Главная |
|
|
Статуя Аполлона Кифареда.
Мрамор. Римская работа II в. Рим, Ватиканские музеи, Музей Пио-Клементино, Зал муз, 16. |
|
|
Дедал привязывает крылья Икару.
Соколов П. И., 1777 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МИФОЛОГИЯ |
|
|
Урок 2. Мифы об искусстве «Аполлон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис», «Орфей в подземном царстве»
* Урок 3. Художественный образ в мифе[2]
* Урок 4. Славянская мифология
УРОК 2
Мифы об искусстве «Аполлон и музы»,
«Дедал и Икар», «Кипарис»,
«Орфей в подземном царстве»
Задачи: обобщить представления пятиклассников о мифах; познакомить с древнегреческими мифами о происхождении искусства; дать начальное
представление о литературных родах и жанрах, их происхождении.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; чтение фрагментов мифов; ответы на вопросы учебника; выполнение тестовых заданий; работа с иллюстрациями.
Термины: миф, мифология, комментарий, эпитет, сравнение, гипербола, аллегория, литературный род, эпос, лирика, драма, жанр.
Этапы урока
I. Чтение
вступительной статьи «Мифология».
Работа со статьёй основывается на уже знакомом учащимся материале, в том числе на заранее
прочитанных мифах «Аполлон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис»,
«Орфей в подземном царстве».
II. Работа с комментариями
к древнегреческим мифам.
Знакомство со
статьёй «Комментарий»[4] в «Кратком словаре литературоведческих терминов».
Вопросы для разъяснения:
1. Зачем нужны комментарии к текстам?
2. Как обычно оформляются комментарии? Чем они отличаются от сносок?
3. Какие слова в древнегреческих легендах вам были непонятны? Нашли ли вы их толкования?
4. О чём вы ещё узнали из комментариев к древнегреческим мифам? Почему важно отметить в комментарии, что перед нами не древние тексты, а
изложение мифов, причём предложенное современным учёным?
III. Выполнение тестовых заданий
(или небольшая викторина
«Образы древнегреческой и римской мифологии»).
Важно проверить знание учащимися помещённых в учебнике мифов и комментариев к ним, а также того,
насколько хорошо они ориентируются в античной мифологии.
Для работы на уроке можно использовать задания учебника, тесты с выбором одного из вариантов ответа или тесты на соотнесение описания и образа.
Материалы
для работы на уроке:
1. Муза эпической поэзии — это …, муза лирики — это …, муза любовных песен — это …, муза трагедии — это …, муза комедии — это …, муза танцев — это …,
муза истории — это …, муза астрономии — это …; муза священных гимнов — это …
(Каллиопа, Эвтерпа, Эрато, Мельпомена, Талия, Терпсихора, Клио, Урания, Полигимния).
2. Над морями властвует бог … (Посейдон), брат громовержца … (Зевса). Его сын … (Тритон) звуком своей трубы из раковины вызывает бури.
Глубоко под землёй царит мрачный … (Аид), другой брат громовержца … (Зевса). В его подземном царстве струятся воды реки … (Леты). Вход в царство
мёртвых сторожит трехглавый пёс … (Кербер, или Цербер). Один из древнейших богов Греции — златокудрый … (Аполлон), это бог солнца, света, покровитель
стад, охранитель дорог, а потом он превратился в покровителя искусства, поэзии и музыки, стал богом муз, поэтому его зовут ещё …
(Мусагет). Торжественно звучат струны его … (кифары).
3. Чтобы овладеть городом Троей, хитроумный … (Одиссей) предложил соорудить огромного деревянного … (коня), в котором могли бы спрятаться греческие воины.
Самым смелым воином у греков был неистовый … (Ахилл), который разгневал бога … (Аполлона), и тот не сдержал своё обещание хранить … (Ахилла).
Стрела поразила героя в … (пяту), которая была единственным уязвимым местом, так как её не коснулись воды подземной
реки … (Стикса). Отсюда и появилось выражение «…» («ахиллесова пята»), т. е. уязвимое, слабое место.
IV. Беседа по вопросам 5, 6 учебника,
направленная на объяснение древнегреческих мифов о происхождении искусства.
В ходе беседы необходимо закрепить содержание вступительной статьи, ещё раз обратить внимание пятиклассников на то, что в древние времена искусства,
науки и ремёсла были самым тесным образом связаны, объединены ритуалом, были одинаково значимы.
Пятиклассники должны также привести конкретные примеры из мифов, показывающие, что искусство играло особую роль в жизни древнего человека.
