Творчество А. С. Пушкина
УРОКИ 27-28*[2]
«„Евгений Онегин“ — это образ мира, явленный в стиле»[3]
Повторение романа Пушкина «Евгений Онегин».
При повторении романа «Евгений Онегин», изученного в 9 классе, учителю следует
организовать работу так, чтобы поднять ее на новый уровень осмысления произведения, так как в возрастном развитии и читательском восприятии
учеников 9 и 10 классов существуют значительные различия.
Информация, известная школьникам ранее, может быть кратко изложена в их сообщениях
(творческая история романа, особенности его замысла, сюжета, композиции, системы образов, жанра, художественной формы, онегинской строфы).
В рассказе учителя следует подчеркнуть новаторский характер реалистического романа, который создавался в период приоритетов романтической
художественной традиции, его отличие от романов, созданных до Пушкина.
В гуманитарном классе эта позиция может быть дополнена докладами учащихся, работающих над рефератами, которые предполагают сопоставление романа
с русской и западноевропейской прозой конца XVIII — начала XIX в., как с романами, которые читали Онегин и Татьяна: «Юлия, или Новая Элоиза» Руссо,
«Мельмот-скиталец» Метьюрина, «Жан Сбогар» Нодье, «Страдания юного Вертера» Гёте, — так и с русскими романами, например «Наталья, боярская дочь» Карамзина.
Повторяя особенности сюжета, композиции и системы образов романа, следует подчеркнуть, что он включает в себя две линии: Онегин — Татьяна и
Ленский — Ольга. Они параллельны, так как романы героев в обоих случаях не состоялись.
Но линия Ленский — Ольга не развивается, потому что судьба
Ленского зависит не от его отношений с Ольгой. Любовь Ленского к Ольге в композиционном плане помогает Татьяне лучше понять Онегина. Ленский не
только оппонент Онегина, но и образ, связанный с автором-повествователем. Поэтому не случайно, что в VI главе автор дает нам два различных жизненных пути
Ленского, если бы он остался жив.
Характеризуя отдельных героев романа,
особенности его композиции,
следует предложить школьникам подумать
над такими вопросами:
1. Что стало причиной духовного кризиса Онегина? Смог ли он его преодолеть? Что общего у Онегина и Ленского, Онегина и автора-повествователя?
2. Как меняются внешний облик и внутренний мир Татьяны от начала до конца романа? В чем смысл ее сопоставления с Ольгой?
3. Какой смысл имеет высказывание Г. А. Гуковского о романе «Евгений Онегин»: «Построение „Евгения Онегина“ напоминает зеркальное отражение
предмета, которое мы видим дважды: в натуре и в зеркале...»? Г. А. Гуковский. «Пушкин и проблемы реалистического стиля». 1957.
4. Каковы взаимоотношения повествователя с героями романа и его оценки героев? Как образ автора способствует расширению границ романа,
созданию «энциклопедии русской жизни»? Какими новыми принципами пользуется автор в изображении окружающей жизни?
5. Какие черты биографии Пушкина отразились в лирических отступлениях? Какова их композиционная роль?
6. В чем особенности художественной формы романа в стихах? Какова композиционно-стилевая роль онегинской строфы?
Кроме того, на уроке следует повторить основные оценки романа в критике и расширить для школьников список исследователей, писавших о
романе как в XIX (Рылеев, Бестужев-Марлинский, Баратынский, Н. Полевой, Белинский, Герцен, Гоголь, Гончаров, Писарев, Достоевский, Ключевский),
так и в XX в. (Мережковский, Л. Гроссман, Томашевский, С. Франк, Гуковский, Мейлах, Макагоненко, Ю. Лотман, Бахтин, Кожевников).
Итог уроков.
«Евгений Онегин» — это новаторское произведение, реалистический роман, созданный в эпоху главенства романтизма, но далекий от литературных шаблонов
и романных клише. Его главные герои — это национально-исторические типы, которые изображены не однолинейно, а многопланово. Онегин — представитель
передовой дворянской интеллигенции, которую не устраивает консерватизм и невежественные взгляды дворянства, но выхода из этой ситуации он не видит,
гражданского идеала для себя он так и не нашел. Ленский уходит от быта, реальной действительности в атмосферу иллюзий, которые рушатся при столкновении
с жизнью, и одна из причин краха — Онегин.
Татьяна — воплощение пушкинских представлений об идеальной женщине. Она образованна, тонка, мечтательна, близка к природе, ее внутренний мир
сложен и значителен. Воспитанная на французских романах, она не утрачивает русских национально-бытовых традиций. Ее трагедия в конфликте со средой
своей семьи, ее ничтожными духовными запросами, она страдает от одиночества, от невозможности быть счастливой, от высокой любви. Она жертва социальных
условий, но не изменяет своему внутреннему миру, тогда как Онегин страдает, прежде всего, от собственной позиции нравственного отрицания.
Важная особенность романа в том, что в нем раздвинуты границы личного конфликта, и в произведение входит русская жизнь во всех ее проявлениях.
Фабулу романа можно уложить в рамки взаимоотношений четырех главных героев, а сюжет, благодаря наличию автора-повествователя, выходит за эти рамки. Автор
проявляется в романе двояко: и как герой романа, и как рассказчик. Автор романа в системе действующих лиц и Пушкин — не одно и то же. Герой, от лица
которого ведется повествование, — спутник Онегина, антипод Ленского, защитник Татьяны. Он и действующее лицо лирических отступлений, которые являются
основной частью сюжета и обозначают границы романного, художественного времени.
В лирических отступлениях Пушкин определяет критерии ценности человеческой личности. Это философское отношение к жизни, смерти и бессмертию,
к вечному движению времени и быстротечности человеческой жизни, это отношение к творчеству, таланту, способностям, отношение к Родине. Автор является
в романе и стержнем, и связующим звеном в картинах «энциклопедии русской жизни».
Следующие уроки: * Урок 29. Развитие реализма в прозе Пушкина 1830-х гг. «Повести Белкина» как
прозаический цикл >>>
|