Сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева»
Литература
 
 Главная
 
Портрет Г. Х. Андерсена
работы Х. А. Йенсена, 1836 год
 
 
Иллюстрация к сказке
Х. К. Андерсена «Снежная королева».
Художник Н. Г. Гольц
 
 
 
 
 
 
ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
 
5 ЧАСОВ

5 класс[1]


Уроки 8–9. Сказка А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Авторская позиция в сказке

Урок 10. Сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева»

Урок 11. Силы добра и зла в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева»

* Урок 12. Урок внеклассного чтения по литературным сказкам[2]



Ханс Кристиан Андерсен
(1805—1875)
2 часа


УРОК 10
Сказка Х. К. Андерсена
«Снежная королева»

Задачи:
обогатить представления пятиклассников о литературной сказке; познакомить с биографией Х. К. Андерсена и обобщить знания учащихся о сказках писателя; закрепить представления о художественном образе и средствах его создания.
Основные виды деятельности: беседа по материалам вступительной статьи; литературная викторина; чтение фрагментов сказки; ответы на вопросы учебника; письменная работа по группам.
Термины: литературная сказка, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о Х. К. Андерсене,

чьи произведения хорошо знакомы пятиклассникам, и об основных задачах уроков по сказке «Снежная королева».

II. Беседа по материалам
вступительной статьи:


1. Почему Андерсен прекрасно знал жизнь простых людей?
2. Какие способности проявились у будущего сказочника уже в детские годы?
3. Какой поэтический образ использовал Андерсен, вспоминая свою учёбу в гимназии?
4. Как вы понимаете слова сказочника «Кто путешествует — тот живёт»?
5. Откуда брал Андерсен сюжеты для своих сказок?
6. В чём писатель отступал от сказочной традиции?

III. Литературная викторина
по произведениям Х. К. Андерсена

(может быть подготовлена совместно с учащимися, проведена в группах или в тестовой форме).

Примерные вопросы и задания:

1. Какой сказочный персонаж Андерсена был большим любителем рассказывать детям на ночь разные истории? (Оле-Лукойе)
2. О ком из сказочных персонажей Андерсена сказано так:
а) «Ужасный урод!» (о гадком утёнке из одноимённой сказки);
б) «У него большой дом под землёй, а шубу он носит такую, какой ты, верно, и не видывала, — великолепную чёрную шубу!» (о кроте из сказки «Дюймовочка»);
в) «Точь-в-точь серебряные колокольчики в нашей молельне!..» (о соловье из одноимённой сказки);
г) «Держите его! Держите! У него нет паспорта!» (о стойком оловянном солдатике из одноимённой сказки);
д) «А шлейф-то какой красивый! А камзол-то как чудно сидит!» (о наряде короля в сказке «Новое платье короля»);
е) «Ранец за спиной, сабля на боку — отвоевал своё…» (о солдате из сказки «Огниво»);
ж) «Твоё прелестное лицо, твоя плавная походка и твои говорящие глаза — этого довольно, чтобы покорить человеческое сердце!» (о Русалочке из одноимённой сказки).
3. В заглавие каких сказок Андерсена вынесены образы животных, птиц, пресмыкающихся, растений? («Гадкий утёнок», «Соловей», «Дикие лебеди», «Ёлка», «Жаба», «Улитка и розы», «Последний сон старого дуба», «Судьба репейника», «Цветы маленькой Иды», «Ромашка», «Аисты», «Лён».)
4. В заглавие каких сказок вынесены образы предметов, в том числе волшебных? («Огниво», «Штопальная игла», «Скороходы», «Серебряная монетка», «Калоши счастья».)
5. В каких сказках Андерсена встречается образ розы? («Свинопас», «Снежная королева», «Дикие лебеди».)
6. Из каких сказок взяты фрагменты этих песен?
а) Ах, мой милый Августин,
Всё прошло, прошло, прошло!
(«Свинопас»)
б) Шагай вперёд, всегда вперёд!
Тебя за гробом слава ждёт!
(«Стойкий оловянный солдатик»)
в) Мой Яльмар, тебя вспоминаю
Почти каждый день, каждый час!
(«Оле-Лукойе»)

IV. Чтение и анализ начала
сказки «Снежная королева»

(истории первая — третья).

Работу с текстом могут направить вопросы 1—5 учебника.

Предварительно следует проверить, познакомились ли учащиеся с комментариями к сказке. Попутно проводится словарная работа, в частности объясняется значение слова «тролль»: в скандинавских преданиях, поверьях тролли — уродливые, глупые и злые великаны, обитающие внутри гор.

V. Подготовка к рассказу
об одном из персонажей сказки,

т. е. к выполнению индивидуального задания 1 учебника (в качестве примера можно выбрать Герду) по примерному плану, помещённому в тексте задания:
внешность,
особенности внутреннего мира,
черты характера,
поступки,
отношение к окружающим,
речь героя,
отношение автора к герою,
перемены в герое на протяжении повествования,
ваше отношение к герою.

Для отдельных пунктов плана подбираются цитаты, фрагменты сказки.

VI. Самостоятельная письменная работа,
направленная на закрепление навыка выявления в тексте художественно-изобразительных средств (задания 7 и 8).

VII. Подведение итогов работы на уроке,
в том числе результатов литературной викторины и самостоятельной письменной работы.

VIII. Домашнее задание:

выполнить задание 6, 12 учебника.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1, 2 учебника.



УРОК 11
Силы добра и зла
в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева»

Задачи:
закрепить представления пятиклассников о художественных образах в литературной сказке на примере анализа добрых и злых персонажей; развивать навыки устного пересказа, словесного рисования.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов сказки; ответы на вопросы учебника; устные пересказы; устное словесное рисование.
Термины: литературная сказка, комический эпизод.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания:

устные пересказы эпизода «Исчезновение Кая» со слов «На площади каталось множество детей…» до слов «Славно проехались!»;
устные рассказы об одном из персонажей сказки;
устное словесное рисование «Маленькая разбойница», «Снежная королева», «Царство Снежной королевы» и представление собственных иллюстраций к сказке.

II. Чтение и анализ
сказки «Снежная королева»

(истории четвёртая — седьмая).

Работу с текстом могут направить вопросы 9—14, 16 учебника.

Основной аспект анализа заявлен в формулировке темы урока, которая должна быть записана в тетради.

В процессе работы над текстом возможно заполнение таблицы «Силы добра и зла в сказке». При этом рядом с некоторыми образами учащиеся поставят вопросительные знаки, что подготовит их к выводу о своеобразии художественного воплощения добра и зла в литературной сказке.

Дополнительные вопросы
обобщающего характера:


1. Кто из злых персонажей сказки вызывает однозначно отрицательное отношение? К кому из злых персонажей отношение двойственное (есть определённая доля сочувствия)?

2. Кто из волшебных помощников в сказке Андерсена не всегда реально помогает Герде?
Например, в третьей истории солнечный свет, ласточки и розовые кусты — настоящая помощь и поддержка для девочки, а вот другие цветы и одуванчик думали и говорили ей только о чём-то своём.

История шестая (эпизод с лапландкой) ещё раз убеждает учащихся в том, что в литературной сказке волшебные помощники не столь могущественны, а сила Герды — в ней самой. Ребята найдут и прочитают слова лапландки: «Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат и люди и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Но она не должна от нас узнать о своей силе, что живёт в сердце; её сила в том, что она невинный милый ребенок».

Здесь уместно вспомнить о недавно прочитанной сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» и о волшебных помощниках Алёши (Чернушке, конопляном зёрнышке).

Особо следует остановиться на комических эпизодах сказки (фрагменты историй четвёртой и пятой). Пятиклассники получают начальные представления о комическом и его видах (например, при изучении произведений Н. В. Гоголя, А. П. Чехова).

На уроках по сказке «Снежная королева» возможна
постановка следующих вопросов:

1. Комическое строится на несоответствии. Что в приведённом фрагменте не соответствует реальному положению персонажей?
Из истории четвёртой: «На прислужника камердинерских слуг, стоявшего в самых дверях, нельзя было и взглянуть без дрожи — такой он был важный!»

