Повесть Н. В. Гоголя «Заколдованное место»
Литература
 
 Главная
 
Портрет Н. В. Гоголя
работы Ф. А. Моллера, 1849.
Музей-заповедник Абрамцево
 
Гимназический портрет Н.В.Гоголя.
Гравюра на дереве по оригиналу неизвестного художника. 1827. ИРЛИ (Пушкинский дом). Санкт-Петербург
 
Дед Максим танцует. Иллюстрация В. М. Васнецова к повести Н. В. Гоголя "Заколдованное место". 1901
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809 – 1852)

4 ЧАСА

5 класс[1]


Уроки 31–33. Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

* Урок 34. Урок внеклассного чтения по повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»[2]


УРОК 34*
Урок внеклассного чтения
по повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»

Задачи:
формировать читательские интересы учащихся; обогатить представления школьников о художественном мире ранней прозы Н. В. Гоголя.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; устные пересказы; представление иллюстраций к повести; выполнение тестовых заданий.
Термины: фольклорные образы, образ рассказчика, сказка, быль.

Этапы урока

I. Вступительная беседа

по повести «Заколдованное место» с использованием вопросов и тестовых заданий, подготовленных учащимися друг для друга, а также
дополнительных вопросов и заданий,
составленных учителем, например:

1. Кто выступает в этой повести (вместе с Рудым Паньком) в качестве рассказчика?

2. Найдите фрагмент повести, в котором изображена сама ситуация рассказывания (есть прямые обращения к слушателям, описана реакция слушателей).

3. Запомнили ли вы имя деда, о котором повествуется в «Заколдованном месте»?

4. Тест «Кто это? Что это?».
Учащимся предлагается соединить стрелками слова, встречавшиеся им в повестях «Ночь перед Рождеством» и «Заколдованное место», с их значениями:

Помещение, сарай для молотьбы и хранения хлеба       Баштан
Народный духовой музыкальный инструмент       Чумак
Поле, на котором выращиваются арбузы, дыни, тыквы       Свитка
Торговец на Украине и юге России в давние времена       Заступ
Длинная верхняя народная одежда       Гумно
Арбуз       Сопилка
Железная суживающаяся к концу лопата       Курень
Дом в некоторых местах Украины       Ковун

II. Конкурс иллюстраций
к повести «Заколдованное место»

(представление иллюстрации, обоснование выбора цитатного заглавия).

В ходе обсуждения иллюстраций следует обратить внимание на то, что заколдованное место в повести меняет свой вид, что в тексте даны разные опознавательные сигналы (голубятня, гумно, баштан, лес, дорожка в поле и др.).

III. Чтение и анализ фрагмента повести
со слов «Стал копать — земля мягкая…»

до слов «…тогда только перевёл дух».

Примерные вопросы:

1. Почему дед Максим решил, что в заколдованном месте есть клад?
2. Что он в итоге выкопал?
3. Как вы можете объяснить страхи деда? Что ему чудилось (виделось и слышалось)? Что это могло быть в действительности?

IV. Заключительная беседа
по повести «Заколдованное место»:


1. Понравилась ли вам повесть? Что особенно запомнилось? Что показалось всё-таки непонятным, странным, таинственным?
2. Какой фрагмент повести вы считаете самым смешным?
3. Что нового вы узнали о мире Диканьки из этой повести? Какое значение в ней играет эпизод, связанный с поиском клада? Вспомните вступительную статью о писателе, об услышанных им в детстве историях про таинственные подземные ходы, в которых скрывались клады.
4. Какие другие литературные произведения, в которых говорится о поисках кладов, вы читали? Что вы можете порекомендовать для чтения своим одноклассникам?

V. Домашнее задание:

подготовить подробный пересказ вступительной статьи о Ф. И. Тютчеве (или А. А. Фете).

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 4 учебника.

Следующие уроки: Урок 35. Образ времени года в стихотворениях Ф. И. Тютчева и А. А. Фета >>>


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Волков А. М. Дом в Яновщине. Гоголь и его сестра Е. В. Быкова слушают бандуриста. 1852 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика