Литература как искусство слова
Литература
 
 Главная
 
ПРАКТИКУМЫ
в 5 классе:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЛИТЕРАТУРА
КАК ИСКУССТВО СЛОВА

1 ЧАС

5 класс[1]



УРОК 1
Литература как искусство слова

Задачи:
познакомить пятиклассников с учебником; дать начальное представление о художественном образе и литературе как искусстве слова.
Основные виды деятельности: чтение вступительной главы; ответы на вопросы учебника; сопоставление научного и художественного описания.
Термины: художественный образ, метафора, эпитет, сравнение, инверсия.

Этапы урока

I. Вступительное слово о литературе
как искусстве словесного образа

и основных задачах курса литературы в 5 классе:

читать литературные произведения,
находить в них художественные образы,
устанавливать связи между ними,
учиться находить скрытые смыслы в художественном тексте,
выражать свое понимание и отношение к прочитанному.

II. Знакомство с учебником.

Представление обложки, форзацев, оглавления учебника.

Советы по работе со справочным аппаратом учебника (комментарии, сноски, рубрика «Мир в слове», «Краткий словарь литературоведческих терминов»), системой заданий, помещённых после статей учебника и художественных текстов, в том числе специально маркированных заданий («Творческое прочтение», «Поиск информации», «Опыт исследования», «Публичное выступление», «Точка зрения», «Сочинение», «Вместе с товарищами» и др.).

III. Чтение вступительной главы учебника
«Литература как искусство слова»
.


Сопоставление научного и художественного описания Москвы (из романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» и романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»).

В процессе работы над вступительной главой учебника обобщаются полученные в начальной школе представления о видах художественных образов (преимущественно на материале народных и литературных сказок, детской литературы) и изобразительно-выразительных средствах, уже знакомых пятиклассникам (метафора, эпитет, сравнение, инверсия).

IV. Беседа по вопросам учебника.

Для закрепления материала вступительной главы можно использовать вопросы и задания учебника (1—5).

Вряд ли следует на данном этапе изучения литературы добиваться чёткого разграничения видов художественных образов.

Пятиклассники должны получить начальное представление о многообразии художественных образов в литературе. На последующих уроках можно перейти к характеристике отдельных образов и средств их создания, указать на наличие системных отношений между разными образами (на основе принципов дополнения, подобия, контраста).

Дополнительные вопросы:

1. Какие образы особенно привлекают вас в художественной литературе и других видах искусства?
2. Приведите примеры обращения в обычной ситуации к художественному образу. С какой целью используются в нашем повседневном общении художественные образы, имена фольклорных и литературных персонажей?

V. Выполнение творческой работы
(индивидуальное задание 2 учебника[2]).

Творческую работу, посвящённую закреплению материала о специфике художественного описания, можно провести устно (устное словесное рисование) или письменно (тогда проверка может быть отложена и на следующий урок).

Особенно важно отметить в работах пятиклассников то, как легко можно разрушить простым пересказом художественную картину и как трудно нарисовать свою картину.

Для создания художественной картины нужно не только использовать художественные приёмы, обладать развитым воображением, но и владеть особым даром слова, умением подобрать необычные слова или расположить обычные слова в необычном сочетании.

Проще вернуться к исходному художественному описанию, прокомментировать его, нарисовать иллюстрации.

На данном этапе работы (как и при сопоставлении научного и художественных описаний Москвы) учащиеся вновь обращают внимание на то, что описания бывают прозаические и стихотворные. Подробнее об этом будет говориться на последующих уроках и на специальном уроке-практикуме «Поэзия и проза как формы художественной речи» .

VI. Подведение итогов.

Заключительное слово о литературе как искусстве слова.

VII. Домашнее задание:

1) прочитать мифы «Аполлон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис», «Орфей в подземном царстве»;

2) ответить устно на вопросы 5, 6 учебника.

Следующие уроки: Урок 2. Мифы об искусстве >>>


ЛИТЕРАТУРА
КАК ИСКУССТВО СЛОВА

(Статья учебника)

Литературой (от латинского слова litteratura — написанное, от littera — буква) называют все произведения письменности, в том числе научную, документальную, художественную литературу. Однако есть у этого слова и другое, чаще всего используемое значение.

Литература — один из видов искусства, отличительной особенностью которого является создание художественных образов при помощи слова, или искусство слова.

Перед вами три фрагмента, посвящённых Москве. Внимательно прочитайте их. Первый фрагмент, скорее всего, хорошо знаком вам, потому что такую информацию вы уже могли встретить в энциклопедическом словаре, справочнике или учебнике:

«Москва — столица России, центр Московской области, город федерального значения, субъект Российской Федерации. Крупнейший политический, промышленный, научный и культурный центр. Расположен в центре европейской части России, в междуречье Оки и Волги, на реке Москве. Граница города в основном проходит по Московской кольцевой автомобильной дороге».