2. Какие виды смеха представлены в сказке?
Сравните злой (злорадный), жестокий смех тролля; смех Кая, зло передразнивавшего Герду и всех соседей; хохот разбойников и маленькой разбойницы, щекотавшей оленя острым ножом; добрый, весёлый, жизнерадостный смех Кая и Герды («весёлый, ласковый глазок» в оттаявшем отверстии в окне); смех и слёзы радости Герды, нашедшей Кая.

III. Чтение и анализ
финала сказки «Снежная королева»,
ответ на вопрос 15 учебника.


Пятиклассникам нужно напомнить о комментариях к сказке, созданной в тот период творчества писателя, когда он начал создавать сказки «на вырост», которые адресованы не только детям, но и взрослым:

1. Сравните несколько фрагментов сказки и объясните смысл настойчивого повторения в разных вариантах одной и той же мысли.
Из истории шестой: «Но она не должна от нас узнать о своей силе, что живет в её сердце; её сила в том, что она невинный милый ребенок» (слова лапландки).
Из истории седьмой: «Если не будете как дети, не войдёте в Царствие Небесное!» (бабушка читает Евангелие).
Из истории седьмой: «Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло лето, тёплое благодатное лето» (слова сказочника).

2. Как вы думаете, какие уроки могут извлечь из этой сказки дети, а какие уроки — взрослые?

IV. Заключительное слово учителя
о литературной сказке как жанре

и особенностях изображения в ней вечного противоборства добра и зла.

V. Домашнее задание: составить кроссворд «Литературная сказка».

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 3—5, 7 (одно по выбору).

Задания к уроку внеклассного чтения рекомендуется давать заранее, после первого урока по теме.

Следующие уроки: * Урок 12. Урок внеклассного чтения по литературным сказкам >>>


Ханс Кристиан
АНДЕРСЕН
(Hans Christian Andersen, 1805–1875)


Ханс Кристиан Андерсен – датский писатель-сказочник, поэт, драматург. Им было создано свыше 150 сказок, которые переведены более чем на 100 языков мира. Андерсен родился в городке Оденсе в семье сапожника и прачки.

Отец учил мальчика понимать мир природы, читал ему сказки «Тысячи и одной ночи», басни Ж. Лафонтена. Одарённость мальчика была очевидной. В четыре года он научился читать. Уже в детские годы, после просмотра представления на Рождество, он начинает писать пьесы и сочинять стихи.

Андерсен был мечтательным, впечатлительным ребёнком. Любовь к чтению и театру, актёрские способности, умение рисовать, вырезать затейливые фигуры из бумаги, знание множества отрывков из книг отличали его среди других детей. Учиться за неимением денег Андерсену пришлось в школе для бедных, где преподавали только письмо, арифметику и Закон Божий.

После смерти отца в 1816 году, желая увидеть мир и получить образование, четырнадцатилетний подросток едет в Копенгаген – столицу Дании, где начинает учиться пению в хоровой школе, посещает балетную школу, пытается связать свою судьбу с театром. Он работает статистом[3] в театре, что даёт ему право на бесплатный вход на все спектакли. Будущему сказочнику помогают получить ежегодную стипендию короля Фредерика VI, и Андерсен поступает в гимназию, где учится в одном классе с подростками двенадцати-тринадцати лет, будучи семнадцатилетним молодым человеком. «Положение моё, – писал он впоследствии, – можно было сравнить с положением человека, не умеющего плавать и брошенного в море.

Дело шло о жизни и смерти, и я изо всех сил боролся с волнами, грозившими утопить меня: одна волна называлась математикой, другая – грамматикой, третья – географией и так далее. Я захлёбывался и боялся, что мне никогда не удастся выплыть». В гимназическом сочинении на тему «Как важно в юности научиться чему-нибудь полезному» Андерсен писал: «Несчастен тот, кто предаётся лени и праздности, будь он несметно богат».

Писатель считал, что человек любого происхождения может достигнуть многого. По окончании гимназии Андерсен сдал при Копенгагенском университете экзамен на звание учителя и получил приглашение на должность домашнего учителя в семью Ионаса Колина — одного из крупнейших деятелей Дании.