Дополнительные
вопросы и задания:
1. Как реагировала сама природа на пение муз? Почему боги на Олимпе, забыв обо всём, слушали кифару Аполлона? Почему мир и тишина воцарились
на Олимпе? Только ли грусть и задумчивость могли вызвать у слушателей звуки кифары Аполлона?
2. Почему статуи, созданные Дедалом, казались живыми? Только ли великим художником и скульптором был Дедал? Когда он проявил себя как
искусный изобретатель и мастер?
3. О чём пел Орфей в подземном царстве мёртвых? Как восприняли его пение обитатели Аида?
4. Вспомните случай из жизни, когда общение с искусством произвело на вас особенно сильное впечатление. Какие чувства, эмоции вызвало у вас это общение (грусть,
потрясение, тревогу, восторг, смех, радость и т. д.)?
V. Заключительное слово о мифах,
посвящённых происхождению искусства и его огромной роли в жизни человека.
VI. Домашнее задание:
прочитать миф «Состязание Пана с Аполлоном».
Индивидуальные задания:
выполнить письменно индивидуальное задание 4 учебника.
Следующие уроки: * Урок 3. Художественный образ в мифе >>>
|
|
МИФОЛОГИЯ
(Статья учебника)
Источниками литературы как вида искусства являются мифология и фольклор, которым и посвящены два следующих раздела учебника – «Мифология» и «Фольклор». И хотя
мифология и фольклор как коллективное и устное творчество не имеют прямого отношения к письменности, без них было невозможно зарождение и существование литературы.
Знание мифологических и фольклорных образов необходимо внимательному читателю для более глубокого понимания литературных произведений.
Мифы (от греческого слова mythos – предание, сказание) – своеобразное отражение реальной жизни, выраженное в форме преданий, сказаний о деяниях
божественных сил и подвигах героев. В глубокой древности мифы складывались для объяснения того, что происходило в мире, и были связаны с представлениями древнего
человека о самых важных в его жизни событиях, с попытками ответить на сложные вопросы о происхождении мира, появлении человека, сущности отдельных природных и
общественных явлений.
Древние мифы объединили в себе и науку (научное познание), и ритуал (обряды), и художественное (образное) повествование. Это результат коллективного народного
творчества. Мифы передавались из поколения в поколение. Как всякое устное предание, они имели множество вариантов, причём не только у разных народов, но даже и в
рамках одной культуры. Например, один из самых известных героев древнегреческой мифологии Прометей, имя которого означает «предвидящий», связан с мифами о создании
рода человеческого. Согласно одним источникам, именно Прометей создал людей из земли и воды, добыл для них огонь, научил их заниматься ремёслами, читать, писать,
создавать произведения искусства. По другим мифам, отцом всех богов и людей, их справедливым защитником и покровителем является Зевс, верховное божество в греческой
мифологии. Зевсу же принадлежит заслуга преобразования человечества, внесения в мир закона, науки, норм морали и искусства. Богиня памяти Мнемосина (Мнемозина) рождает
Зевсу девять муз – богинь наук, поэзии и искусств. Сыном Зевса является и бог Аполлон, покровитель певцов и музыкантов, он же Мусагет – водитель муз.
В древнегреческих мифах о происхождении искусства вы встретите множество уже знакомых и совсем незнакомых вам слов, имён и названий. Чтобы узнать их значение, нужно
использовать справочный аппарат учебника, сноски и комментарии (от латинского слова commentarius – заметки, толкование). Если вам захочется узнать подробнее об этих и
других мифологических персонажах, обращайтесь к многочисленным энциклопедическим и справочным изданиям.
Мифология (от греческих слов mythos – предание, сказание и logos – слово) – это совокупность всех мифов, а также наука, изучающая мифы, их
возникновение, содержание, распространение.
Учёные давно отметили в мифах разных народов повторяющиеся темы и образы. Греческому богу Зевсу-громовержцу, например, соответствуют в римской мифологии Юпитер, в
славянской – Перун.
Особый интерес для современного читателя представляют мифы о происхождении мира и Вселенной, человека, Солнца, звёзд, о появлении разных ремёсел, об установлении
правил, законов, традиций, обрядов.
Для мифов характерно очеловечивание всей природы, использование художественных приёмов для описания героев или событий. Эти приёмы впоследствии получат широкое
применение в литературе. Боги и герои древнегреческой мифологии описываются при помощи ярких эпитетов, сравнений.
В мифах присутствуют аллегория (от греческого слова allegoria – иносказание), передающая скрытый смысл, заложенный в описании, и гипербола (от греческого слова
hiperbole – преувеличение) – намеренное преувеличение. Образ греческой богини Фемиды, которую изображали с завязанными глазами и весами в руке, представляет собой
аллегорическую фигуру, олицетворяющую правосудие. Гиперболический образ сторуких мифологических чудовищ помогает представить картину страшной
борьбы Зевса с титанами[3], ощутить мощь стихийных сил, неподвластных разуму древнего человека.
В целом ряде мифов нашли отражение представления древних людей о том, что такое искусство, каково его влияние на человека, рассказывается о ярких, талантливых творцах
художественных произведений: певцах, музыкантах, художниках.
В Древней Греции складывается сохранившееся до настоящего времени деление произведений художественной литературы на три большие группы, или роды
литературы:
– эпос (от греческого слова epos – слово, повествование, рассказ), или эпические произведения, в основу которых положено повествование о событиях и
героях;
– лирика (от греческого слова lyra – струнный музыкальный инструмент), или лирические произведения, в которых передаются чувства, настроения,
переживания, раздумья героев;
– драма (от греческого слова drama – действие), или драматические произведения, изображающие действия, в которых принимают участие герои
(драматические произведения обычно предназначены для постановки на сцене).
В каждом роде литературы выделяются особые виды произведений, или жанры литературы:
— эпические жанры (например, роман, повесть, рассказ);
– лирические жанры (например, стихотворение, ода, послание);
– драматические жанры (например, трагедия, комедия, драма).
С некоторыми жанрами вы уже знакомы, со многими познакомитесь на уроках литературы и в самостоятельной читательской практике.
(вернуться к уроку)
|
|
КОММЕНТАРИИ
(Статья учебника)
Помещённые в учебнике описания мифов даны в изложении Николая Альбертовича Куна (1877 – 1940), историка, писателя, педагога, профессора Московского университета,
автора широко известной книги «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима», впервые вышедшей
в 1914 году под названием «Что рассказывали древние греки
и римляне о своих богах и героях».
Гера (в римской мифологии – Юнона) – в греческой мифологии царица богов, покровительница брака.
Леда – в греческой мифологии супруга спартанского царя Тиндарея.
Геликон – гора в Греции, где, согласно греческим мифам, обитали музы.
Гиппокрена (Иппокрена) – в греческой мифологии источник вдохновения, который возник от удара копыта крылатого коня Пегаса на горе Геликон.
Парнас – горный массив в Греции, который считался местом обитания Аполлона и муз.
Аполлон (в римской мифологии – Феб) – олимпийский бог, целитель, пастух, музыкант, покровитель искусств, сын Зевса и Лето, брат Артемиды.
Музы – богини наук, поэзии и искусств, дочери Зевса и Мнемосины.
Мнемосина (Мнемозина) – богиня памяти, мать девяти муз, дочь Урана и Геи.
Олимп – самый высокий горный массив в Греции, который в греческой мифологии считался местом пребывания олимпийских богов во главе с Зевсом.
Арес (в римской мифологии – Марс) – бог коварной, вероломной войны, сын Зевса и Геры.
Хариты – благодетельные богини, воплощающие доброту и милость, радостное и вечно юное начало жизни: Аглая («сияющая»), Ефросина
(«благомыслящая»), Талия («цветущая»).
Афродита (в римской мифологии – Венера) – богиня любви, красоты, плодородия и вечной весны, родившаяся из морской пены.
Гермес (в римской мифологии – Меркурий) – вестник олимпийских богов, покровитель пастухов, путников, торговли.
Артемида (в римской мифологии – Диана) – богиня охоты, дочь Зевса и Лето.
(вернуться к уроку)
|
|
1. Источник: Уроки литературы. 5 класс;
под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение. ( вернуться)
2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только
на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. ( вернуться)
3. Титаны – в греческой мифологии сыновья Урана (бога неба) и Геи (богини земли), вступившие в борьбу
с Зевсом за обладание небом и сброшенные за это в Тартар, царство мёртвых. ( вернуться)
4. Комментарий (лат. commentarius – заметки, толкование) – толкование, разъяснение текста литературного
произведения. ( вернуться)
|
|
|
Никола Пуссен. Парнас (Аполлон и музы). 1630-1631 гг.
Холст, масло. 145x197. Музей Прадо. Мадрид, Испания |
|
|
Брюллов К. П. Солнечное затмение. Прощание Дианы с Аполлоном. 1851.
Холст, масло. 63х75. Новосибирский государственный художественный музей |
|
|
|
|
|
|
|