УРОК 71*[2]
«Сущность классического реализма прошлого века —
не в социально-критическом пафосе, хотя он и играл немалую роль, а прежде всего
в широком освоении живых связей человека с его близким окружением...» [3]
Реализм в литературе Европы и Америки
Этот урок может быть проведен в форме лекции,
в которой учитель расскажет о реализме как художественном методе и литературном направлении и основных представителях реализма в Западной Европе и в Америке.
В лекцию учителя могут быть включены сообщения учащихся о биографии и творчестве крупнейших писателей
классического реализма Англии (Ч. Диккенс, У. Теккерей);
Франции (Стендаль, О. де Бальзак, П. Мериме, Г. Флобер);
Америки (М. Твен) (по выбору учителя и учащихся).
Примерный план лекции
1. Реализм как литературное направление и как художественный метод. Своеобразие подхода писателей-реалистов к художественному изображению действительности:
объективность, выявление законов социальной жизни, причинно-следственные связи в историческом развитии общества, исторический и социальный детерминизм
(взаимообусловленность человеческих отношений, истории и общества).
2. Изображение социального организма как совокупности и разнообразия индивидуальностей. Типическое раскрывается в реализме через противоречие общего
и индивидуального, а общее выступает в индивидуальной оболочке.
3. Для реализма характерно смешение жанров, в нем нет условностей жанрового мышления, как в классицизме, и неразрешимого противопоставления идеала
и действительности, как в романтизме.
4. Главный принцип реализма — жизнеподобие, изображение жизни в формах самой жизни, однако для постижения сущности явлений в реализме возможны
фантастика, гротеск, гиперболы и т. п.
5. Мерой оценки действительности становится авторский идеал, связанный с ее критикой, и степень несоответствия жизни гуманистическим ценностям.
Сама действительность одновременно является источником и красоты, и безобразия. Вместе с тем художественный мир каждого писателя-реалиста индивидуален
и своеобразен.
6. Одновременное становление романтизма и реализма в Англии. Бытописательные и нравоописательные очерки Ч. Диккенса. Многообразие видов романа
в его творчестве. Сентиментально-юмористический характер «Посмертных записок Пиквикского клуба» и критика безнравственного и антигуманного буржуазного
мира в романе «Домби и сын». Нравственная проблематика, сатира и гротеск в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия».
7. Зарождение реализма во Франции. Стендаль — основоположник психологического романа. Поиск причин жизненных явлений в окружающей действительности,
акцент на внутреннем мире человека в его произведениях. Ум, воля и чувства героев Стендаля. Жизнь человека на фоне буржуазного общества в «Человеческой
комедии» О. де Бальзака. Экономические основы развития истории и частной жизни. Причинно-следственный характер описания общественной жизни. Предметная
деталь как примета времени и характера человека. Прозаизм, трагизм и материальный характер человеческих конфликтов в романах Бальзака. Новый герой-буржуа.
Нравственные критерии ценностей буржуазной эпохи и буржуазного человека. Деньги как мерило буржуазной «морали». Принципы реализма в исторических романах
и пьесах П. Мериме. Особенности сюжетов и героев новеллистики писателя. Психологизм в изображении внутренней жизни человека. Осуждение буржуазной
действительности в творчестве Г. Флобера. Его неверие в гуманизм научно-технического прогресса и положительные перспективы исторического развития.
Единственный положительный идеал писателя — искусство. Бунт против пошлости жизни в романе «Госпожа Бовари». Предельная объективность изображения
действительности Флобером. Натурализм как литературное направление в творчестве Э. Золя и Г. Ибсена.
8. Реализм в Америке. Юмор, жизнерадостность и глубокий оптимизм в творчестве М. Твена. Образ мира в его романах. Конфликт между естественностью
и цивилизацией, между человечностью и буржуазными нормами жизни. Мечта о естественном равенстве людей, уничтожении условностей их социального разделения.
Столкновение феодализма и капитализма в романе «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Разочарование в благотворной роли технического прогресса.
Изображение бездуховности современной писателю Америки и тревога за будущее человечества.
9. Зарождение реализма в России. Его «сосуществование» с романтизмом. Ироническое отношение к романтическому герою, находящемуся вне романтической среды.
Исторический и социальный детерминизм на русской почве. Главный герой литературы русского реализма — обыкновенный человек, поставленный в условия «игры» со
средой. Развитие реализма в России было связано с изображением внутренних стимулов поведения человека, его душевной жизни. Приоритет и эволюция прозаических
жанров в литературе русского реализма.
Итог урока.
Реализм в европейской, американской и русской литературе, несмотря на различную социально-историческую почву, имел ряд постоянных признаков, характерных
для разных национальных литератур. Это историзм, социальный анализ, типизация и широкая распространенность героев и жизненных явлений.
Изображение внутренней жизни героев и раскрытие характеров происходило через показ их индивидуальности. Писатели-реалисты стремились воссоздать мир как
противоречивый, но цельный организм. Литературе реализма присуща критика бездуховности и материальной власти денег над человеческой душой, свойственно
изображение деградации человеческой личности под влиянием пошлой среды. Эти черты реализма проявились в творчестве Г. де Мопассана и Г. Ибсена.
Следующие уроки: Урок 72*. Новелла Ги де Мопассана «Ожерелье» >>>
|