Стихотворения А. А. Фета
Литература
 
 Главная
 
А. А. Фет.
Фото А. И. Деньера. 1860-е гг.
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ
(1820 – 1892)

3 ЧАСА

7 класс[1]


Урок 43. Стихотворения А. А. Фета «Кот поёт, глаза прищуря...», «На дворе не слышно вьюги...» и «Вечер»

Урок 44. Стихотворения А. А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…», «Как беден наш язык! – Хочу и не могу…».

Урок 45. Сюжет в лирических произведениях


УРОК 43
Стихотворения А. А. Фета
«Кот поёт, глаза прищуря...»,
«На дворе не слышно вьюги...» и «Вечер»

Задачи:
расширить представления учащихся о художественном мире поэзии А. А. Фе та; развивать навык выявления приёма параллелизма в художественном тексте и объяснения его художественной функции.
Основные виды деятельности: устные сообщения учащихся; выразительное чтение стихотворений; беседа по вопросам учебника.
Термины: лирический герой, параллелизм, эпитет.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о задачах уроков по поэзии А. А. Фета, чьи стихотворения уже хорошо знакомы семиклассникам, чья лирика (как и лирика Ф. И. Тютчева) глубоко философична, обращает нас к «прекрасному и вечному».

II. Устные сообщения учащихся
о жизни и творчестве А. А. Фета

(на материале статьи учебника и дополнительных источников; см. страницу "Биография А. А. Фета").

III. Чтение фрагмента рецензии русского критика
А. В. Дружинина, помещённого в учебнике,

об особенностях поэзии А. А. Фета и обсуждение вопроса о том, зачем нужно хотя бы иногда читать лирическую поэзию.

На данном этапе урока можно обратиться к вопросу о связи художественного творчества, лирической поэзии и философии, вспомнить значение слова «философия». На уроках истории учащиеся уже знакомились с деятельностью известных философов, которые были также авторами художественных произведений (например, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтескье и др.). Некоторых русских писателей называют философами, статьи о них помещены в философских энциклопедиях (например, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. Белый и др.).

IV. Чтение и анализ стихотворений А. А. Фета
«Кот поёт, глаза прищуря...»,
«На дворе не слышно вьюги...» и «Вечер»

с использованием вопросов и заданий учебника.

Стихотворения «Кот поёт, глаза прищуря...» и «На дворе не слышно вьюги...» не представляют особой сложности для семиклассников. Здесь содержится намёк на некие жизненные обстоятельства (во втором случае — особенно определённый), создана необычная атмосфера тревоги, ожидания.

Воображение учащихся вполне может связать эти две картины в единый сюжет (скрытая тревога во время вьюги — явная тревога после вьюги).

В стихотворении «Вечер» представлена жизнь природы, показана картина перехода от вечера к ночи. Однако эта картина полна недомолвок, недоговорённостей, трудноуловимых ощущений, о которых критик А. А. Григорьев писал так: «Это ряд бесконечных, столь внутренне связанных, столь необходимо следующих один за другим аккордов, которого прервать нельзя, — стихотворение, которое не может быть иначе прочтено, как одним дыханием» (Григорьев А. А. Эстетика и критика. — М., 1980. — С. 128).

Вполне достаточно прочитать стихотворение «Вечер» и обратить внимание учащихся на изобразительно-выразительные средства создания яркой, запоминающейся картины. Об импрессионистичности лирики А. А. Фета разговор пойдёт позднее, при изучении творчества поэта в 10 классе.

V. Работа над выразительным чтением
стихотворений А. А. Фета «Кот поёт, глаза прищуря...»,
«На дворе не слышно вьюги...» и «Вечер».

VI. Домашнее задание:

выучить одно из помещённых в учебнике стихотворений А. А. Фета наизусть.



УРОК 44
Стихотворения А. А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…»,
«Как беден наш язык! – Хочу и не могу…»

Задачи:
расширить представления учащихся о художественном мире поэзии А. А. Фета и проблематике его лирики; развивать навыки анализа особенностей поэтического языка и сопоставительного анализа стихотворений.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений; беседа по вопросам учебника, сопоставление стихотворений.
Термины: лирический герой, тема, идея.

Этапы урока: I. Вступительное слово учителя
о задачах урока, посвящённого ещё двум стихотворениям А. А. Фета, которые готовят семиклассников к изучению в последующем (в 10 классе) любовной и философской лирики поэта.

II. Чтение и анализ стихотворения
А. А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…»

с использованием вопросов и заданий 1—4 учебника.

Анализируя это стихотворение, следует обратить внимание семиклассников на особенности его поэтического синтаксиса и отсутствие глаголов.

Знакомство с комментариями и разговор о теме этого стихотворения станут лишь началом знакомства школьников с произведениями А. А. Фета, посвящёнными Марии Лазич.

III. Чтение и анализ стихотворения
А. А. Фета «Как беден наш язык! — Хочу и не могу…»

с использованием вопросов и заданий 1—3 учебника.

Стихотворение «Как беден наш язык! — Хочу и не могу…», как и стихотворение Ф. И. Тютчева «Silentium!», может представлять некоторые сложности для семиклассников. Преодолеть эти сложности помогут комментарии учебника и работа с текстом.

Вполне достаточно прочитать стихотворение «Вечер» и обратить внимание учащихся на изобразительно-выразительные средства создания яркой, запоминающейся картины. Об импрессионистичности лирики А. А. Фета разговор пойдёт позднее, при изучении творчества поэта в 10 классе.

IV. Сопоставительный анализ стихотворений
А. А. Фета «Как беден наш язык! — Хочу и не могу…»
и Ф. И. Тютчева «Silentium!»
,
который могут направить такие вопросы и задания:

1. Перечитайте стихотворения. Соотнесите даты их написания. Можно ли предположить, что стихотворение А. А. Фета стало своеобразным откликом (или ответом) на стихотворение Ф. И. Тютчева? Какие у нас есть основания для такого предположения?

2. Сравните внутреннее состояние лирического героя Тютчева и лирического героя Фета. Что объединяет этих героев? Докажите конкретными примерами из текстов стихотворений.

3. Чем отличается позиция героя Фета («Хочу и не могу…») от глубочайшего убеждения героя Тютчева («Молчи, скрывайся и таи…»)? С какой целью герой Фета прямо обращается к поэту? Что в итоге сближает два прочитанных вами стихотворения? Как решается в них традиционная тема высокого назначения поэзии?

V. Домашнее задание:

выучить одно из помещённых в учебнике стихотворений А. А. Фета наизусть.

Индивидуальные задания:
выполнить индивидуальные задания 3
5 (по выбору учащихся).




УРОК 45
Сюжет в лирических произведениях

Задачи:
рассмотреть особенности сюжета в лирических произведениях; развивать воображение и творческие способности учащихся.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений наизусть; отчёты о выполнении индивидуальных заданий; ответы на вопросы; письменная творческая работа.
Термины: лирический герой, лирический сюжет.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания:

выразительное чтение наизусть стихотворений А. А. Фета (по выбору учащихся);
отчёты о выполнении индивидуальных заданий.

II. Повторение сведений
о лирических и лиро-эпических произведениях

подготовит учащихся к выполнению письменной творческой работы.

Примерные вопросы:

1. Какие три рода литературы вы знаете?

2. В чём своеобразие лирических произведений? Почему они обычно бессюжетны?

3. В каких знакомых вам стихотворениях ярко выражен сюжет?

4. Какие жанры относят к лиро-эпическим? Приведите примеры лиро-эпических произведений.

5. Какие черты баллады можно отметить в стихотворении А. А. Фета «На дворе не слышно вьюги...»? Чем отличается это стихотворение от баллады?

III. Выполнение письменной творческой работы
на материале сюжетов, намеченных в стихотворениях А. А. Фета «Кот поёт, глаза прищуря...» и «На дворе не слышно вьюги...» (по выбору учащихся).

Известны случаи, когда литературное произведение, его сюжет и образы становились основой для создания другого литературного произведения, например: стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» — роман Л. Н. Толстого «Война и мир», стихотворение А. С. Пушки на «Бесы» — роман Ф. М. Достоевского «Бесы».

В методической литературе известен приём амплификации (лат. amplificatio — расширение, увеличение) — дополнения художественного произведения. Прочитанные стихотворения А. А. Фета могут стать основой для создания творческих работ учащихся, небольших рассказов, в которых намеченный в стихотворениях сюжет будет представлен более подробно, развёрнуто.

В качестве вариантов письменной работы
учащимся может быть предложено выполнение индивидуального задания 2 учебника или ответ на конкретный вопрос, связанный с ситуацией, нарисованной в стихотворениях, например:

1. Какая ситуация могла предшествовать тому, что изображено в стихотворении А. А. Фета «Кот поёт, глаза прищуря...»?

2. Что могло предшествовать событиям, изображённым в стихотворении А. А. Фета «На дворе не слышно вьюги...»?

IV. Домашнее задание:

1) выписать из справочной литературы определения слова «пейзаж»;
2) подобрать иллюстративный материал к практикуму «Пейзаж в эпических и лирических произведениях».

Следующие уроки: Урок 46. Пейзаж в эпическом и лирическом произведениях >>>


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика