Главная |
|
|
А. А. Фет.
Фото А. И. Деньера. 1860-е гг. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ
(1820 – 1892)
3 ЧАСА
7 класс[1] |
Урок 43. Стихотворения А. А. Фета «Кот поёт, глаза прищуря...», «На дворе не слышно вьюги...» и «Вечер»
Урок 44. Стихотворения А. А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…», «Как беден наш язык! – Хочу и не могу…».
Урок 45. Сюжет в лирических произведениях
УРОК 43
Стихотворения А. А. Фета
«Кот поёт, глаза прищуря...»,
«На дворе не слышно вьюги...» и «Вечер»
Задачи: расширить представления учащихся о художественном мире поэзии А. А. Фе та; развивать навык выявления приёма
параллелизма в художественном тексте и объяснения его художественной функции.
Основные виды деятельности: устные сообщения учащихся; выразительное чтение стихотворений; беседа по вопросам учебника.
Термины: лирический герой, параллелизм, эпитет.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
о задачах уроков по поэзии А. А. Фета, чьи стихотворения уже хорошо знакомы
семиклассникам, чья лирика (как и лирика Ф. И. Тютчева) глубоко философична, обращает нас к «прекрасному и вечному».
II. Устные сообщения учащихся
о жизни и творчестве А. А. Фета
(на материале статьи учебника и дополнительных источников; см. страницу "Биография А. А. Фета").
III. Чтение фрагмента рецензии русского критика
А. В. Дружинина, помещённого в учебнике,
об особенностях поэзии А. А. Фета и обсуждение вопроса о том, зачем нужно хотя бы иногда читать лирическую поэзию.
На данном этапе урока можно обратиться к вопросу о связи художественного творчества, лирической поэзии и философии, вспомнить значение слова «философия». На
уроках истории учащиеся уже знакомились с деятельностью известных философов, которые были также авторами художественных произведений (например, Ж.-Ж. Руссо,
Д. Дидро, Ш. Монтескье и др.). Некоторых русских писателей называют философами, статьи о них помещены в философских энциклопедиях (например, Ф. М. Достоевский,
Л. Н. Толстой, А. Белый и др.).
IV. Чтение и анализ стихотворений А. А. Фета
«Кот поёт, глаза прищуря...»,
«На дворе не слышно вьюги...» и «Вечер»
с использованием вопросов и заданий учебника.
Стихотворения «Кот поёт, глаза прищуря...» и «На дворе не слышно вьюги...» не представляют особой сложности для семиклассников.
Здесь содержится намёк на некие жизненные обстоятельства (во втором случае — особенно определённый), создана необычная атмосфера тревоги, ожидания.
Воображение учащихся вполне может связать эти две картины в единый сюжет (скрытая тревога во время вьюги — явная тревога после вьюги).
В стихотворении «Вечер» представлена жизнь природы, показана картина перехода от вечера к ночи. Однако эта
картина полна недомолвок, недоговорённостей, трудноуловимых ощущений, о которых критик А. А. Григорьев писал так:
«Это ряд бесконечных, столь внутренне связанных, столь
необходимо следующих один за другим аккордов, которого прервать нельзя, — стихотворение, которое не может быть иначе
прочтено, как одним дыханием» (Григорьев А. А. Эстетика и критика. — М., 1980. — С. 128).
Вполне достаточно прочитать стихотворение «Вечер» и обратить внимание учащихся на изобразительно-выразительные средства создания яркой, запоминающейся
картины. Об импрессионистичности лирики А. А. Фета разговор пойдёт позднее, при изучении творчества поэта в 10 классе.
V. Работа над выразительным чтением
стихотворений А. А. Фета «Кот поёт, глаза прищуря...»,
«На дворе не слышно вьюги...» и «Вечер».
VI. Домашнее задание:
выучить одно из помещённых в учебнике стихотворений А. А. Фета наизусть.
|
|
УРОК 44
Стихотворения А. А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…»,
«Как беден наш язык! – Хочу и не могу…»
Задачи: расширить представления учащихся о художественном мире поэзии А. А. Фета и проблематике его лирики; развивать навыки анализа особенностей
поэтического языка и сопоставительного анализа стихотворений.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений; беседа по вопросам учебника, сопоставление стихотворений.
Термины: лирический герой, тема, идея.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя
о задачах урока, посвящённого ещё двум стихотворениям А. А. Фета, которые готовят семиклассников к изучению в последующем (в 10 классе) любовной и философской
лирики поэта.
II. Чтение и анализ стихотворения
А. А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…»
с использованием вопросов и заданий 1—4 учебника.
Анализируя это стихотворение, следует обратить внимание семиклассников на особенности его поэтического синтаксиса и отсутствие глаголов.
Знакомство с комментариями и разговор о теме этого стихотворения станут лишь началом знакомства школьников с произведениями А. А. Фета, посвящёнными Марии Лазич.
III. Чтение и анализ стихотворения
А. А. Фета «Как беден наш язык! — Хочу и не могу…»
с использованием вопросов и заданий 1—3 учебника.
Стихотворение «Как беден наш язык! — Хочу и не могу…», как и стихотворение Ф. И. Тютчева «Silentium!», может представлять некоторые сложности
для семиклассников. Преодолеть эти сложности помогут комментарии учебника и работа с текстом.
Вполне достаточно прочитать стихотворение «Вечер» и обратить внимание учащихся на изобразительно-выразительные средства создания яркой, запоминающейся картины. Об
импрессионистичности лирики А. А. Фета разговор пойдёт позднее, при изучении творчества поэта в 10 классе.
IV. Сопоставительный анализ стихотворений
А. А. Фета «Как беден наш язык! — Хочу и не могу…»
и Ф. И. Тютчева «Silentium!»,
который могут направить такие вопросы и задания:
1. Перечитайте стихотворения. Соотнесите даты их написания. Можно ли предположить, что стихотворение А. А. Фета стало своеобразным откликом (или ответом) на
стихотворение Ф. И. Тютчева? Какие у нас есть основания для такого предположения?
2. Сравните внутреннее состояние лирического героя Тютчева и лирического героя Фета. Что объединяет этих героев? Докажите конкретными примерами из текстов
стихотворений.
3. Чем отличается позиция героя Фета («Хочу и не могу…») от глубочайшего убеждения героя Тютчева («Молчи, скрывайся и таи…»)? С какой целью
герой Фета прямо обращается к поэту? Что в итоге сближает два прочитанных вами стихотворения? Как решается в них традиционная тема высокого назначения поэзии?
V. Домашнее задание:
выучить одно из помещённых в учебнике стихотворений А. А. Фета наизусть.
Индивидуальные задания:
выполнить индивидуальные задания 35 (по выбору учащихся).
|
|
|
УРОК 45
Сюжет в лирических произведениях
Задачи: рассмотреть особенности сюжета в лирических произведениях; развивать воображение и творческие способности учащихся.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений наизусть; отчёты о выполнении
индивидуальных заданий; ответы на вопросы; письменная творческая работа.
Термины: лирический герой, лирический сюжет.
Этапы урока
I. Проверка домашнего задания:
выразительное чтение наизусть стихотворений А. А. Фета (по выбору учащихся);
отчёты о выполнении индивидуальных заданий.
II. Повторение сведений
о лирических и лиро-эпических произведениях
подготовит учащихся к выполнению письменной творческой работы.
Примерные вопросы:
1. Какие три рода литературы вы знаете?
2. В чём своеобразие лирических произведений? Почему они обычно бессюжетны?
3. В каких знакомых вам стихотворениях ярко выражен сюжет?
4. Какие жанры относят к лиро-эпическим? Приведите примеры лиро-эпических произведений.
5. Какие черты баллады можно отметить в стихотворении А. А. Фета «На дворе не слышно вьюги...»? Чем отличается это
стихотворение от баллады?
III. Выполнение письменной творческой работы
на материале сюжетов, намеченных в стихотворениях А. А. Фета «Кот поёт, глаза прищуря...» и «На дворе не слышно
вьюги...» (по выбору учащихся).
Известны случаи, когда литературное произведение, его сюжет и образы становились основой для создания другого литературного произведения, например: стихотворение
М. Ю. Лермонтова «Бородино» — роман Л. Н. Толстого «Война и мир», стихотворение А. С. Пушки на «Бесы» — роман Ф. М. Достоевского «Бесы».
В методической литературе известен приём амплификации (лат. amplificatio — расширение, увеличение) — дополнения художественного произведения.
Прочитанные стихотворения А. А. Фета могут стать основой для создания творческих работ учащихся, небольших рассказов, в которых намеченный в стихотворениях сюжет
будет представлен более подробно, развёрнуто.
В качестве вариантов письменной работы
учащимся может быть предложено выполнение индивидуального задания 2 учебника или ответ на конкретный вопрос, связанный с ситуацией,
нарисованной в стихотворениях, например:
1. Какая ситуация могла предшествовать тому, что изображено в стихотворении А. А. Фета «Кот поёт, глаза прищуря...»?
2. Что могло предшествовать событиям, изображённым в стихотворении А. А. Фета «На дворе не слышно вьюги...»?
IV. Домашнее задание:
1) выписать из справочной литературы определения слова «пейзаж»;
2) подобрать иллюстративный материал к практикуму «Пейзаж в эпических и лирических произведениях».
Следующие уроки: Урок 46. Пейзаж в эпическом и лирическом произведениях >>>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|