителя о том, чем завершится действие? При
ответе на последний вопрос учтите информацию об источниках сюжета трагедии, помещённую в комментариях.
4. Попытайтесь прокомментировать финальные строки пролога:
Помилостивей к слабостям пера —
Их сгладить постарается игра.
IV. Чтение и анализ фрагментов
акта первого
по вопросам и заданиям 1—3 учебника.
На этом и следующем уроках в хорошо подготовленных классах можно рассказать, что в трагедии «Ромео и Джульетта» нашли продолжение
отдельные традиции античного театра, однако присутствуют принципиальные отступления от этой традиции, например:
сочетание трагических и комических сцен,
высокого и низкого стиля,
прозаической и стихотворной речи.
Дополнительные вопросы и задания:
1. Какие сцены и чьи реплики в трагедии даны явно в комическом плане и написаны не стихами, а прозой? Какую роль
играют эти сцены и реплики в трагедии?
2. Подготовьте выразительное чтение по ролям сцены пятой.
Вспомните, что выразительное чтение — это своеобразная интерпретация литературного произведения. Продумайте свою трактовку роли.
3. Чего больше, трагического или комического, в сцене первой встречи Ромео и Джульетты? Прокомментируйте слова Бенволио перед уходом из дома
Капулетти («Вижу, шутка удалась») и ответ Ромео («И даже чересчур на этот раз»).
V. Чтение учителем фрагментов
акта второго,
самой известной сцены трагедии — свидания Ромео и Джульетты в саду Капулетти.
Учитель может прочитать сцену первую, которая не включена в учебник. Эта сцена, написанная преимущественно в комическом ключе, содержит
важные для развития действия детали:
— признание Ромео как непосредственную реакцию на событие в доме Капулетти:
Куда уйду я, если сердце здесь?
Вращайся вкруг планеты, бедный спутник! — высказывание, нуждающееся в комментариях;
— диалог Бенволио и Меркуцио, приятелей Ромео, по-доброму подсмеивающихся над «сумасшедшим обожателем» и предупреждающих его (здесь не случайно
упоминается о «страшном холоде»).
Далее читается
(учителем или заранее подготовленными учащимися)
сцена вторая, известная как «сцена у балкона»
(именно так она называется в либретто балета С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»).
Разговор об этой сцене будет продолжен на следующем
уроке, на котором семиклассники представят её собственные трактовки (декорации, костюмы, интонации, музыкальный фон).
VI. Домашнее задание:
1) прочитать помещённую в учебнике сцену вторую акта второго трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»;
2) выполнить задания 4—6 учебника.
Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 4 учебника.
|
|
УРОК 8
История Ромео и Джульетты
Задачи: обогатить знания семиклассников о классическом (традиционном) сюжете и вечных образах; дать начальное представление о конфликте и
основных стадиях его развития в драматическом произведении.
Основные виды деятельности: чтение и анализ фрагментов драматического произведения; ответы на вопросы учебника;
работа с иллюстрациями; просмотр кинофрагментов.
Термины: конфликт, экспозиция, завязка, кульминация, развязка, классический (традиционный) сюжет, вечный образ, интерпретация.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
о задачах урока, посвящённого ещё одному классическому (традиционному) сюжету — истории Ромео и Джульетты, которая представлена в форме
драматического произведения, предназначенного для постановки на сцене.
II. Проверка домашнего задания,
анализ сцены второй с использованием вопросов и заданий 4—6 учебника,
а также дополнительных вопросов и заданий:
1. Опишите обстановку, сад и дом Капулетти. Какие декорации подобрали бы к этой сцене вы?
2. Какие слова из приведённых ниже вы могли бы использовать для характеристики состояния главных героев? Изменилось
ли их состояние к моменту завершения свидания?
Страх, любопытство, сомнения, влюблённость, азарт, уверенность, отчаяние, решимость, осторожность, неосторожность, безрассудство.
3. Докажите, что в высказываниях Ромео нашли отражение традиции рыцарского поклонения даме, идеализация женского образа.
4. Приведите самые поэтичные строки, которые, на ваш взгляд, особенно ярко характеризуют состояние юных влюблённых.
На этом этапе работы с текстом возможно обращение
к фрагменту кинофильма «Ромео и Джульетта» (режиссёр Ф. Дзеффирелли, 1968) с последующим его обсуждением.
Семиклассники должны оценить не только актёрскую игру, но и работу режиссёра, художника, оператора, композитора.
III. Анализ конфликта
и основных стадий его развития
в трагедии «Ромео и Джульетта»
(записи в тетрадях):
1. Значения слова «конфликт» и теоретико-литературного понятия «конфликт».
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) —
1) столкновение противоположных сторон, мнений, сил, государств; 2) серьёзное разногласие, острый спор; 3) столкновение противоположных интересов
как основа и движущая сила в литературном произведении.
2. Основные стадии развития конфликта в литературном произведении: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
Определения этих понятий ещё раз уточняются по «Краткому словарю литературоведческих терминов».
3. Основные стадии развития конфликта
в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта».
Э к с п о з и ц и я — первые сцены акта первого, предшествующие встрече Ромео и Джульетты на балу в доме Капулетти: рассказы слуг о враждующих семьях Монтекки и
Капулетти, признание Ромео, решение пойти на бал в дом Капулетти и дурные предчувствия героя («Неведомое что-то... безвременно укоротит мне жизнь...»).
З а в я з к а — сцена бала в доме Капулетти: появление Ромео с друзьями на маскараде в доме врага, разгневанный Тибальт, первый разговор Ромео и Джульетты.
О с н о в н ы е с о б ы т и я, предшествующие развязке конфликта:
свидание Ромео и Джульетты в саду Капулетти,
тайное венчание Ромео и Джульетты,
убийство Меркуцио,
убийство Тибальта,
последнее свидание Ромео и Джульетты,
бегство Ромео в Мантую,
подготовка к венчанию Джульетты и Париса,
замысел брата Лоренцо.
Каждое из этих событий готовит нас к кульминации, которая обычно связывается со сценой в склепе. Трагическая случайность (Ромео не получает письма от
брата Лоренцо) приводит сначала к убийству Париса, а затем к гибели главных героев.
Кульминация фактически совпадает с р а з в я з к о й к о н ф л и к т а — рассказом брата Лоренцо и примирением семейств Монтекки и Капулетти.
На данном этапе урока к работе подключаются учащиеся, выполнявшие индивидуальное задание 4 и познакомившиеся с полным текстом трагедии «Ромео и Джульетта».
IV. Заключительное слово учителя
о своеобразии классических (традиционных) сюжетов,
предполагающих конечное торжество добра, справедливости и гармонии.
V. Домашнее задание:
ответить письменно на вопрос 8 учебника.
Индивидуальные задания:
1) подобрать фрагменты кинофильмов, созданных на основе сюжета трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»;
2) подготовить презентацию на одну из предложенных тем:
«Музыкальные интерпретации сюжета о Ромео и Джульетте»,
«Сюжет о Ромео и Джульетте в произведениях изобразительного искусства»,
«Образы Ромео и Джульетты в современном кинематографе» (по выбору учащихся).
|
|
УРОК 9*
Сюжет трагедии «Ромео и Джульетта»
в живописи, музыке, кинематографе
Задачи: обогатить знания учащихся о классических (традиционных) сюжетах и вечных образах в художественной литературе и других
видах искусства; познакомить учащихся с художественными интерпретациями сюжета трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта».
Основные виды деятельности: отчёты учащихся о выполнении
индивидуальных заданий; презентации художественных интерпретаций и их обсуждение; чтение и анализ фрагментов; анализ письменных работ.
Термины: классический (традиционный) сюжет, вечный образ, интерпретация.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
о задачах урока, посвящённого художественным интерпретациям трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» и подводящего итог изучения
обзорной темы «Классические сюжеты в мировой литературе».
Основной задачей этого урока
следует считать свободный обмен мнениями по поводу подобранных учащимися материалов (слайдов, аудио- и видеозаписей).
II. Отчёты учащихся
о выполнении индивидуальных заданий,
демонстрация слайд-шоу, видеофрагментов, прослушивание аудиозаписей, например, в такой последовательности:
1. «Сюжет о Ромео и Джульетте
в произведениях изобразительного искусства».
Отдельно могут быть представлены иллюстрации С. Бродского, помещённые в издании: Шекспир В. Гамлет. Сонеты. Ромео и
Джульетта: пер. с англ. / В. Шекспир. — М.: Молодая гвардия, 1982.
2. «Музыкальные интерпретации
сюжета о Ромео и Джульетте»
(с использованием фрагментов увертюры-фантазии П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта», балета С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»).
3. «Образы Ромео и Джульетты
в современном кинематографе»
(на этом материале удобнее всего делать выводы, связанные
с вопросом о том, почему классические сюжеты вновь и вновь привлекают внимание режиссёров, актёров, читателей и зрителей).
Здесь могут быть использованы фрагменты уже известного семиклассникам кинофильма Ф. Дзеффирелли, а также одной из последних экранизаций шекспировской трагедии —
кинофильма Б. Лурмана, вышедшего на экраны в 1996 году и вызвавшего оживлённую полемику (действие фильма перенесено в наше время).
Семиклассникам может быть знакома и более современная версия трагедии «Ромео и Джульетта» — фильм, снятый японским режиссёром Ойсаки Фумитоси в жанре аниме.
4. Подведение итогов работы учащихся
и обобщение материала,
наглядно демонстрирующего постоянный, неослабевающий интерес к классическим (традиционным) сюжетам и помогающего ответить на вопрос
о том, почему образы Ромео и Джульетты называют вечными образами.
III. Обсуждение письменных работ учащихся
«О чём призвана вечно напоминать нам история любви Ромео и Джульетты?».
IV. Домашнее задание:
1) познакомиться со значениями слова «жизнь» в рубрике учебника «Мир в слове»;
2) в поисковых системах Интернета подобрать отрывки из произведений художественной литературы, в которых используется это слово.
Следующие уроки: Урок 10. Д. Дефо и его роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» >>>
|
|
1. Источник: Уроки литературы. 7 класс; под ред.
В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2021. ( вернуться)
2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только
на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. ( вернуться)
|
|
|
С. Бродский. Иллюстрации к трагедии У. Шекспира
"Ромео и Джульетта", 1982 г. |
|
|
|
|
|
|
|