|
ДЖЕК ЛОНДОН
(1876 – 1916)
БИОГРАФИЯ ДЖЕКА ЛОНДОНА |
|
Джек (Джон Гриффит) Лондон внес значительный вклад в развитие реализма на американском континенте. Родился в семье обедневшего фермера.
Однако многое биографы считают его незаконнорожденным сыном бродячего ирландского астролога У. Г. Чейни.
Из-за бедности родители часто переезжали с места на место. Уже мальчиком будущий писатель разносил вечерние газеты, стараясь помочь близким. В 13
лет он прекратил учебу и устроился на консервную фабрику, где рабочий день продолжался 18-20 часов в сутки. (Впоследствии впечатления отрочества
легли в основу рассказа "Отступник".)
Взбунтовавшись против немыслимых условий жизни, Джек Лондон примкнул к "устричным пиратам" и на одолженные деньги приобрел шлюп "Ослепительный".
Поначалу промысел приносил значительный доход, но распри с теми, кто искал легкой наживы, заставили Лондона наняться матросом на шхуну "Софи Сазерленд",
которая отправлялась на ловлю котиков. Месяцы, проведенные в трудном плавании, не прошли даром. Он приобрел определенный опыт общения с людьми,
читал Мелвилла, Флобера, Толстого.
Возвратившись в Окленд в 1893 году, Лондон обнаружил, что семья в долгах, и вынужден был поступить на джутовую фабрику, где платили мизер. Выбора не
было: в стране началась депрессия, резко возросла безработица.
В это время газета "Морнинг колл" объявила конкурс на лучший очерк. По настоянию матери Джек написал "Тайфун у японских берегов" и неожиданно в 17
лет завоевал первую премию. Критики так оценили эту работу: "Самое поразительное - масштабность, глубина проникновения и выразительность, которые
отличают молодого художника".
Окрыленный успехом, Д. Лондон решает посвятить себя литературному труду, но натыкается на глухую стену: ни одно издательство не принимает его произведений.
В апреле 1895 года в Америке произошло знаменательное событие. В знак протеста против растущего в стране экономического кризиса был организован марш
армии безработных на Вашингтон. К ней и примкнул начинающий писатель. В результате он впервые столкнулся с социалистическими идеями и был осужден
на тридцать суток за бродяжничество. Впечатления юных лет нашли воплощение в циклах "Дорога" (1907-1908) и "Рассказы рыбачьего патруля" (1905). Художник
документально запечатлел рукоприкладство надзирателей, смерть юноши, сброшенного с тюремной лестницы, нравы друзей-пиратов, целую гатерею образов
безработных, способных на доброту и искренность, но склонных к воровству, попрошайничеству, потасовкам.
Вернувшись домой в канун своего девятнадцатилетия, Лондон становится учеником Оклендской школы. Жадно впитывая знания, приобщается к политической
деятельности и даже вступает в Социалистическую партию (1896). Проявив завидное упорство, он поступает в университет. Однако надежды на высшее
образование быстро рассеялись: Лондон проучился лишь один семестр. Позднее писатель объяснит это тем, что преподаватели были консервативны, а
лекции поверхностны. В "Мартине Идене" мы прочтем: "Они учат меня медленнее, чем я мог научиться сам".
Именно в это время началась пора печально знаменитой "золотой лихорадки", которой заразился и муж сестры Лондона Шепард. Вместе они отплыли на пароходе
в Клондайк. По состоянию здоровья деверь не смог продолжить путешествие. Будущему писателю год скитаний по северу подарил не богатство, а сюжеты
знаменитых рассказов. Здесь он познакомился с Эламом Харнишем, по прозвищу "Время-не-ждет", узнал о подвигах Смока Белью, наблюдал за поведением собак,
столь достоверно описанном в "Зове предков", героем Лондона стал индивидуалист, оберегающий личную свободу от оков западной цивилизации, человек
стойкий, выносливый. На диком севере жизнь трудна и опасна, но здесь, как считает автор, ничто не сковывает людские порывы и мечты.
Именно произведения об Аляске принесли Лондону первый успех, определили дальнейшую судьбу художника. Сначала был опубликован рассказ "За тех, кто в пути",
следом "Ценой тысячи смертей", "Белое безмолвие" и "Сын Волка". Очерк "Что теряет общество при господстве свободной конкуренции" получил
первую премию в престижном журнале "Космополитэн".