С его детьми Андерсен совершает несколько путешествий по Европе. В Германии он знакомится с поэтом Генрихом Гейне и композитором Робертом Шуманом, во Франции — с писателями Виктором Гюго, Александром Дюма. О своей судьбе Андерсен напишет в автобиографических очерках «Сказка моей жизни» и «Приключения моей жизни». За свою жизнь Андерсен изъездил всю Италию, Германию, Испанию, побывал во Франции, в Англии, Швеции, Португалии, Греции, на Балканах, в Северной Африке и в Малой Азии, путешествовал по Дунаю и Чёрному морю. О своих путешествиях писатель оставил увлекательные путевые очерки. «Кто путешествует – тот живёт», – утверждал Андерсен.

Андерсен – автор шести романов. Но мировое признание ему принесли сказки, первые из которых появляются в 1835 году. Сюжеты сказок «Огниво», «Маленький и Большой Клаус», «Принцесса на горошине», «Дикие лебеди», «Свинопас» он узнал ещё в детстве. Часть сказок создана на основе сборника «Сказки тысячи и одной ночи» (например, «Сундук-самолёт»), Сюжеты сказок «Цветы для маленькой Иды», «Дюймовочка», «Русалочка», «Калоши счастья», «Стойкий оловянный солдатик», «Оле-Лукойе» были придуманы самим писателем.

В сказках Андерсена нет прямой назидательности, но все герои сказок помогают человеку лучше понять себя и увидеть мир. Поиски настоящего, истинного, его отличие от мнимого, ложного, фальшивого, вера в торжество добра и красоты, яркие образы, интерес к внутреннему миру героев, отражение фактов биографии самого автора — всё это отличает сказки писателя. Некоторые сказки Андерсена (например, «Девочка со спичками», «Русалочка») заканчиваются трагически, что противоречило сказочной традиции, но способствовало ещё большей глубине постижения происходящего читателем. Особое место в сказках Андерсена занимает изображение природы, тут особенно заметно желание писателя показать читателю красоту окружающего нас мира, научить видеть эту красоту.

По мнению Андерсена, злое начало в человеке объясняется влиянием общества. Правда, зло у сказочника не страшное, а чаще нелепое и даже смешное. Писатель уничтожает границы между сословиями — его короли и принцессы действуют как простые люди, к ним нет привычного почтения, что было новым для сказки.

КОММЕНТАРИИ

«Снежная королева» была написана в 1843 году, когда сказочник начинает создавать сказки «на вырост», которые можно перечитывать детям, ставшим взрослыми. Это сказки без приукрашивания жизни, иногда без счастливого окончания (например, «Девочка со спичками»).

В «Снежной королеве», как и в других сказках писателя, соединены фантастика и реальность, силе зла противостоят силы Добра, красоты, любви. Андерсен переносит нас в волшебный мир, в котором герои переживают сильные чувства, действие развивается динамично, в сюжете много необычных поворотов. Начало сказки – описание дома в Оденсе, где прошло детство писателя.

(вернуться к уроку)


Миp в слове

СКАЗКА


1. Повествовательный фольклорный жанр. 2. Что-то необыкновенное, поразительное, чудесное. 3 Выдумка небылица («сказки рассказываешь»). 4. Истор. Название некоторых деловых документов, в том числе показаний свидетелей в суде, в XVII–XVIII веках. 5. Истор. Именной список населения в Росси в XVIII–XIX веках («числиться по сказкам»).

Из русского фольклора: «Сказка – ложь, а песня – правда» (пословица); «Ни в сказке сказать, ни пером описать» (из народных сказок); «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» (пословица); «Это присказка, а сказка будет впереди» (из народных сказок).

Из русской литературы: «Мы не греки и не римляне... Нам другие сказки надобны» (поэма Н. М. Карамзина «Илья Муромец»); «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок...» («Сказка о золотом петушке» А. С Пушкина); «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать – так право, сказки!..» (басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица»); «И случилась эта сказка возле нашего села: подняла вода избушку, как кораблик, понесла...» (поэма А. Т. Твардовского «Страна Муравия»).

1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

3. Статист – актёр, исполняющий роли без слов, участник массовых сцен. (вернуться)

 
Иллюстрация В. Алфеевского к сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика