Главная |
|
|
Портрет Ги де Мопассана.
Гравюра Марселлена Десбутина. 19 век |
|
|
Иллюстрация Теофиля Стейнлена
к новелле «Ожерелье»
на обложке журнала «Le Gil Blas» от 8 октября 1893 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
ГИ ДЕ МОПАССАН
(1850 – 1893)
1 ЧАС
10 класс[1] |
УРОК 72*[2]
«Как все в жизни странно и изменчиво! Как мало нужно, чтобы погибнуть или спастись!» [3]
Ги де Мопассан. «Ожерелье».
Особенности жанра. Психологические проблемы
и мастерство композиции новеллы.
«Я появился в литературной жизни, как метеор, и исчезну, как молния», — сказал Мопассан незадолго до смерти. Его творческий путь был кратким,
а успех пришел как будто сразу и неожиданно. Однако триумфу его новеллы «Пышка» предшествовали годы ученичества. Писатель постигал словесное
мастерство под руководством Гюстава Флобера, а после его смерти молодому Мопассану помогал Тургенев.
Начать урок внеклассного чтения
можно с актуализации знаний учащихся о Мопассане.
Этому помогут вопросы:
1. Какие новеллы и романы Мопассана вам знакомы?
2. Какова в них нравственная позиция писателя?
3. Что он осуждает в современном ему обществе?
Десятиклассники могут быть знакомы с такими произведениями Мопассана, как «Пышка», «Мать уродов», «В своей семье». Сюжеты и проблемы этих новелл,
а также и романов «Жизнь» и «Милый друг» школьники могут узнать из сообщений специально подготовленных одноклассников.
Рассказ учителя о писателе должен быть кратким, а основное время на уроке будет посвящено чтению и обсуждению его
новеллы «Ожерелье».
Основные положения рассказа учителя
1. Мопассан родился в 1850 г. в Нормандии, где часто и происходит действие его новелл и рассказов. Отец, рано оставивший семью, принадлежал к древнему
дворянскому роду. Отсюда так аристократически звучит полное имя писателя — Анри Рене Альбер Ги де Мопассан. Его мать принадлежала к культурной буржуазной
семье города Руана, в которой бывал в молодости Флобер.
2. Мопассан учился в духовной семинарии города Ивето, затем окончил руанский лицей и получил звание бакалавра. В 1870 г. поступил на юридический
факультет в г. Канне, но с началом франко-прусской войны был призван в армию. После войны служил чиновником Морского министерства и Министерства народного
просвещения.
3. Интерес к литературе и первые поэтические опыты относятся к годам учебы. Писатель упорно овладевал литературным мастерством под руководством
Флобера, печататься начал во второй половине 1870-х гг., когда сблизился с Э. Золя и молодыми писателями-натуралистами.
4. В основе творчества Мопассана лежало критическое отношение к буржуазной действительности, его нравственно-эстетические позиции формировались
в русле гуманизма и реализма. Мопассан ратовал за высокую художническую объективность, ясность и точность художественной формы, лаконизм, простоту
и выразительность языка.
5. Наивысшего мастерства писатель достиг в жанре новеллы. О его творчестве восторженно отзывались русские писатели. Л. Толстой в
«Предисловии к сочинениям Г. Мопассана» так формулирует главную творческую тему французского художника: «Погибло и погибает все чистое и доброе в
нашем обществе, потому что общество это развратно, безумно и ужасно». По словам Чехова, Мопассан своим искусством «поставил такие огромные требования,
что писать по старинке сделалось уже больше невозможным»[4].
Желательно, чтобы новелла «Ожерелье» была прочитана учащимися дома.
Но ввиду ее небольшого объема значительные фрагменты текста могут быть воспроизведены прямо на уроке.
Начать разговор о новелле следует с выяснения общего впечатления от прочитанного.
Вопросы и задания
для выявления читательского восприятия
— Какой момент сюжета, по-вашему, наиболее впечатляет читателя?
— Какая социальная проблема поднята писателем?
— Можно ли считать это произведение только реалистическим изображением буржуазной жизни или проблематика новеллы шире?
— Какие писательские «ходы» можно считать несомненной удачей Мопассана?
— Озаглавьте каждую часть новеллы или выберите из нее ключевую цитату.
Самим писателем новелла структурно делится на шесть эпизодов. По каждому из них группы учащихся могут провести небольшую исследовательскую работу.
Во время ученических исследований, в которых помогут вопросы и задания учителя, следует обратить особое внимание учащихся на речевой строй эпизодов
(диалог, повествование, описание или изображение внутреннего состояния героев), от которого зависит путь анализа текста.
Группа 1.
Причины страданий Матильды Луазель.
Группа будет анализировать эпизод, в основе которого повествование с элементами описания внутреннего состояния героини.
1. Почему рождение Матильды автор называет «ошибкой судьбы»? Почему бедность приносила Матильде такие страдания?
2. В чем конфликт внешнего, реального мира и внутренних стремлений героини?
3. Осуждает ли ее автор за мечты о роскоши и богатстве? Можно ли считать ее виноватой в таком отношении к жизни? Завидовала ли Матильда госпоже Форестье?
4. Какие идеалы формирует в человеке буржуазный мир?
5. Какие причинно-следственные связи можно заметить между фактами жизни Матильды и ее состоянием? Для какого художественного метода характерно
установление таких взаимосвязей?
Группа 2.
Приглашение на бал и его последствия.
Группа будет анализировать эпизод, в основе которого диалог.
1. Почему приглашение на бал не обрадовало Матильду?
2. Какие слова и выражения говорят о характере ее эмоций в диалоге с мужем?
3. В чем внутренний конфликт этого диалога?
4. Докажите, что муж Матильды любил ее, хотя и не все понимал в ее душе.
5. Есть ли подтекст в репликах диалога Матильды и ее мужа о новом платье? Аргументируйте свое мнение.
Группа 3.
Ожерелье госпожи Форестье.
Группа будет анализировать фрагмент, в основе которого диалог и динамика изменений внутреннего состояния героини.
1. Почему Матильда не хотела приколоть к платью живые цветы?
2. Как она себя чувствовала в момент примерки украшений?
3. Какими способами автор передает динамику душевного состояния героини до, во время и после ее визита к подруге?
4. Какие слова и выражения помогают точнее представить главный конфликт новеллы?
5. Докажите, что перед нами фрагмент реалистического произведения.
Группа 4.
Пропажа.
Группа будет анализировать фрагмент, в основе которого изображение динамики душевного состояния героев.
1. Почему описание бала, к которому так старательно готовилась героиня, занимает в новелле всего два абзаца?
2. Какой была Матильда на балу? Прав ли автор, утверждая, что «она была несчастна как женщина, созданная для иной среды»?
3. Какой смысл в новелле приобретает упоминание о среде обитания людей? Почему скромная жизнь простого чиновника не угнетала мужа Матильды так, как ее?
4. Что чувствовали после бала Матильда и ее муж? Проследите и объясните динамику их эмоций и внутреннего состояния. Какими способами автор рисует
душевное состояние героев?
5. Был ли для Матильды и ее мужа другой выход из ситуации с потерей ожерелья?
Группа 5.
10 лет нищеты.
Группа будет анализировать повествовательный фрагмент, в котором важна динамика событий и временные отношения в тексте.
1. Какой художественный смысл в том, что рассказ о 10 годах из жизни семьи Луазель занимает меньше страницы?
2. Внешне или внутренне изменилась Матильда в ситуации крайней бедности?
3. Проанализируйте глагольную лексику фрагмента. Как он помогает понять проблему новеллы?
4. Охарактеризуйте художественное время эпизода. Какими способами оно создается и какой смысл придает повествованию?
5. Как вы понимаете философский смысл финальных слов фрагмента: «Как все в жизни странно и изменчиво! Как мало нужно, чтобы погибнуть или спастись!»?
Группа 6.
«Ожерелье было фальшивое».
Группа будет анализировать эпизод, в основе которого анализ подтекста в диалоге.
1. Почему Матильда решилась рассказать подруге о потере ожерелья? Права ли Матильда, обвиняя подругу в своих «тяжелых днях»?
2. В чем особенности подтекста их диалога? Говорит ли Матильда то, что думает? Изменилось ли ее отношение к подруге по сравнению с началом новеллы?
3. Что изменилось в характере Матильды за 10 лет нищеты?
4. В чем пафос финальной части новеллы?
5. Каково авторское отношение к героине?
Итоговые вопросы и задания
1. Какой смысл приобретает в новелле мотив денег? Проследите его динамику по всему тексту.
2. Какой ценой Матильда и ее муж заплатили за утраченное ожерелье? Можно ли измерить их потери только материальными мерками?
3. Кто, по мнению автора, виноват в жизненной участи семьи Луазель?
4. Какой смысл приобретают авторские обобщения в каждом эпизоде новеллы?
5. Можно ли утверждать, что социальные и нравственные обобщения автора новеллы обличают несправедливость буржуазного мира?
6. Индивидуальное задание. Есть ли общность в проблематике и художественной манере новеллы Мопассана «Ожерелье» и рассказа Чехова «Анна на шее»?
Итог урока.
«Ожерелье» Мопассана — это новелла-рассуждение. От грубой логики «голого» сюжета, утверждающего, что опасно брать взаймы чужую дорогую вещь,
Мопассан приводит читателя к социально-нравственным обобщениям, характерным для реалистической литературы.
Писатель нигде не навязывает своего мнения читателю, автор пытается быть максимально объективным, прячась в своем повествовании. Но его мысли
заставляют читателя задуматься о жизни, и эти рассуждения расширяют сюжет новеллы до уровня социального обобщения.
Писатель убежден: в мире, где царят деньги, легко не только разрушить все лучшие, светлые мечты людей, опустошить их души, сформировать в их сознании
ложные идеалы, но и совершенно реально отнять у человека его молодость и красоту. В жестком мире материальных ценностей для этого достаточно фальшивой
безделушки. Несправедливость социального устройства тяжелее всех переживают люди с тонкой душевной организацией, неспособные противостоять алчности и зависти.
Мастерство писателя проявилось в его способности показать в единичной жизненной ситуации широкие социально-нравственные проблемы.
Следующие уроки: Урок 73*. Драма Генрика Ибсена «Кукольный дом» >>>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|