Толстой А. К. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Литература-10
Литература
 
 Главная
 
А. К. Толстой.
Офорт М. Рундальцова
с рис. Т. Кирхгофа (?). 1911 г.
Источник: Захарова В. Д. Вслед за А. К. Толстым. В поисках истины. – Брянск, 2013.
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ
(1817 – 1875)

2 ЧАСА

10 класс[1]


Урок 68. А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии

Урок 69*. Природа и любовь в лирике А. К. Толстого[2]


УРОК 68
«...Это была натура прежде всего русская... поэзия Толстого есть действительно „русский глагол“» [3]

А. К. Толстой. Жизнь и творчество.
Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого.
Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта.
«Против течения», «Государь ты наш батюшка...».


Десятиклассники уже встречались со стихами А. К. Толстого в основной школе.

Им необходимо напомнить о сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», который был воспитателем юного Толстого (см. урок в 5 классе по сказке),
прочитать стихи поэта разных жанров: «Где гнутся над омутом лозы...», «Край ты мой, родимый край...», «Вот уж снег последний в поле тает...», «Благовест», «Илья Муромец».

Основные сведения из биографии поэта

1. Знатное происхождение.

2. Блестящее домашнее воспитание и образование.

3. Ранние литературные способности, любовь к искусству.

4. Впечатления от украинской природы, преданий, поездок в Европу.

5. Изучение древних документов в архиве Министерства иностранных дел, служба в русской миссии при германском сейме и императорской канцелярии Александра II.

6. Равнодушие к царской службе, прошение об отставке.

7. Бурная светская жизнь, веселые розыгрыши, знакомство с писателями.

8. В начале 1840-х гг. Толстой — автор фантастических рассказов на французском языке и повести «Упырь». Далее им написаны исторические повести, охотничьи очерки, баллады, лирические стихотворения.

9. Любовь к Софье Андреевне Миллер и брак с ней.

10. 1850-е гг. — расцвет поэтического таланта Толстого. Лирика, баллады, былины, притчи, исторические поэмы.

11. 1854 г. — «рождение» Козьмы Пруткова. (Эта информация может стать темой индивидуального сообщения.)

12. В начале 1860-х гг. Толстой уходит в отставку, поселяется в деревне, много пишет в разных жанрах: лирика, баллады, драматическая поэма «Дон Жуан», роман «Князь Серебряный», драматическая трилогия — «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». (Информация об исторических пьесах может стать темой индивидуального сообщения.)

13. Расстройство хозяйственных дел, болезни, мрачное настроение последних лет жизни, но продолжение поэтического творчества, создание стихов и сатирических произведений, переводы с английского, немецкого и французского языков.

В центре урока анализ
лирического стихотворения «Против течения» (1867) и песни «Государь ты наш батюшка...» (1861).

Вопросы и задания
к стихотворению «Против течения»


1. Индивидуальное задание. Составьте к стихотворению историко-культурный комментарий.

2. Какой идейно-эстетический конфликт лежит в основе стихотворения?

3. В чем его метафорический смысл?

4. Какими историческими примерами Толстой доказывает неистребимую веру в прекрасное?

5. Какова авторская концепция красоты? Как с ней соотносятся природа, любовь и искусство?

6. Почему поэт уверен, что победа за теми, кто идет «против течения»?

Вывод.
В стихотворении отразилась идейно-эстетическая концепция Толстого о всемогущей силе красоты, в нем звучит отповедь обывателям, непротивленцам, исповедующим утилитарный подход к творчеству.

Поэт уверен, что красота — это категория вечная и ее не могут поколебать веяния нового времени. Творческий процесс, движимый силой прекрасного, поэт относит к ценностям сакральным, ставя искусство в один ряд с победами христианства.

Вопросы и задания
к стихотворению «Государь ты наш батюшка...»


1. Какой художественный смысл в том, что песня якобы написана от лица народа?

2. Какую оценку дает Толстой характеру Петровских реформ? Почему такая позиция была положительно встречена в славянофильских кругах? Как это сочеталось с западническими взглядами самого поэта?

3. Докажите, что песня Толстого — символическое выражение всяких преобразований в России.

4. В чем смысл диалога «батюшки» и «матушки»?

5. Подтвердите примерами авторскую иронию и горечь в разговоре России с царем Петром Алексеевичем.

6. Подтвердите примерами мысль поэта, что народ — стержень нации и хранитель ее духовных сокровищ. В чем выразилось глубокое сочувствие поэта народу?

7. За что поэт осуждает правление Россией царями-преобразователями?

В заключительной части урока
могут быть прочитаны и проанализированы в группах стихотворения А. Толстого, в которых отразились его идейные взгляды на русскую историю и современную поэту действительность: «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и «Двух станов не боец, а только гость случайный...».

Итог урока.

Для А. Толстого была характерна личная независимость, честность, неподкупность, благородство. Ему были чужды карьеризм, приспособленчество и высказывание мыслей, противных его убеждениям.

Будучи по политическим убеждениям монархистом, поэт всегда честно говорил в глаза царю, с которым дружил с детства, о несуразностях власти. Он осуждал державный курс русской бюрократии и искал идеал в истоках русской демократии древнего Новгорода, видя в нем сильные старинные свойства русского народа. Кроме того, он решительно не принимал и русский радикализм революционеров-демократов, находясь вне обоих станов.

В споре западников и славянофилов Толстой был на стороне западников, но критиковал и тех и других. Такая непримиримая идейная позиция, любовь к русской культуре и истории, знание русского фольклора объясняли специфику его творчества: сочетание лирики и сатиры, фольклорные мотивы, широту и прямоту воззрений на судьбу Родины.



УРОК 69
«Коль любить, так без рассудку...» [4]

Природа и любовь в лирике А. К. Толстого.
«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Средь шумного бала, случайно...»,
«Острою секирой ранена береза...», «Ты не спрашивай, не распытывай...».
Романсы на стихи Толстого.


Моральная чистота и свойственный русской ментальности максимализм отразились в стихотворении Толстого «Коль любить, так без рассудку...», с чтения которого можно начать урок. Эта нравственная позиция объясняет его философию красоты как в лирике природы, так и в любовной поэзии, потому что поэт считал и любовь, и природу проявлениями красоты духовного мира.

В начале урока возможна литературная композиция,
в которую войдут стихотворения «Пустой дом», «Меня, во мраке и в пыли...», «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо...» и др.

На лирику природы наложила отпечаток романтизация старины и русской истории. Природа для него и нетленная красота, и исцеляющая сила, дающая человеку и физическую, и нравственную мощь.

Для его лирических пейзажей характерны философски-исторические раздумья и о судьбе Родины, и о чувствах влюбленного человека.

В этом ключе могут быть интерпретированы прозвучавшие в литературной композиции стихотворения.

Эмоциональный накал уроку может придать рассказ учителя или учащихся о любви Алексея Толстого и Софьи Миллер[5], ставшей его женой, единственной любовью и музой. (См. книгу Р. Белоусова «Я помню чудное мгновенье...»[6].)

В рассказ уместно включить чтение стихотворений «Средь шумного бала, случайно...» (или прослушивание романса Чайковского на эти стихи), «Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость...», «Ты не спрашивай, не распытывай...», «Когда кругом безмолвен лес дремучий...», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя...» и др.

В центре урока
текстуальный анализ стихотворения «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...».

Вопросы и задания
к стихотворению «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...»


1. Как отразилась в стихотворении идейно-эстетическая концепция красоты?

2. Докажите, что поэт считает природу, любовь и искусство проявлениями идеальной красоты мира.

3. Почему поэт видит несовершенство мира в разобщенности этих проявлений красоты?

4. Какой смысл приобретают в его стихотворении выражения «любить могу лишь на просторе», «глагола творческая сила», «любим мы любовью раздробленной»?

5. В чем смысл призыва поэта слиться «в одну любовь»?

Шедевры любовной лирики Толстого десятиклассники могут изучить, работая в группах.

Все стихотворения небольшие по объему, что даст возможность для более тщательного анализа их содержания и художественной формы.

Группа 1.
«Острою секирой ранена береза...».

Группа 2.
«Не ветер, вея с высоты...».

Группа 3.
«Осень. Осыпается весь наш бедный сад...».

Группа 4.
«Смеркалось, жаркий день белел неуловимо...».

Эмоциональным финалом урока станет прослушивание стихотворения «То было раннею весной...», написанного поэтом незадолго до смерти, или романса на эти стихи.

Итоговый вопрос урока — в чем философский смысл понятия «любовь» в лирике Толстого?

Итог урока.

Поэт придает понятию «любовь» божественный и созидающий смысл. Любовь — это всеобъединяющая и всетворящая сила, но на земле и природа, и другие вечные начала бытия «раздроблены», нецелостны и не могут слиться в одну красоту.

Концепция любви у поэта раздвигает узкие рамки чувственной любви и включает в нее всечеловеческую любовь как принцип бытия, положенного Творцом в основание мироздания. Поэт любит свою возлюбленную именно такой идеальной, вселенской любовью, преодолевающей земное горе, превозмогающей ограниченные законы земли и силы земного человека.

Это говорит о сильной романтической традиции в лирике поэта. Его лирический герой презирает посредственное, земное и обращается к возвышенному и идеальному.

Следующие уроки: Урок 70*. Урок контроля. Анализ одного стихотворения русского поэта середины XIX века >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. См.: Бунин И. А. Инония и Китеж // Литературная газета. 1990. № 10. (вернуться)

4. Толстой А. К. «Коль любить, так без рассудку...» // А. К. Толстой. Стихотворения. — М., 1958. — С. 102. (вернуться)

5. Зимой 1850/51 года Толстой встретился с женой конногвардейского полковника Софьей Андреевной Миллер (1827—1895), урожденной Бахметевой, и влюбился в нее. Их браку препятствовали, с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой — мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней.
Только в 1863 году брак их был официально оформлен. Софья Андреевна была образованной женщиной; она знала несколько иностранных языков, играла на рояле, пела и обладала незаурядным эстетическим вкусом. Толстой не раз называл ее своим лучшим и самым строгим критиком.
К Софье Андреевне обращена вся его любовная лирика, начиная с 1851 года. (вернуться)

6. «Я помню чудное мгновенье...» / Сост., вступ. ст. и вводн. тексты Р. Белоусова. — М., 1987. — С. 322—342. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика