УРОК 10
Д. Дефо и его роман «Жизнь и удивительные
приключения Робинзона Крузо»
Задачи: обогатить представления учащихся о литературной классике и классических (традиционных) сюжетах в мировой литературе; познакомить учащихся с
биографией Д. Дефо и сюжетом его романа «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»; закрепить навык работы со справочной литературой и энциклопедическими
словарями.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; обмен первыми впечатлениями от прочитанного; чтение и анализ фрагмента романа; работа с
комментариями; анализ иллюстраций.
Термины: литературная классика, классический (традиционный) сюжет, просветительский роман, робинзонада, дневник.
Этапы урока
I. Вступительная беседа
о произведениях фольклора и классической литературы, в которых описаны путешествия героев:
1. Вспомните сюжеты русских народных сказок, былин, которые основаны на путешествиях (походах, поездках) главных героев. Какую роль в раскрытии характеров этих героев
играют описания тех испытаний, через которые они проходят?
2. Что вам известно о жанре «хожения» («хождения») в древнерусской литературе? С какой целью древние писатели обращались к этому жанру?
3. В каких произведениях русской и зарубежной литературы описаны путешествия героев в дальние страны?
4. Знакомо ли вам слово «робинзонада»? Как вы объясните его происхождение? Можете ли вы привести примеры современной литературной или кинематографической робинзонады?
II. Рассказы учащихся о Д. Дефо
и представление иллюстративного материала (презентации, слайд-шоу, фрагменты экранизаций романа о Робинзоне
Крузо), которые помогут подготовиться к разговору о художественном произведении на известный школьникам сюжет.
Сообщения учащихся завершаются обращением к сюжету романа «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», основанному на реальном событии (прототипическая
ситуация может быть восстановлена на уроке при помощи источников Интернета).
III. Краткие пересказы
сюжета романа Д. Дефо о Робинзоне Крузо (этот этап урока можно провести как конкурс на самый краткий, яркий и образный пересказ).
IV. Чтение и анализ фрагмента романа
по вопросам 1—3, 6 учебника, которые направлены на закрепление содержания произведения, анализ образа Робинзона Крузо и поучительный смысл его истории.
V. Письменная творческая работа
на основе прочитанного фрагмента романа о Робинзоне Крузо.
Семиклассникам можно предложить два варианта такой работы (на выбор):
1. «Описание жилища Робинзона» (с использованием цитат из романа).
2. Составление таблицы «Анализ сложной ситуации, в которой я оказался (оказалась)» (по образцу фрагмента дневника Робинзона, который соотносит плюсы и минусы, «добро»
и «зло», своего положения на необитаемом острове).
VI. Домашнее задание:
1) познакомиться со значениями слова «жизнь» в рубрике «Мир в слове»;
2) подобрать свои отрывки из произведений художественной литературы, в которых используется это слово.
Следующие уроки: Урок 11. Характеристика конфликта и способов его разрешения в литературном произведении >>>
|
|
|
|
|
|
|