Главная |
|
|
А. К. Толстой.
Офорт М. Рундальцова
с рис. Т. Кирхгофа (?). 1911 г.
Источник: Захарова В. Д. Вслед за А. К. Толстым.
В поисках истины. – Брянск, 2013. |
|
|
|
|
|
Алексей Константинович Толстой
(1817 – 1875) |
|
|
|
Стоит опустелый над сонным прудом,
Где ивы поникли главой,
На славу Растреллием строенный дом,
И герб на щите вековой.
Окрестность молчит среди мёртвого сна,
На окнах разбитых играет луна.
Сокрытый кустами, в забытом саду
Тот дом одиноко стоит;
Печально глядится в зацветшем пруду
С короною дедовский щит…
Никто поклониться ему не придёт,—
Забыли потомки свой доблестный род!
В блестящей столице иные из них
С ничтожной смешались толпой;
Поветрие моды умчало других
Из родины в мир им чужой.
Там русский от русского края отвык,
Забыл свою веру, забыл свой язык!
Крестьян его бедных наёмник гнетёт,
Он властвует ими один;
Его не пугают роптанья сирот…
Услышит ли их господин?
А если услышит — рукою махнёт…
Забыли потомки свой доблестный род!
Лишь старый служитель, тоской удручён,
Младого владетеля ждёт,
И ловит вдали колокольчика звон,
И ночью с одра привстаёт…
Напрасно! всё тихо средь мёртвого сна,
Сквозь окна разбитые смотрит луна,
Сквозь окна разбитые мирно глядит
На древние стены палат;
Там в рамах узорчатых чинно висит
Напудренных прадедов ряд.
Их пыль покрывает, и червь их грызёт…
Забыли потомки свой доблестный род!
<1849(?)>
Источник: А. К. Толстой. Сочинения: в 2 т. — М.: Художественная литература, 1981. — Т. 1. Стихотворения.
|
|
|
1. Пустой дом – впервые: в журнале «Русский вестник», 1856, т. 2, апрель, кн. 1, с. 486—487.
В «Пустом доме» отразились впечатления от одного из родовых домов Разумовских. Упоминание имени В. Растрелли свидетельствует о том, что здесь
имелся в виду не батуринский дворец, о котором идет речь в стихотворении «Ты знаешь край…».
Одним из важнейших образов в творчестве А. К. Толстого является образ разрушенного дома; истоки его – в мифологии и фольклоре.
Дом – это не только место, куда человек может вернуться, не только семья, род, это также и родина.
Поэт воспринимал современную ему действительность «как смену эпох, закат старой дворянской культуры». Критически оценивая многие стороны русской
жизни, он выступал непримиримым противником бездуховности, косности, беззакония, но в то же время ратовал за сохранение национальных традиций.
А. К. Толстой с горечью выносит молодому поколению суровый приговор: «русский от русского края отвык, забыл свою веру,
забыл свой язык». ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|