Уроки 31–33. Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
* Урок 34. Урок внеклассного чтения по повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»[2]
УРОК 34*
Урок внеклассного чтения
по повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»
Задачи: формировать читательские интересы учащихся; обогатить представления школьников о художественном мире ранней прозы Н. В. Гоголя.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; устные пересказы; представление иллюстраций к повести; выполнение тестовых заданий.
Термины: фольклорные образы, образ рассказчика, сказка, быль.
Этапы урока
I. Вступительная беседа
по повести «Заколдованное место» с использованием вопросов и тестовых заданий, подготовленных учащимися друг для
друга, а также
дополнительных вопросов и заданий,
составленных учителем, например:
1. Кто выступает в этой повести (вместе с Рудым Паньком) в качестве рассказчика?
2. Найдите фрагмент повести, в котором изображена сама ситуация рассказывания (есть прямые обращения к слушателям, описана реакция слушателей).
3. Запомнили ли вы имя деда, о котором повествуется в «Заколдованном месте»?
4. Тест «Кто это? Что это?».
Учащимся предлагается соединить стрелками слова, встречавшиеся им в повестях «Ночь перед Рождеством» и «Заколдованное место»,
с их значениями:
Помещение, сарай для молотьбы и хранения хлеба Баштан
Народный духовой музыкальный инструмент Чумак
Поле, на котором выращиваются арбузы, дыни, тыквы Свитка
Торговец на Украине и юге России в давние времена Заступ
Длинная верхняя народная одежда Гумно
Арбуз Сопилка
Железная суживающаяся к концу лопата Курень
Дом в некоторых местах Украины Ковун
II. Конкурс иллюстраций
к повести «Заколдованное место»
(представление иллюстрации, обоснование выбора цитатного заглавия).
В ходе обсуждения иллюстраций следует обратить внимание на то, что заколдованное место в повести меняет свой вид, что в тексте даны разные
опознавательные сигналы (голубятня, гумно, баштан, лес, дорожка в поле и др.).
III. Чтение и анализ фрагмента повести
со слов «Стал копать — земля мягкая…»
до слов «…тогда только перевёл дух».
Примерные вопросы:
1. Почему дед Максим решил, что в заколдованном месте есть клад?
2. Что он в итоге выкопал?
3. Как вы можете объяснить страхи деда? Что ему чудилось (виделось и слышалось)? Что это могло быть в действительности?
IV. Заключительная беседа
по повести «Заколдованное место»:
1. Понравилась ли вам повесть? Что особенно запомнилось? Что показалось всё-таки непонятным, странным, таинственным?
2. Какой фрагмент повести вы считаете самым смешным?
3. Что нового вы узнали о мире Диканьки из этой повести? Какое значение в ней играет эпизод, связанный с поиском клада? Вспомните вступительную статью
о писателе, об услышанных им в детстве историях про таинственные подземные ходы, в которых скрывались клады.
4. Какие другие литературные произведения, в которых говорится о поисках кладов, вы читали? Что вы можете порекомендовать для чтения своим одноклассникам?
V. Домашнее задание:
подготовить подробный пересказ вступительной статьи о Ф. И. Тютчеве (или А. А. Фете).
Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 4 учебника.
Следующие уроки: Урок 35. Образ времени года в стихотворениях Ф. И. Тютчева и А. А. Фета >>>
|