Северные рассказы объединены в несколько сборников: "Сын Волка" (1900), "Бог его отцов" (1901), "Дети мороза" (1902), "Зов предков" (1903),
"Мужская верность" (1904), "Белый клык" (1906), "Любовь к жизни" (1907), "Потерявший лицо" (1910), "Смок Белью"
(1912). Примечателен издательский отзыв о них:" Лондон слишком вольно пользуется сленгом приисков, но стиль его обладает силой, свежестью и энергией.
Он рисует впечатляющую картину жестоких морозов, тьмы, голодной смерти, счастья иметь друга в трудную минуту; описывает лучшие человеческие качества,
которые выявляются в суровой борьбе с природой. Читатель верит, что автор сам испытал все это".
Мир Аляски предъявляет суровые требования к человеку. В нем зависть и себялюбие приводят к гибели ("В далеком краю"), а смелость и гуманизм обогащают
духовно ("История Джис-Ук", "Смок Белью"). Один из любимых героев Лондона - Мейлмюд Кид ("На сороковой миле", "Белое безмолвие", "Северная Одиссея",
"Мужество женщины"). Писатель, создавая этот образ, воспевал романтику борьбы с суровой северной стихией, в которой побеждает только сильная личность.
Подобные люди не останавливались перед трудностями и не страшились опасностей. Без сомнения, теория "естественного отбора" в обществе, созданная
Г. Спенсером, и ницшеанские идеи оказали на автора огромное влияние. Таковы герой рассказа "Косте!)" (причиной его гибели стали дерзость и бесшабашность),
изувер Джекоб Кент ("Человек со шрамом"), бесстыдный эксплуататор Расмунсен ("Тысяча дюжин"), пират Ансель Гундерсон ("Северная Одиссея").
Описывая жизнь коренных жителей Америки - индейцев, Лондон, с одной стороны, осознает их трагическую судьбу ("Лига стариков", "Смерть Лигуна", "Киш,
сын Киша", "Великий кудесник", "Потерявший лицо"), а с другой - часто оправдывает подлые поступки белого человека ("Сын Волка"). Эти произведения
скорее всего написаны под влиянием Р. Киплинга. Традиции английского неоромантика проявились в четко выстроенном повествовании, в журналистском стиле,
манере письма, тяготеющей к репортажу, в использовании повторов некоторых фраз, при помощи чего достигается особая выразительность, в великолепном
описании пейзажей.
В циклах рассказов Лондон создал своеобразный эпос севера. В них человек и природа находятся в состоянии вечного поединка. Авторский герой "не покорился
смерти. Возможно, что это было чистое безумие, но в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней"
("Любовь к жизни").
В 1902 году писателю была предложена должность военного корреспондента в Южной Африке, где шла англо-бурская война. К месту боев он опоздал, а посему
решил остаться в Лондоне, дабы присутствовать на коронации Эдуарда VII. С Ист-Эндом, беднейшим кварталом английской столицы, Джека Лондона познакомили
члены Социалистической федерации. Переодевшись в лохмотья, он поселился на Флауэр-энд-Дин-стрит, спал в ночлежках, бродил по городу днем и ночью.
"Людей бездны" (1902) автор завершил еще в Англии и послал в агентство "Пресс эссосиэйшн", которое приняло произведение в печать как серию
документальных репортажей об "экономической деградации бедняков". К этой книге примыкают и многочисленные статьи Лондона на социалистические мотивы.
В 1902 году был опубликован его первый роман "Дочь снегов", продолживший размышления автора о сильной личности; еще отчетливее идеи Ницше воплотились
в "Морском волке", герой которого капитан Вульф Ларсен терпит крах из-за собственных необоснованных амбиций. Рассуждениями о "власти-идоле" пронизана
довольно мрачная книга "Железная пята" (1908).
В 1907-1908 Лондон совершает кругосветное путешествие на яхте "Спарк", построенной на деньги, авансированные в счет издания новых произведений.
Долги, споры с кредиторами, строительство огромного ранчо, утопические проекты перевоспитания преступников - все это отбирало у писателя силы. Уйдя
в море, он на время сбежал от бремени долговых обязательств и посвятил себя работе над романом "Мартин Иден", финал которого оказался пророческим.
Герой (его образ во многом автобиографичен) - выходец из низов, прошедший суровую жизненную школу, бывший моряк, человек неотесанный, но, несомненно,
глубоко одаренный, стремится стать писателем. Он знакомится с богатой семьей Морзов и влюбляется в их дочь Руфь, которая с удовольствием играет роль
интеллектуальной наставницы. Год титанического труда, полуголодное существование, груды прочитанных книг и написанных рассказов. Свои произведения
Мартин приносит на суд любимой, но ее шокирует "грубый" реализм повествования. Морзы не верят, что подобные опусы могут принести деньги.
Конечно, талант мог погибнуть, так и не найдя признания. Но волей судьбы и благодаря собственному упорству Мартин становится знаменитым. Теперь
издатели готовы печатать рассказы, которые ранее сами отвергали. Спрос на них растет, а это важнее таланта: "Книги его читала буржуазия, Мартин не
понимал, что может ее привлечь в его произведениях. Для тех сотен тысяч, которые прославляли его и нарасхват покупали его книги, их красота и смысл
не имели решительно никакой ценности. Он был просто баловнем судьбы, выскочкой, который вторгся на Парнас, воспользовавшись тем, что боги зазевались".
История, рассказанная Лондоном, завершается трагически: Мартин утрачивает иллюзии, терпит духовную катастрофу и совершает самоубийство.
Годы морского путешествия были плодотворными в творческом отношении. Однако тяжелая болезнь почек, злоупотребление алкоголем, долги и кредиты,
которые было необходимо оплачивать, заставили писателя вернуться в Америку и титанически трудиться, чтобы заработать деньги. В связи с этим весьма
примечательно его замечание о книге "Приключение"(1911): "Если роман получится, я подпишу его и отправлю в печать. Если не получится, я подпишу его и
тоже отправлю в печать". Пожалуй, можно сказать, что после "Мартина Идена" только рассказ "Мексиканец", пьеса "Крыша" и немногие из южных новелл отмечены
талантом Лондона, хотя за письменным столом он проводит по 19 часов в сутки, ежедневно выдавая 10000 слов, часто весьма небрежных. Это относится и к роману
"День пламенеет" ("Время-не-ждет", 1910), и к "Лунной долине" (1911), и к "Маленькой хозяйке большого дома" (1916). Трагическим мироощущением пронизаны
последние произведения: книга "Джон Ячменное зерно" (1913), роман "Межзвездный скиталец" (1915), повесть "Алая чума" (1915).
Критики так отзывались об этой перемене в писателе: "Я понимаю, - писал А. Трюдон, - что с творчеством Лондона что-то случилось. Его лексика оскудела,
воображение как бы покинуло его, он откровенно повторяется, его рассказы стали столь же благополучны, как и у любого популярного беллетриста".
Когда началась первая мировая война, Лондон собирался уехать в Европу, но по воле газетного концерна Херста попал в Мексику. В 1916 году он вышел из
Социалистической партии, а 20 ноября 1917 года, измученный болезнью почек, умер от большой дозы морфия. Трудно определенно сказать, была ли она принята
умышленно...
Три произведения Лондона были опубликованы посмертно: "Джерри островитянин", "Майкл, брат Джерри" (повести о собаках, 1917) и роман "Сердца трех" (1919)
о поиске индейских сокровищ. Они мало отличаются от тех последних книг писателя, которые указывали на очевидную спешку в работе, на то, что свой
незаурядный талант он в конце жизни превратил в откровенное ремесло.
Однако лучшее из созданного Лондоном позволило А. Куприну так оценить его творения: "В них чувствуется живая настоящая кровь, громадный личный опыт,
следы перенесенных в действительности страданий, трудов и наблюдений. Потому-то экзотические повести Лондона, отмеченные веянием искренности и
естественного правдоподобия, производят такое чарующее, неотразимое впечатление".
Источник: Ковалева Т.В. и др. История зарубежной литературы //Т. Д. Кириллова. Американская литература конца ХIX - начала ХХ века. Минск: Завигар,
1997. (вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|