Урок 86. Рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
Урок 77. Человек и природа в рассказе
* Урок 88. Урок внеклассного чтения по рассказу В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»[2]
УРОК 88*
Урок внеклассного чтения
по рассказу В. П. Астафьева
«Зачем я убил коростеля?»
Задачи: формировать устойчивый интерес к художественной литературе; развивать навыки постижения идейного содержания художественных
произведений, заложенных в них нравственных уроков.
Основные виды деятельности: чтение рассказа; ответы на вопросы; представление читательского дневника; сопоставление произведений на
сходную тему.
Термины: рассказ, повествователь, авторская позиция.
Этапы урока
I. Вступительное слово об уроке
внеклассного чтения и его основных задачах.
При подготовке к занятию важно создать особую атмосферу ожидания и интересоваться, как идёт подготовка к уроку внеклассного чтения.
Можно накануне провести краткий анонс предстоящего урока, подготовить учащихся к ситуации разговора о самостоятельно прочитанном ими рассказе
В. П. Астафьева, организовать оформление дневника чтения (Красочно оформленный альбом, содержащий подготовленные учащимися иллюстрации к прочитанным
рассказам, краткие аннотации, наиболее яркий отрывок из произведения, литературные игры по произведению (кроссворды, викторины), письма, отзывы).
II. Представление темы и целей урока.
Рассказ В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?» входит в сборник писатели «Затеси», в комментариях
к которому автор писал: «В любом возрасте у человека, тем более у творческого, есть желание запомнить и рассказать доверительно, в узком кругу,
увиденное, поразившее воображение, интересные факты из жизни, истории или явлений природы, дорожные впечатления, мимолетные разговоры, просто
поделиться интересной мыслью, мелькнувшей или застрявшей в голове, быть может, и интересной-то лишь одному автору, надеясь при этом, что если
тебя не поймут, то хотя бы внимательно выслушают».
Небольшие по форме, ёмкие и глубокие по содержанию рассказы писателя представляют собой доверительный разговор с читателем о
наболевшем, волнующем. Об одном из таких рассказов и пойдёт речь.
III. Обмен впечатлениями о прочитанном,
чтение фрагментов из читательских дневников.
IV. Выразительное чтение и анализ рассказа
«Зачем я убил коростеля?» по вопросам:
1. О каком эпизоде в своей жизни не может забыть герой?
2. Какие чувства испытывает рассказчик, решивший догнать коростеля?
3. Почему герою становится жалко птицу? Прочитайте детали описания коростеля, передающие беспомощность и беззащитность дергача.
4. Используя дополнительные материалы и текст рассказа, объясните, чем трудна жизнь коростеля, других (перелётных) птиц.
5. Какую роль эпизод с коростелем сыграл в жизни героя?
6. Прочитайте финал рассказа. Подумайте, почему герой не может забыть давний случай.
V. Выразительное чтение учителем
эссе журналиста В. Пескова:
«Осенью лес молчит. Такая тишина! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В
такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.
Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся
узор его «долота». В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой.
Дятел косился вниз, но продолжал работать.
В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая.
Из кустов орешника грянул выстрел — дробью сорвало источённую червями кору, и вместе с ней на жёлтую траву упала птица. Дятел не успел
проглотить личинку — она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
Из синего дыма на проталину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень
чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
— Зачем?
— А просто так... — Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблённых в рогатки, в самодельные пистолеты, в старые бердянки и новые двустволки? Кто
должен научить их беречь и любить природу? Кто должен объяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться
прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?»
VI. Сопоставительный анализ
идейного содержания рассказа
В. П. Астафьева и эссе В. Пескова.
Учащимся предлагается подумать над тем, что сближает и что различает данные произведения.
Сопоставительный анализ предполагает сравнение произведений по сходству и различию.
Важно обратить внимание на несколько разные позиции рассказчиков. В рассказе Астафьева герой-рассказчик вспоминает о случае сорокалетней давности,
забыть который ему не позволяют совесть и та вина, которую герой ощущает перед погибшей птицей и самим собой. Он не
призывает в открытую что-то менять в себе, но его история-исповедь, образ погибшей птицы и нас делают соучастниками той давней истории героя.
В эссе В. Пескова рассказчик призывает людей и общество задуматься о происходящих с нашим поколением явлениях потери милосердия, ставших нормой
жизни равнодушии, жестокости и чёрствости, нехватке ответственности и сочувствия в нашей жизни.
VII. Обобщение и выводы.
Учащимся предлагается задуматься над такими вопросами:
1. Какую роль играет природа в жизни человека и общества?
2. В чём причина грубого вмешательства человека в жизнь природы? Каковы возможные последствия этого вмешательства?
VIII. Домашнее задание:
письменно ответить на вопрос, используя жизненный и читательский опыт: «Как взаимосвязаны жизнь человека и природы?»
Следующие уроки: Урок 89. Рассказ Э. Сетона-Томпсона «Королевская аналостанка» >>>
|