Второй фрагмент — из описания Москвы в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир», с которым вы познакомитесь в старших классах:

«Блеск утра был волшебный. Москва с Поклонной горы расстилалась просторно с своей рекой, своими садами и церквами и, казалось, жила своей жизнью, трепеща, как звёзды, своими куполами в лучах солнца».

Третий фрагмент — из романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», отрывки из которого (описания русской зимы) вы уже, возможно, читали в начальной школе:

Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.

А х, братцы! Как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!

Вы, очевидно, сразу почувствовали разницу между текстами, в которых даётся описание Москвы. В первом тексте — лишь точная, конкретная информация, не основанная на художественном изображении и не содержащая никакой эмоциональной оценки. В двух последующих описаниях нарисована художественная картина. Многочисленные подробности делают эту картину необычайно яркой, богатой, запоминающейся. Картина оживает («Москва... жила своей жизнью»), вызывает зримое представление. Мы как будто видим город, его сады, церкви, купола, кресты золотые.

Образ Москвы создаётся при помощи особых художественных приёмов: метафор, или использования слов в переносном значении («горят... главы»), сравнений («как звёзды», «как жар»), ярких эпитетов, или художественных определений («блеск... волшебный», «старинные главы»), инверсии, или нарушения обычного порядка слов («Как жар, крестами золотыми горят старинные главы»), и др. Обратите внимание на слова «главы» (здесь имеются в виду купола церквей) и «чертоги» (пышные, великолепные здания, дворцы), которые называют поэтическими, то есть исполненными высокой поэзии, прекрасными, возвышенными[3]. Эти необычные слова, а главное, неожиданные их сочетания становятся и средством вполне определённого эмоционального отношения к Москве.

Художественный образ — это любая часть той необычной картины жизни, которая создаётся творческой личностью (художником, скульптором, писателем) при помощи художественного вымысла, фантазии, специальных изобразительных средств. Эта картина рассчитана на работу творческого воображения того, кому она адресована (читателю, зрителю).

Произведения изобразительных видов искусства мы видим — это картины, памятники скульптуры и архитектуры (некоторые из них можно потрогать руками), музыку — слышим, кинофильм и театральный спектакль — видим и слышим. В литературе художественные образы скрыты в словах. Только в процессе вдумчивого чтения в нашем воображении возникает созданная писателем художественная картина. И чем внимательнее мы отнесёмся к словам, при помощи которых автор рисует эту картину, тем ближе подойдём к пониманию того, что хотел он сказать своим читателям.

Литературные произведения описывают преимущественно человека (и всё то, что его сопровождает, окружает) и обращены к человеку, поэтому чаще всего мы встречаем в литературе:

• образы персонажей (от латинского слова persona — личность, лицо), главных и второстепенных;

• образ автора, всегда присутствующий в его творении, которое является отражением его мыслей, чувств, переживаний;

• образ читателя, в том числе читателя воображаемого, с которым автор ведёт своеобразный диалог.

Кроме того, в художественной картине, представленной в литературном произведении, можно увидеть:

• образ времени (во многих знакомых вам стихотворениях о природе нарисован образ времени года; в исторических произведениях русских писателей присутствует образ прошлого, а в научно-фантастической литературе — образ будущего);

• образ пространства, открытого (в народных сказках и песнях особенно важны образы дороги, леса, поля) и закрытого (вспомните описание внутреннего убранства «избушки на курьих ножках» Бабы Яги или мрачного дворца Кощея Бессмертного);

• образ события, главного и его отдельных эпизодов (иногда писатель рисует образ исторического события; очень часто мы встречаемся в художественной литературе с такими совершенно фантастическими событиями, как, например, путешествие на машине времени в далёкое прошлое или будущее);

• образы предметов, вещей (дополните набор традиционных волшебных предметов, которые принимают самое непосредственное участие в сказочном действии: волшебная палочка, дубинка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы);

• образы растений, животных, явлений природы (во многих произведениях, которые вы читали в начальной школе, именно эти образы являются главными).

Задача внимательного читателя не только эти образы увидеть, связать их в своём воображении в общую художественную картину, получить удовольствие от этой картины, но и ответить на своеобразное приглашение писателя вступить с ним в диалог, уловить скрытые намёки, извлечь уроки, с чем-то согласиться или не согласиться, о чём-то задуматься.
(вернуться к уроку)


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Индивидуальное задание 2 учебника
Опыт исследования.
Какие образы делают приведённый ниже фрагмент художественной выразительной картиной?

   Морозна ночь, всё небо ясно;
   Светил небесных дивный хор
   Течёт так тихо, так согласно...
      А. С. Пушкин

Расскажите об этом же, не используя художественные образы.
Что у вас получилось? Попытайтесь теперь нарисовать свою картину, используя изобразительные средства. Какое из двух предложенных заданий было легче выполнять и почему? (вернуться)

3. В пояснениях (сносках) ко многим словам из художественных произведений, помещённых в учебнике, вам часто будут встречаться такие пометки в скобках: «поэтич.» — поэтическое, «устар.» — устаревшее, «высок.» — высокое, или возвышенное. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика